КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИНЫ И. ГРАБАРЯ «МАРТ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Спраговская Ольга Викторовна
Образовательные задачи. Обобщить представления о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширить, уточнить, актуализировать словарь по теме «Ранняя весна». Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней. Совершенствовать навык звукового анализа слов, навыка чтения. Совершенствовать умение воспринимать цветовое богатство окружающего мира и стремление передавать его в рисовании.
Развивающие задачи. Развивать связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, все виды восприятия, творческое воображение, тонкую моторику, выразительность движений, навык создания коллективной работы.
Воспитательные задачи. Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность, навык сотрудничества на занятии.
 
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_i.grabar_mart.docx42.6 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 53»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИНЫ  

И. ГРАБАРЯ «МАРТ»

IMG_6997

Подготовила и провела:

Спраговская Ольга Викторовна,

воспитатель высшей

                                                             квалификационной категории

2020г.

Образовательные задачи. Обобщить представления о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширить, уточнить, актуализировать словарь по теме «Ранняя весна». Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней. Совершенствовать навык звукового анализа слов, навыка чтения. Совершенствовать умение воспринимать цветовое богатство окружающего мира и стремление передавать его в рисовании.

Развивающие задачи. Развивать связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, все виды восприятия, творческое воображение, тонкую моторику, выразительность движений, навык создания коллективной работы.

Воспитательные задачи. Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность, навык сотрудничества на занятии.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование. СD-проигрыватель, СD с записями пьесы П. Чайковского «Март. Подснежник» из цикла «Времена года» и пением птиц в весеннем лесу, мольберт, предметные картинки с изображениями подснежников, поднос с тающим снегом, землей, картинка с растением мать-и-мачехи; репродукция картины И. Грабаря «Март», рассказ Г. Скребицкого «Март», мнемотаблица к рассказу «Март», картинки, основа для составления схемы слова, квадраты-фишки для составления схемы слова.

Предварительная работа. Наблюдение за изменениями в природе на прогулке, за тем, как на солнцепеке с крыш начинается капель, а вечером с крыш свисают сосульки; за тем, как снег вокруг стволов деревьев начал подтаивать; первыми проталинками. Рисование элементов картины «Март» на занятии по изодеятельности. Разучивание стихов Ф. Тютчева, И. Бунина, Е. Баратынского, А. Толстого. Разучивание пальчиковой гимнастики «Дрозд-дроздок». Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Март. Подснежник» на музыкальном занятии.

Ход НОД

1. Организационный момент. Слушание отрывка из пьесы П. Чайковского «Март. Подснежник». Создание эмоционального фона занятия.

Звучит пьеса П. Чайковского «Март. Подснежник». На мольберте закреплены картинки с изображениями подснежников. Музыка звучит несколько минут, затем педагог выключает проигрыватель.

Воспитатель. Как называется пьеса, которая сейчас звучала?

Дети. Это пьеса Чайковского «Подснежник».

Воспитатель. Что вы представляли себе, когда слушали музыку?

Дети. Мы представляли себе подснежник.

Воспитатель. Какой подснежник вам представлялся?

Дети. Нежный, хрупкий, изящный, с узкими зелеными листиками и прекрасным белоснежным цветком.

Воспитатель. Приметой какого времени года является появление подснежников?

Дети. Это примета ранней весны.

Воспитатель. О ранней весне мы и будем с вами говорить сегодня.

2. Рассматривание картины И. Грабаря «Март». Развитие эмоционального мира, творческого воображения, расширение и уточнение словаря по теме.

 Воспитатель убирает картинки с изображениями подснежников и помещает на мольберт репродукцию картины И. Грабаря «Март».

Воспитатель. Это картина известного русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря «Март». Рассмотрите ее и расскажите, какое время года изобразил художник, почему вы так думаете. Для этого опишите все, что вы видите на картине: небо, снег, землю, деревья.

Дети. Художник нарисовал раннюю весну. Мы видим высокое голубое небо. Все вокруг залито солнцем. На снегу голубые тени от деревьев. Снег тает. Он рыхлый, влажный. Уже появились большие проталины. Земля на проталинах оттаивает, расцвела мать-и-мачеха. У берез ветки кажутся розовыми, потому что деревья уже проснулись после зимнего сна и по ним движется сок.

Воспитатель. Какое настроение вызывает картина?

Дети. Когда смотришь на эту картину, настроение радостное, веселое.

Воспитатель. Если бы картина могла пахнуть, какие запахи мы бы почувствовали?

Дети. Мы бы почувствовали запах тающего снега, мокрой земли, свежести.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, достает и подносит к лицу каждого ребенка поднос с тающим снегом, влажной землей. Дети нюхают снег, землю. Педагог ставит поднос на стол, предлагает детям открыть глаза и рассказать о своих ощущениях.

Воспитатель. Вы почувствовали, чем пахнет ранняя весна. А теперь скажите, чтобы вы ощутили на своем лице, оказавшись на лесной поляне, которую изобразил художник?

