Рассматривание картины Игоря Грабаря " Февральская лазурь"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Пономарева Елена Валерьевна

Цель: совершенствование навыка рассматривания картины.

Предметные задачи

1.     Познакомить детей с картиной И.Э.Грабаря « Февральская лазурь»

2.     Обобщить представления о зиме.

3.     Активизировать словарный запас( пейзаж, лазурный, иней, белоствольная, оттенки, галерея)

4.     Развивать связную речь.

5.     Учить составлять слова из букв, сделанных на математическом планшете.

Метопредметные задачи

1.     Развивать представления о разнообразии цветов и оттенков, различать их.

2.     Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства.

Личностные задачи

Учить детей работать в подгруппах.

Оборудование: ИКТ, портрет художника И.Э.Грабаря, картина И.Э.Грабаря  « Февральская лазурь»; картины художника В.М.Васнецова, Шишкина, Саврасова; математические планшеты, резинки к ним, смайлики звуков.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы пойдем с вами в картинную галерею.

 -Что такое галерея?

Ответы детей.

-Это пространство , предназначенное для демонстрации изобразительного искусства.

-Вспомните пожалуйста, как нужно вести себя музее, в картинной галерее?

Ответы детей.

- Говорить нужно тихим голосом, обсуждать то, что видим, делиться впечатлениями.

 

-Нельзя бегать, трогать руками ничего нельзя.

-Нельзя мусорить.

-Давайте подойдем поближе к картинам и рассмотри их.

-Что вы видите на этой картине, как она называется, кто написал эту картину?

( « Аленушка», М.В.Васнецов, « Грачи прилетели» Саврасов)

Вы все любите рисовать, но не каждый знает, чем один рисунок отличается от другого. Может быть портрет, натюрморт или пейзаж.

Познакомимся сегодня с пейзажем.

Если видишь на картине

 Нарисована река

 Или ель и белый иней,

Или сад  и облака,

Или снежная равнина

Или поле или шалаш,

То подобная картина

Называется пейзаж.

Подойдите к тем картинам, где как вы думаете нарисован пейзаж.

Рассматриваем картины, обсуждаем, что художник изобразил.

-Кто уже понял, что такое пейзаж?

Проходите, присаживайтесь удобней.( Дети проходят к интерактивной доске, садятся на специальные подушки»)

На доске показан портрет художника.

Сегодня я расскажу вам о художнике, который очень любил рисовать зимний пейзаж. Когда зима заканчивалась, он рисовал натюрморты, портреты и ждал с нетерпением, когда снова наступит зима.

Игорь Грабарь любил рисовать зиму, особенно ему нравился иней, его он изображал в голубых, синих, сиреневых, розовых оттенках. Однажды зимой художник приехала на дачу. Ночью был сильный мороз. Утром он выглянул в окошко и увидел чудную зимнюю картину. Художник сказал: «Скорее, скорее написать, пока ветер, метель и вьюга не помешали мне». Игорь Грабарь случайно выронил кисточку, а когда поднимал её, он увидел березу снизу, так  он писал картину, а зимушка ходила вокруг него и пела свои зимние песни. Так появилась картина « Февральская лазурь»

-Что вы видите на картине?

-Какое время года изобразил художник?

-Подумайте какая погода на картине?

-Как вы догадались?

Сейчас мы будем рассматривать картину по частям.

-Что вы видите в этой части картины?

- Снег, тени.

-Какими цветами пользовался Игорь Грабарь, чтобы изобразить снег, тень.

-Голубым, синим, сиреневым, фиолетовым, лазурным, розовым.

-Давайте посмотрим на эту часть картины.

-Что вы видите?

-Березу.

Опишите березу ,какая она?

-Изогнутая, красивая, ветвистая, кривая.

-Посмотрите, вдалеке мы видим еще березы, их ветви переплелись и кажется , что на картине кружево зимнее.

-Посмотрите на эту часть картины, что вы видите?

-Лес.

-Какие краски понадобились художнику, чтобы изобразить березы?

-Давайте посмотрим на эту часть картины, что вы видите?

-Небо.

-Какого оно цвета?

Мы рассмотрели картину по частям, давайте ещё раз посмотрим и подумаем, что главное на этой картине?

-Что художник хотел нам рассказать, когда писал « Февральскую лазурь»?

-Теперь давайте представим, что мы входим в картину, что бы вы услышали?

-Послушайте, как рассказывают про эту картину экскурсоводы в музее:

« На картине Игоря Грабаря « Февральская лазурь»нарисован зимний пейзаж. На переднем плане картины изображена береза. Художник смотрит на нее как будто снизу. От этого береза кажется сказочной фантастической.

Поражают цвета на картине. Хотя изображен февральский день, но на картине мало белого цвета –цвета снега. Больше весенних цветов. Художник этим передает, что скоро кончится зима и на смену ей придет весна. Голубой цвет на картине имеет много оттенков. Художник применяет и светло –зеленый и голубой и лазурный и ультрамариновый для окрашивания зимнего неба.

