Конспект занятия по речевому развитию (старший дошкольный возраст) Беседа по картине "Февральская лазурь"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Елисеева Екатерина Сергеевна

Занятие направлено на развитие эмоционального и творческого воображения, устную речь.

Учить выражать свои мысли ясно и чётко, умению общения со свсверстниками и взрослыми, высказывать свои чувства и настроение, навеянные картиной, умение подбирать эпитеты (прилагательные) для характеристики состояния природы. 

Воспитывать умение видеть и понимать картину, любить и беречь природу и Родину.

Закрепить знания о жанре картины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

(старший дошкольный возраст)

Беседа по картине «Февральская лазурь»

Цель:

Развивать: эмоциональное и творческое воображение, устную речь.      

Учить: выражать свои мысли ясно и четко, умению общения со сверстниками и взрослыми, высказывать свои чувства и настроение, навеянные картиной, умение подбирать эпитеты (прилагательные) для характеристики состояния природы.

Воспитывать: умение видеть и понимать картину, любить и беречь природу и Родину. Закрепить знания о жанре картины.

Материал: репродукция картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», портрет художника И.Э. Грабаря.

Воспитатель:

Ребята, сейчас я расскажу вам о народном художнике Игоре Эммануиловиче Грабарь. Родился он 25 марта в 1871 году в Венгрии в городе Будапеште. Его семья переехала в Россию. Игорь Эммануилович рисовал с раннего детства. И его картины любят многие люди.                                                                                                                                                                                          

Сейчас мы с вами рассмотрим репродукцию картины известного художника Игоря Грабаря «Февральская лазурь».

Дети рассматривают репродукцию в сопровождении пьесы П.И.Чайковского  «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года».

Воспитатель:

Какой жанр живописи изображен на картине? Я вам сейчас подскажу, читает стихи:

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина,
Называется …..

(Г.Гладков)

Дети: Пейзаж.

Воспитатель: О чём художник хотел рассказать нам?

Дети: О природе.

Воспитатель: Какое время года изобразил художник?

Дети: Зиму.

Воспитатель: Какими словами можно сказать о зиме?

Дети: Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница.

Воспитатель: Назовите зимние месяцы; сколько их?

Дети: Три зимних месяца - декабрь, январь и февраль.

Воспитатель: Опишите мне, что вы видите на переднем плане картины?

Дети: На переднем плане картины, мы видим красивую, стройную берёзу. Её ствол и ветки покрыты серебристым снегом.

Воспитатель: Художник показал нам свою любовь к этому дереву. Берёза - символ России, как красива и хороша наша русская белоствольная береза.

А ещё на православный праздник «Троицу» украшают дома и храмы березовыми ветками, в старину люди плели корзинки и лукошки для грибов и ягод, делали ложки и игрушки из берёзы.

Воспитатель: А сейчас мы с вами проведем физминутку «Красавица береза».

Береза в белом сарафане                           шаги на месте

Зимою водит хоровод                               руки на поясе, кружатся на носочках

                                                                   

Звенит веточками тихонько                    повороты в правую и левую сторону

И птичек в гости все зовет                       взмахи руками снизу вверх

Раскроет свои руки – ветки                     руки в стороны,

Опустит ветки – пальцы вниз                  сводят руки к центру вниз                    

Подставит солнышку свои веточки        встают на носочки, поднимают

                                                                    руки над головой

Чтоб лучик на ветвях повис                   трясут кистями рук.

                                                         

                                                                                                                                                                                               

После физминутки дети садятся на свои места.

Воспитатель: Многие поэты пишут стихи, композиторы музыку, а художники пишут свои картины. Все они воспевают красоту и величия березы в своих произведениях. А сейчас давайте посмотрим на картину художника Игоря Эммануиловича Грабаря и послушаем музыку.

Звучит русская народная песня в обработке Н.А. Римского – Корсакова «Во поле березка стояла».

Воспитатель: Дети, мы с вами прослушали замечательное музыкальное произведение, а сейчас я вам прочту стихотворение русского поэта Сергея Александровича Есенина «Белая береза».

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне,

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.          

Воспитатель: Давайте посмотрим и опишем это прекрасное, необычное дерево.

Дети: Ствол белый, а на нем черные пятна, тонкие, длинные и волнистые веточки достают почти до земли. Она высокая, стройная, нарядная, красивая.

Воспитатель: Опишите, что вы видите еще на этой картине?:

Дети: В дали мы видим много берез, от берез падают тени, так как светит очень яркое солнце. Темный лес, высокое синее небо и кругом много серебристого снега. Вокруг стволов берез появляются проталины, значит это конец зимы.

Воспитатель: Вот видите, березки бывают красивыми не только летом, когда на них листва, но и зимой когда они укрыты снежным покрывалом. И вся наша природа очаровательна и великолепна в любое время года! Берегите её!

Воспитатель: Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Февральская лазурь»?

Дети: Художник изобразил конец зимы.

Воспитатель: Назовите последний месяц зимы.

Дети: Февраль.

Воспитатель: Какое настроение у вас возникает, когда вы, смотрите на эту картину?

Дети: Весёлое, хорошее, задорное, прекрасное, спокойное, радостное.

Воспитатель: Да, художник очень радовался, увидев эти красивые берёзки. Он восхищался ими, и захотел передать своё восхищение и свою любовь к этому замечательному дереву через картину. Он как будто говорит нам: «Посмотрите, как же красива наша русская берёзка!»

Воспитатель: Какие краски использовал художник?  

Дети: Голубовато - серые, ярко – синие, желтовато – коричневые, золотистые, белые, бледно – фиолетовые.

Воспитатель: Правильно очень сочные теплые тона красок переходят от светло голубоватого к светло фиолетовым тонам. Фиолетовый цвет, как драгоценный камень весь искрится и переливается. Картина вся в лазурных красках и светится.

Воспитатель: Рассмотрев картину, мы поняли, почему художник  Игорь Грабарь назвал картину.

Дети: «Февральская лазурь».

Воспитатель: Что привлекло ваше внимание в этой картине?

Дети: Морозный, солнечный день, блестящий снег, который начинает таять        и кудрявые белоствольные березки.

Воспитатель: Художник на картине изобразил все ярким, праздничным, тихим, чтобы мы почувствовали признаки прихода весны. Это ясный, солнечный день при легком морозе, безоблачное, голубое небо, величественные березы, роща, которая озарена солнечным светом. Все это нам дает понять, что природа постепенно начинает оживать и пробуждаться от сна.

Воспитатель: Ребята, о каком дереве мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось?

Мы увидели, как изобразил берёзу художник, как красиво про неё сказал поэт, прослушали песню про берёзу. Как же нам нужно относиться к этому уникальному дереву, чтобы оно и дальше радовало нас своей красотой?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, хочу вас поблагодарить и сказать, что вы все большие молодцы. Вы очень правильно и точно описали пейзаж изображенной картины. Увидели красоту природы и почувствовали настроение художника. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию старшего дошкольного возраста

Тема: «Разноцветное лето». Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Ху...

Конспект занятия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой речевого и психического развития.

Конспект занятия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой речевого и психического развития....