Беседа по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сиянко Кристина Юрьевна

Цель: развитие связной речи детей через ознакомление с картиной  И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Задачи:

 По речевому развитию:

  • учить составлять описательно-повествовательный рассказ по картине;
  • формировать умение выражать свои мысли понятно для окружающих;
  • продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными распространенными предложениями и используя разные виды сложных предложений;
  • упражнять детей в подборе относительных прилагательных;  обогащать словарь детей за счет красочных эпитетов сравнений;
  • развивать у детей фонематический слух: определять положение звука в слове, характеризовать гласные и согласные звуки.

По художественно-эстетическому развитию:

  • учить внимательно рассматривать художественное полотно;
  • формировать  интерес  к средствам пейзажной  живописи, развивать чувство  композиции;
  • развивать  творческое  воображение, художественное  восприятие детей, способность  видеть  и чувствовать  состояние зимней природы  и  эмоционально  откликаться  на  него, выражая  чувства, впечатления  в детском творчестве.

По познавательному развитию:

  • углубить и обобщить представления детей о зиме, типичных признаках февраля месяца;                                    
  • воспитывать интерес к окружающей природе, любознательность.                                                                      

По социально-коммуникативному развитию:    

  • организовать общение детей со сверстниками и педагогами: помочь воспитателям в решении игровой проблемной ситуации;                                                                                               
  • воспитывать чувство восхищения красотой русской природы и живописью русских художников, гордость за нашу великую и прекрасную Родину.

По физическому развитию:

  • беречь здоровье детей, используя  здоровьесберегающие технологии: дыхательные упражнения, физкультминутку  и пальчиковую гимнастику.                                                      

Словарная работа:  пейзаж, красавица зимушка-зима, лазурь, лазоревый.

Предварительная работа: прогулки, наблюдение за живой природой, чтение художественной литературы, загадывание загадок о временах года, рисование;

Методические приемы: рассматривание картины, беседа по вопросам, чтение стихотворения С.Есенина «Белая береза», И. Есаулкова «Февральская лазурь», рассказ – образец воспитателя, составление описательного рассказа детьми, дидактическая игра, слушание музыки.

Оборудование и материалы: репродукция картины И.Грабаря «Февральская лазурь», портрет художника, магнитофон, сарафан, аудиозапись пьесы «Февраль. Масленица» из цикла  «Времена  года» П.И Чайковского, стихотворение  С. Есенина «Береза», И. Есаулкова «Февральская лазурь»,  альбомные листы,  акварельные краски, гуашь, восковые  мелки, пособия «Настоение картины».

Ход  НОД:

Создание проблемной ситуации

Воспитатель говорит, что хочет сделать выставку картин известного русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря.  (Показывает детям портрет художника). Для выставки нужна репродукция под названием «Февральская лазурь». Есть две картины, но они без подписей имени художника. Как узнать нужную картину?  Дети предлагают разные варианты решения этой проблемы.  (Воспитатель выбирает вариант с рассматриванием картины и составлением рассказа о ней).

Сюрпризный момент

Воспитатель. Ребята, к нам в группу залетели снежинки. Снежинки не простые, а с загадками. Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте:

Не скульптура, не лепнина,

Лишь вчера сотворена

В рамке на стене она –

Труд художника – (картина)

Если видишь на картине нарисована река,
или ель и белый иней, или сад и облака,
или снежная равнина, или поле и шалаш,
то подобная картина называется … (пейзаж)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Это?     (Зима).

Воспитатель. Правильно. А как  ласково можно назвать зиму?  (Зимушка)

А сейчас  давайте выполним артикуляционно-дыхательные упражнения.

Мороз трещит [щщщ] (громко, тихо)

Ветер свистит [ссссссс] (громко, тихо)

Вьюга завывает [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)

«Лошадка» на санях детей катает

Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо).

 

Наша Россия очаровательна и прекрасна во все времена года, но особенно сказочной и таинственной она становится с приходом белоснежной зимы.

 

 

Дидактическая игра. «Какая зима?»

Ребята, сейчас я предлагаю вам поиграть в такую игру: я буду вам называть признаки зимы, а вы будете  отвечать на вопрос какая зима?
 

Если зимой холодно, значит зима (какая?) (холодная).
Если зимой  много снега, значит зима (какая?) (снежная).
Если зимой сильные морозы, значит зима (какая?) (морозная).
А если часто гуляет вьюга, значит зима (какая?) (вьюжная).
Если на улице стужа, студено, значит зима (какая?) (студеная).
Вот так, играя,  мы рассказали о зиме. 
Воспитатель. Зима – это  поистине чудное, сказочное  время года. Оно восхищало талантливых людей на создание настоящих шедевров. Сегодня мы с вами будем говорить о красоте зимней природы.