Дети. Мы ощутили бы на лице теплые солнечные лучи и легкий свежий ветерок.

Воспитатель. А что бы мы услышали на поляне в весеннем лесу?

Воспитатель включает СD с записью пения птиц.

Дети. Пение птиц.

Воспитатель. Конечно же. Понравилась ли вам картина «Март»? Почему?

Дети по очереди дают ответы на вопрос.

3. Рассказывание стихотворений о весне. Развитие общих речевых навыков.

Воспитатель предлагает детям рассказать отрывки из стихотворений о весне, которые они выучили.

Воспитатель. Вы выучили много стихов о весне. Расскажите небольшие отрывки из стихотворений, которые иллюстрирует эта картина. Следите за произношением звуков. Рассказывайте четко и выразительно.

1-й ребенок.

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

                                        А. Толстой

2-й ребенок.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит

Зиму вон

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

                                       Ф. Тютчев

3-й ребенок.

Весна, весна!

Как высоко

На крыльях ветерка.

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

                                 Е. Баратынский

4-й ребенок.

Весна, весна!

И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

                                             И. Бунин

4. Пересказ рассказа «Март» по Г. Скребицкому с использованием мнемотаблицы. Развитие связной речи, речевого слуха, памяти.

Воспитатель читает детям рассказ Г. Скребицкого «Март».

Воспитатель. Вы замечательно рассказали стихи, а я прочитаю вам рассказ Г. Скребицкого «Март». Он тоже как будто специально написан к этой картине.

Март - первый месяц весны. На земле еще лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат еще очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака - это и есть самое начало весны.

Воспитатель проводит беседу по картине.

Воспитатель. О чем этот рассказ?

Дети. Этот рассказ о весне.

Воспитатель. С чего он начинается? Вспомните первое предложение рассказа.

Дети. Март - первый месяц весны.

Воспитатель. Чем март похож на зиму?

Дети. На земле еще лежит снег.

Воспитатель. А как вы понимаете выражение мороз иной раз ударит?

Дети. В марте иногда бывают морозы.

Воспитатель. Что сказано о солнце в рассказе?

Дети. Солнце светит ослепительно. Его свет золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки.

Воспитатель. Что значит светит ослепительной

Дети. Светит ярко, слепит.

Воспитатель. Что сказано о небе и облаках?

Дети. Небо синее-синее, а облака пушистые.

Воспитатель. Пушистые? А как сказать по- другому?

Дети. Пышные, кудрявые, кучерявые.

Воспитатель. Что начинается в марте? Что появляется на буграх?

Дети. В марте начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины.

Воспитатель. От какого слова образовано слово проталины.

Дети. От слова таять.

Воспитатель. Что сказано в рассказе о ручейках?

Дети. Маленькие ручейки журчат в полях.

Воспитатель. Как сказать по-другому? Замените слово журчат на другое.

Дети. Звенят, поют.

Воспитатель. Какие приметы говорят о начале весны?

Дети. Ручьи, проталины и кучерявые облака говорят о начале весны.

Воспитатель. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а теперь послушайте рассказ еще раз, потому что вы будете его пересказывать.

Педагог читает рассказ повторно, затем помещает на мольберт мнемотаблицу, а картину убирает.

Воспитатель. Эта таблица поможет вам пересказывать. Давайте ее рассмотрим. Какое предложение поможет вам вспомнить слово март в первом квадрате и картинка «Весна» с цифрой «1» во втором квадрате?

Дети. Март - первый месяц весны.

Воспитатель. Посмотрите на третью картинку и вспомните следующее предложение, которое начинается со слова снег.

Дети. Снег еще лежит на земле.

Воспитатель. Четвертая картинка поможет вам закончить это предложение.

Дети. Да и мороз может еще ударить.

Воспитатель. Посмотрите на следующую картинку и начинайте предложение со слов но посмотрите.

Дети. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце.

Воспитатель. Какой свет у солнца? Посмотрите на следующий квадрат.

Дети. Его свет густой, золотистый.

Воспитатель. Рассмотрите следующую картинку и продолжайте.

Дети. Лучи солнца греют лицо, руки.

Воспитатель. Какое небо и что по нему раскинулось?

Дети. Небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака.

Воспитатель. Рассматриваем картинки в нижнем ряду. Что начинается весной?

Дети. Начинается таяние снега.

Воспитатель. Что появляется на буграх?

Дети. На буграх появляются первые проталины.

Воспитатель. Что журчит в полях?

Дети. В полях журчат еще маленькие ручейки.

Воспитатель. Что мы считаем самым началом весны?

Дети. Ручейки, проталины, первые кучерявые облака - это и есть самое начало весны.

Воспитатель. Отлично. Посмотрите еще раз на таблицу с картинками. Подумайте и начинайте пересказ.