Сиреневый снег, лазурное небо, жемчужная береза создают праздничное радостное настроение.

На заднем плане изображен лес, который нарисован тоже очаровательными цветами. Картина понравилась своей таинственностью. Взгляд притягивает береза своими раскидистыми ветками, изогнутым стволом. Хочется оказаться около этой прекрасной березы.»

Теперь вы будете экскурсоводами и расскажете о картине. В этом вам поможет мнемо –схема. ( Приложение 1)

Дети рассказывают о картине, спрашиваю 3- 4 детей.

Молодцы, вы были хорошими экскурсоводами. Подойдите ко мне.

Сейчас под музыку П.И.Чайковского вы будете изображать свои чувства, то что вы почувствовали рассматривая картину.

Сейчас проходите, садитесь за столы, посмотрите на меня. Давайте вспомним любимые слова Игроря Грабаря( иней, зима, снег, небо)

Сейчас мы будем составлять слова : иней, зима, небо, снег.

-Подойди Настя к доске и выложи из магнитных букв слово « зима».

-Дети, сколько слогов в этом слове?

-Два.

-Посмотрите на слово, и подумайте какой нужно смайлик поставить под буквой з?

-Зеленый.

-Почему?

-Потому что звук з согласный, мягкий.

-Какой смайлик нужно поставить под буквой и?

-Красный.

-Под буквой м?

-Синий.

-Под букой а?

Правильно, молодцы. Теперь слушайте задание: у каждого  на столе лежит математический планшет и резиночки, каждый будет выкладывать одну букву, вы решите между собой какую. Первый стол выкладывает слово          « зима», второй стол –иней, третий –снег, четвертый –небо.

Молодцы все справились. У каждого на столе лежат смайлики( улыбается, грустит, обычный). Смайлик, который улыбается означает, что вам понравилось занятие, вы многое узнали, справились с заданием; смайлик, который грустит означает, что вам было тяжело справляться с заданием, обычный смайлик означает , что вам понравилось задание, вы справлялись с заданием, но не все задания получились.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: совершенствование навыка рассматривания картины.

Предметные задачи

  1. Познакомить детей с картиной И.Э.Грабаря « Февральская лазурь»
  2. Обобщить представления о зиме.
  3. Активизировать словарный запас( пейзаж, лазурный, иней, белоствольная, оттенки, галерея)
  4. Развивать связную речь.
  5. Учить составлять слова из букв, сделанных на математическом планшете.

Метопредметные задачи

  1. Развивать представления о разнообразии цветов и оттенков, различать их.
  2. Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства.

Личностные задачи

Учить детей работать в подгруппах.

Оборудование: ИКТ, портрет художника И.Э.Грабаря, картина И.Э.Грабаря  « Февральская лазурь»; картины художника В.М.Васнецова, Шишкина, Саврасова; математические планшеты, резинки к ним, смайлики звуков.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы пойдем с вами в картинную галерею.

 -Что такое галерея?

Ответы детей.

-Это пространство , предназначенное для демонстрации изобразительного искусства.

-Вспомните пожалуйста, как нужно вести себя музее, в картинной галерее?

Ответы детей.

- Говорить нужно тихим голосом, обсуждать то, что видим, делиться впечатлениями.

-Нельзя бегать, трогать руками ничего нельзя.

-Нельзя мусорить.

-Давайте подойдем поближе к картинам и рассмотри их.

-Что вы видите на этой картине, как она называется, кто написал эту картину?

( « Аленушка», М.В.Васнецов, « Грачи прилетели» Саврасов)

Вы все любите рисовать, но не каждый знает, чем один рисунок отличается от другого. Может быть портрет, натюрморт или пейзаж.

Познакомимся сегодня с пейзажем.

Если видишь на картине

 Нарисована река

 Или ель и белый иней,

Или сад  и облака,

Или снежная равнина

Или поле или шалаш,

То подобная картина

Называется пейзаж.

Подойдите к тем картинам, где как вы думаете нарисован пейзаж.

Рассматриваем картины, обсуждаем, что художник изобразил.

-Кто уже понял, что такое пейзаж?

Проходите, присаживайтесь удобней.( Дети проходят к интерактивной доске, садятся на специальные подушки»)

На доске показан портрет художника.

Сегодня я расскажу вам о художнике, который очень любил рисовать зимний пейзаж. Когда зима заканчивалась, он рисовал натюрморты, портреты и ждал с нетерпением, когда снова наступит зима.

Игорь Грабарь любил рисовать зиму, особенно ему нравился иней, его он изображал в голубых, синих, сиреневых, розовых оттенках. Однажды зимой художник приехала на дачу. Ночью был сильный мороз. Утром он выглянул в окошко и увидел чудную зимнюю картину. Художник сказал: «Скорее, скорее написать, пока ветер, метель и вьюга не помешали мне». Игорь Грабарь случайно выронил кисточку, а когда поднимал её, он увидел березу снизу, так  он писал картину, а зимушка ходила вокруг него и пела свои зимние песни. Так появилась картина « Февральская лазурь»

-Что вы видите на картине?