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Неподвижною немою

Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев)

Зима – художница рисует разные картины.

Поэт описывает природу словами, а художники как?  (Красками).

Рассматривание принесенных воспитателем  картин: И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» и А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Какие интересные, красивые картины. На них мастерски изображена природа,  березы, но в чем вы видите разницу? Какое  это время года?  (На одной – еще зима, хотя и поздняя, а на другой – уже весна, потому что грачи строят гнезда в марте). Можно сделать вывод, что это не та картина, которая принадлежит кисти художника Грабаря. После этого педагог обращает внимание детей на картину «Февральская лазурь».

Воспитатель. Больше всего, мне кажется, подходит к этой картине стихотворение С.Есенина «Белая береза». Оно вам знакомо, давайте вспомним его:

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

Вопросы:

1. Какими красивыми словами С.Есенин описывает березу? (принакрылась точно серебром, пушистые ветки…)

2. Распустились кисти как? (белой бахромой)

3. В какой тишине стоит береза? (в сонной тишине)

4. Как горят снежинки? (в золотом огне)

5. Кто обходит березы? Как? (заря, лениво)

Воспитатель. Да, действительно это стихотворение как будто написано об этой картине. Кажется, что С.Есенин, увидев картину,  написал это стихотворение. Вам понравилась есенинская березка?

А вот какой увидел берёзку зимой художник. Рассмотрите репродукцию.  Какими словами из стихотворения Есенина можно описать её? (Береза принакрылась снегом, точно серебром; ветки пушистые и т. д.)

 История написания картины

Воспитатель. Послушайте историю написания картины. Автор картины очень любил зиму. Однажды зимой он приехал на дачу. Ночью был сильный мороз. Утром, выглянув в окошко, художник увидел чудную зимнюю картину и сказал сам себе: «Скорее, скорее написать, пока ветер, метель и вьюга мне не помешали!». Он рисовал, а зимушка ходила вокруг него и напевала свои песенки. И «выросло» на картине настоящее чудо-дерево, как в сказке. Смотрите, какое оно высокое, словно продолжает расти у нас на глазах. Чтобы показать березу во всей ее величавой красоте, художник писал ее, стоя в специально вырытой яме. Вот что он вспоминал позже: «Когда я однажды взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба». Так появилась картина, ставшая знаменитой во всем мире.

Беседа по картине

Рассмотрите, пожалуйста, внимательно картину и скажите, о чем эта картина? (Художник передает красоту зимнего дня).

-К какому жанру живописи она относится? (Это пейзаж).

- Какой февральский день изобразил художник? (Морозный, солнечный,  ясный зимний день).

- Какова берёза на переднем плане картины? (Берёза белоствольная, ветвистая, высокая, густая, нарядная, пышная, стройная, она занимает главное место на картине).

 - Рассмотрите небо. Как меняется цвет неба, какое оно наверху, какое у горизонта? Есть ли на нём облака? (Небо высокое, чистое, прозрачное, тёмно-синее вверху, серое, серо-голубое на горизонте. На небе нет ни одного облака).

- Рассмотрите снег. Много ли его? Какого он цвета на солнце? А в тени? (Снега много, на солнце он блестит, сверкает, яркий, лазоревый в тени, голубовато-розовый, чуть фиолетовый и даже кое-где зеленоватый на солнышке - это от цвета неба, солнца и деревьев. Снег как бы вобрал в себя все краски окружающего мира).  

-  Рассмотрите задний план картины. Что виднеется на горизонте? Что можно сказать о других берёзках? (На горизонте темнеют тонкие, белоствольные березы).

 - Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? (Хочется прижаться к стволу берёзы, почувствовать её, подышать этим февральским морозным воздухом. Возникает ощущение того, что ты сам находишься среди этих деревьев).

- Как бы вы назвали эту картину? («Белая береза», «Зимний день»).

Художник изобразил небо, используя краску, которая называется лазурь. (Объяснение слов: лазурь – светло-синий цвет, цвет неба, моря; лазоревый – нежно-голубой). Именно в феврале, в конце зимы такое яркое, синее, лазурное небо.