После небольшой паузы двое детей по очереди пересказывают текст. Педагог предлагает определить того, кто был лучшим рассказчиком.

5. Пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроздок». Развитие тонкой моторики, координации движений.

Дружок ты мой, дрозд,

В крапинку хвост,

Носик - остренький,

Бочок - пестренький,

Перья - тонкие,

Песни - звонкие.

Весной распеваются,

Зимой забываются.

Молдавская песенка

Дети машут сложенными накрест ладонями, как крыльями.

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Вновь машут сложенными накрест ладонями, как крыльями.

6. Упражнение «Снеговики». Релаксация. Развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения.

Воспитатель предлагает детям свободно встать на ковре.

Воспитатель. Представьте, что вы - снеговики. Вы стоите на открытой солнечной полянке. Пришла весна. Солнце начинает пригревать. Вы начинаете слегка подтаивать. Солнце припекает все сильнее. Вы таете и оседаете все ниже. Под горячими лучами вы падаете на проталину.

Дети выполняют движения по команде воспитателя.

Воспитатель. Ложитесь на спину, расслабьтесь, закиньте руки за голову, потянитесь всем телом. Медленно садитесь. Потянитесь. Вставайте. Потянитесь. Пройдите к магнитной доске.

7. Разгадывание шифровки «Март». Составление и разбор схемы слова март. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Воспитатель. У меня есть картинки. Они помогут вам разгадать слово, которое я зашифровала. Вы должны выбрать по одной картинке и разместить их на полоску-схему. Найди картинку, название которой начинается со звука [м] (морковь), Ваня, помести картинку под цифрой «1» на полоске-схеме. Запомните, что первым в зашифрованном слове будет звук [м]. Найди картинку, в названии которой первым будет звук [а] (арбуз), Кристина, помести картинку под цифрой «2» на полоске. Запомните, что вторым будет звук [а]. Найди картинку, в названии которой первым будет звук [р| (ракета), Василина, помести картинку под цифрой «3» на полоске. Запомните, что третьим в слове будет звук [р]. И наконец, нужно найти картинку, первым в названии которой будет звук [т] (тыква). Выполни это задание, Егор. Запомните, четвертый звук в зашифрованном слове - [т]. Какое слово зашифровано?

Дети. Март.

Воспитатель. Возьмите цветные квадраты и составьте у себя на столе схему слова март.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Сколько звуков в этом слове?

Дети. В этом слове четыре звука.

Воспитатель. Сколько согласных звуков в слове?

Дети. В слове три согласных звука.

Воспитатель. Перечислите их и скажите, какие они.

Дети. [М], [р], [т]. Это твердые согласные звуки.

Воспитатель. Сколько гласных звуков?

Дети. Один гласный звук [а].

Воспитатель. И наконец, сколько слогов в этом слове? Почему?

Дети. В этом слове всего один слог, потому что в нем один гласный звук.

Воспитатель убирает схему слова и магниты.

8. Чтение предложений о весне. Совершенствование навыка составления предложений.

Дети составляют предложения со словами весна, солнце, снег, ручейки.

Воспитатель. Достаньте из конвертов слова и составьте из них предложения, а затем прочитайте их.

1-й ребенок. Наступила ранняя весна.

2-й ребенок. Ярко светит солнце.

3-й ребенок. Начал таять снег.

4- й ребенок. Побежали веселые ручейки.

Воспитатель. Молодцы! Отлично!

9. Окончание занятия.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им понравилось, а потом оценивает их работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План коммуникативной деятельности для детей подготовительной «Б» группы на тему: «Рассматривание картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны»»

* Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна».  * Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин,  формирование целостного представления об изображенном на ...

Конспект занятия по искусствоведению в старшей группе. Тема: Рассматривание картины И.Грабаря « Сказка инея и восходящего солнца».

Конспект  занятия  по  искусствоведению   в  старшей  группе.Тема: Рассматривание  картины  И.Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»....

НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание и составление рассказа по картине И. Грабаря «Март»

НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание и составление рассказа по картине И. Грабаря «Март»...

Рассматривание картины Игоря Грабаря " Февральская лазурь"

Цель: совершенствование навыка рассматривания картины.Предметные задачи1.     Познакомить детей с картиной И.Э.Грабаря « Февральская лазурь»2.     Обобщить пред...

ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИН И. ГРАБАРЯ «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР», И. ШИШКИНА «ЗИМА»

Образовательные задачи. Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширить, уточнить, актуализировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать навык рассмат...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИНЫ И. ГРАБАРЯ «СКАЗКА ИНЕЯ И ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА»

Образовательные задачи. Обобщить и систематизировать представления о зиме. Актуализировать и активизировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать навык рассматривания картины, формирова...

Конспект интегрированного занятия по рассматриванию картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны» и составление рассказов по картинам

Конспект интегрированного занятия по рассматриванию картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны»и составление рассказов по картинам...