-Какое время года изобразил художник?

-Подумайте какая погода на картине?

-Как вы догадались?

Сейчас мы будем рассматривать картину по частям.

-Что вы видите в этой части картины?

- Снег, тени.

-Какими цветами пользовался Игорь Грабарь, чтобы изобразить снег, тень.

-Голубым, синим, сиреневым, фиолетовым, лазурным, розовым.

-Давайте посмотрим на эту часть картины.

-Что вы видите?

-Березу.

Опишите березу ,какая она?

-Изогнутая, красивая, ветвистая, кривая.

-Посмотрите, вдалеке мы видим еще березы, их ветви переплелись и кажется , что на картине кружево зимнее.

-Посмотрите на эту часть картины, что вы видите?

-Лес.

-Какие краски понадобились художнику, чтобы изобразить березы?

-Давайте посмотрим на эту часть картины, что вы видите?

-Небо.

-Какого оно цвета?

Мы рассмотрели картину по частям, давайте ещё раз посмотрим и подумаем, что главное на этой картине?

-Что художник хотел нам рассказать, когда писал « Февральскую лазурь»?

-Теперь давайте представим, что мы входим в картину, что бы вы услышали?

-Послушайте, как рассказывают про эту картину экскурсоводы в музее:

« На картине Игоря Грабаря « Февральская лазурь»нарисован зимний пейзаж. На переднем плане картины изображена береза. Художник смотрит на нее как будто снизу. От этого береза кажется сказочной фантастической.

Поражают цвета на картине. Хотя изображен февральский день, но на картине мало белого цвета –цвета снега. Больше весенних цветов. Художник этим передает, что скоро кончится зима и на смену ей придет весна. Голубой цвет на картине имеет много оттенков. Художник применяет и светло –зеленый и голубой и лазурный и ультрамариновый для окрашивания зимнего неба.

Сиреневый снег, лазурное небо, жемчужная береза создают праздничное радостное настроение.

На заднем плане изображен лес, который нарисован тоже очаровательными цветами. Картина понравилась своей таинственностью. Взгляд притягивает береза своими раскидистыми ветками, изогнутым стволом. Хочется оказаться около этой прекрасной березы.»

Теперь вы будете экскурсоводами и расскажете о картине. В этом вам поможет мнемо –схема. ( Приложение 1)

Дети рассказывают о картине, спрашиваю 3- 4 детей.

Молодцы, вы были хорошими экскурсоводами. Подойдите ко мне.

Сейчас под музыку П.И.Чайковского вы будете изображать свои чувства, то что вы почувствовали рассматривая картину.

Сейчас проходите, садитесь за столы, посмотрите на меня. Давайте вспомним любимые слова Игроря Грабаря( иней, зима, снег, небо)

Сейчас мы будем составлять слова : иней, зима, небо, снег.

-Подойди Настя к доске и выложи из магнитных букв слово « зима».

-Дети, сколько слогов в этом слове?

-Два.

-Посмотрите на слово, и подумайте какой нужно смайлик поставить под буквой з?

-Зеленый.

-Почему?

-Потому что звук з согласный, мягкий.

-Какой смайлик нужно поставить под буквой и?

-Красный.

-Под буквой м?

-Синий.

-Под букой а?

Правильно, молодцы. Теперь слушайте задание: у каждого  на столе лежит математический планшет и резиночки, каждый будет выкладывать одну букву, вы решите между собой какую. Первый стол выкладывает слово          « зима», второй стол –иней, третий –снег, четвертый –небо.

Молодцы все справились. У каждого на столе лежат смайлики( улыбается, грустит, обычный). Смайлик, который улыбается означает, что вам понравилось занятие, вы многое узнали, справились с заданием; смайлик, который грустит означает, что вам было тяжело справляться с заданием, обычный смайлик означает , что вам понравилось задание, вы справлялись с заданием, но не все задания получились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План коммуникативной деятельности для детей подготовительной «Б» группы на тему: «Рассматривание картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны»»

* Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна».  * Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин,  формирование целостного представления об изображенном на ...

Конспект занятия по искусствоведению в старшей группе. Тема: Рассматривание картины И.Грабаря « Сказка инея и восходящего солнца».

Конспект  занятия  по  искусствоведению   в  старшей  группе.Тема: Рассматривание  картины  И.Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»....

ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИН И. ГРАБАРЯ «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР», И. ШИШКИНА «ЗИМА»

Образовательные задачи. Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширить, уточнить, актуализировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать навык рассмат...

Конспект интегрированного занятия по рассматриванию картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны» и составление рассказов по картинам

Конспект интегрированного занятия по рассматриванию картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны»и составление рассказов по картинам...

Беседа по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Цель: развитие связной речи детей через ознакомление с картиной  И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».Задачи: По речевому развитию:учить составлять описательно-повествовательны...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Конспект НОД по речевому развитию  для детей старшего дошкольного возраста на тему:  «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»  ...