Несмотря на то, что в центре картины береза,  взгляд зрителей   приковывает  чистое, прозрачно голубое, лазурное  небо. Вы, я думаю, уже догадались, что эта картина называется… – «Февральская лазурь» и именно она нужна педагогу для выставки.

Динамическая пауза

Воспитатель. Ребята, давайте представим, что мы на улице возле этой красавицы-березы. В лесу тихо, потрескивают ветки, весело щебечут  птицы, как будто скоро зазвенит капель… (Звучит музыка П.И.Чайковского «Февраль». На одну из девочек воспитатель надевает белый сарафан, и она встает в центр хоровода).

Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся в хоровод),

И к березке подойдем в белом сарафане (идут в центр хоровода),

Разойдемся в круг большой (расходятся),                                                                                                            И покружимся с тобой (кружатся).

Дует ветер на тебя (вдох – выдох)

И садятся птицы (приседают),

А на ветках у тебя

Иней серебрится (поднимаются, поднимают и опускают руки).

На дворе сейчас зима –

Холодно, морозно (поглаживают плечи),

Шубу снежную надень, белая береза (кружатся).

Составление рассказов по картине

Ребята, представьте, что вы стали экскурсоводами и вам нужно рассказать об этой картине. Рассказывать мы будем по плану и поможет нам эта таблица. (Выставляется мнемотаблица). Объясню, как с ней работать. (Сначала педагог объясняет и рассказывает о картине, а затем это делают дети.) Послушайте мой рассказ о картине.

В своей картине «Февральская лазурь» художник И.Э.Грабарь передает красоту зимнего дня.

День морозный, солнечный, ясный. На переднем плане художник нарисовал березу. Она белоствольная, ветвистая, высокая, нарядная. Вдалеке видны тонкие березки, стоящие стройными рядами.

Снег на солнце блестит, сверкает. Художник использовал сиреневые, нежно-розовые, голубые, лазурные краски, чтобы передать красоту природы.

Оказавшись в этом лесу, я бы послушала тишину, почувствовала,  как легко дышится: воздух чистый, свежий; услышала бы как трещат от мороза ветки, как пролетает птица. Когда смотришь на картину «Февральская лазурь», охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света, ослепляет лазорево-синим небом.

Воспитатель:

Послушайте стихотворение, которое написал поэт Есаулков о картине.

Прошла неделя непогоды –

И нет ветров и снежных бурь,

И снова радостна природа:

Играет на снегах лазурь,

 

Ласкает солнце. Словно слёзы,

С застрехи падает капель.

И к небу тянутся берёзы,

Взрывая снежную купель.

 

На лыжах пробежать по снегу

В чуть розовеющую даль,

Лазурным любоваться небом

И радоваться, что февраль

 

Приход весны нам обещает!

А солнышко слепит глаза,

И на ветвях берёз играет,

Переливаясь, бирюза!

 

Как утро солнечно и ярко!

В сугробы уползает тень.

И души греющим подарком

Приходит новый, светлый день!

 

Вдыхая жадно волны света,

Берёзы птицами парят.

И вдохновением согрета

Зима в пейзаже Грабаря!

(И. Есаулков ■)
Работа с пособием «Определи настроение картины».

Воспитатель. Ребята,   вам понравилось быть экскурсоводами? А теперь  я предлагаю вам отправиться в художественную  мастерскую и нарисовать свой зимний пейзаж. (Дети рисуют).
 

Итог занятия

Воспитатель. Ребята, вам понравилось занятие? С какой картиной вы познакомились? Спасибо вам за то, что помогли найти нужную картину для выставки, за ваши замечательные рисунки.  Вы все хорошо потрудились. Работы мы разместим на нашей выставке. Пусть на них полюбуются ваши родители.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа по картине Т.Яблонской "Тишина" . Старший дошкольный возраст.

РАССКАЗ-БЕСЕДА  о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.Знакомство детей с творческим процессом создания картин: картина передает мысли художника, его чувства...

Беседа о картине "Березовая роща "И.И. Левитана

Беседа о картине И.И. Левитана "Березовая роща" с детьми старшей группы детского сада...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Беседа по картине"

В данном  конспекте дано описание занятия по обучению составления рассказа по картине....

Рассматривание картины Игоря Грабаря " Февральская лазурь"

Цель: совершенствование навыка рассматривания картины.Предметные задачи1.     Познакомить детей с картиной И.Э.Грабаря « Февральская лазурь»2.     Обобщить пред...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Конспект НОД по речевому развитию  для детей старшего дошкольного возраста на тему:  «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»  ...