Занятие учителя-логопеда по рассматриванию картины И. Грабаря «Март» и составление рассказа по ней с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Лариса Валерьевна Лохова

Тема: рассматривание картины И. Грабаря «Март» и составление рассказа по ней с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: создать условия для развития связной речи через рассматривание картины  И.Грабаря и составление рассказа по ней в коммуникативной деятельности.

Задачи:

Образовательные

- Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе.

-Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Ранняя весна».

-Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления на ней.

-Совершенствования навыка звукового анализа слов.

-Совершенствование умения воспринимать цветовое богатство окружающего мира и стремления передавать его в рисовании.

Развивающие:

-Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений, навыка создания коллективной работы.

Воспитательные:

- Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине,инициативности, самостоятельности,навыков сотрудничества на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_rassmatrivaniyu_kartiny_i.docx 105.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 44»

Занятие учителя-логопеда по рассматриванию картины И. Грабаря «Март» и составление рассказа по ней с детьми старшего дошкольного возраста

Подготовила:

Учитель-логопед

Лохова Л.В

Тема: рассматривание картины И. Грабаря «Март» и составление рассказа по ней с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: создать условия для развития связной речи через рассматривание картины  И.Грабаря и составление рассказа по ней в коммуникативной деятельности.

Задачи:

Образовательные

- Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе.

-Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Ранняя весна».

-Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления на ней.

-Совершенствования навыка звукового анализа слов.

-Совершенствование умения воспринимать цветовое богатство окружающего мира и стремления передавать его в рисовании.

Развивающие:

-Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений, навыка создания коллективной работы.

Воспитательные:

- Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине,инициативности, самостоятельности,навыков сотрудничества на занятии.

Предварительная работа: Беседы о весенних изменениях в природе; наблюдения в природе, рассматривание фото и иллюстраций, чтение стихов и рассказов о весне.

Оборудование: Репродукция картины И. Грабаря «Март», МП-проигрыватель, Запись музыки П. И. Чайковского «Времена года. Март», портрет художника И. Грабаря.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года. Март» Создание эмоционального фона занятия.

my.mail.rumusic/search/подснежник чайковский

логопедКак называется пьеса, которая сейчас звучала?

Дети: ответы детей

Логопед: Что вы представляли себе. Когда слушали музыку?

Дети: ответы детей

Логопед: Какой подснежник вам представлялся?

Дети: ответы детей

Логопед: Приметой какого времени года является появление подснежников?

Дети: ответы детей

Логопед: О ранней весне мы и будем говорить сегодня

2. Упражнение в подборе прилагательных к слову «Весна»

Логопед: Вот волшебный клубочек, передавайте   его друг другу, и  называйте какая бывает весна.

Дети: ответы детей 

3. Введение в тему занятия

Логопед: А вот как поэты говорят о весне:

Читает стихотворение

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам

Летают облака! (Баратынский)

Весна, весна! И всё ей радо

Как забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И тёплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер мягкий и сырой

Глаза тихонько закрывает. (И. Бунин)

Логопед: - Какое настроение вызывают стихи?

Дети: ответы детей

Логопед: - Почему?

Дети: ответы детей

Логопед: - А мы сегодня посмотрим, какой увидел раннюю весну художник Игорь Грабарь, познакомимся с его картиной «Март» и составим рассказ о картине и весне.

4. Рассматривание картины под музыку «Времена года. Март»

 my.mail.rumusic/search/подснежник чайковский

Логопед: Ребята это картина известного русского художника Игоря Эмануиловича Грабаря «Март»

Рассмотрите ее и расскажите, какое время года изобразил художник, почему вы так думаете?

Опишите все, что вы видите на картине: небо, снег, землю, деревья.

5. Беседа по картине:

Логопед:  Какое время суток изображено на картине?

Логопед:  Какой день вы видите?

Дети: ответы детей

Логопед: Почему вы решили, что день солнечный?

Дети: ответы детей

Логопед:  Какие краски использовал художник, чтобы это показать?

Дети: ответы детей 

Логопед: Что изобразил художник в нижней части картины?

Дети: ответы детей

Логопед: Какой снег и какими красками рисовал художник?

Дети: ответы детей

Логопед: Что делает снег на солнце?

Дети: ответы детей 

Логопед: Что вы видите ещё на снегу?

Дети: ответы детей

Логопед: Что мы видим в верхней части картины между деревьями?

Дети: ответы детей

Логопед: Какие деревья нарисовал художник? Какие краски использовал для елей.

Дети: ответы детей 

Логопед: Представьте, что вы оказались на этой полянке. Что вы почувствуете?

Дети: ответы детей 

Логопед: - Какое настроение останется от прогулки?

Дети: ответы детей 

6. Упражнение: «Снеговики» релаксация. Развитие выразительности движений, воображения, снятие напряженияdzen.rulist/music/zvuki-prirody-dlia-relaksatcii…

Логопед: Ребята представьте, что вы снеговики. Вы стоите на открытой солнечной поляне.

Пришла весна. Солнце начинает пригревать. Вы начинаете слегка подтаивать. Солнце припекает все сильнее. Вы таете и оседаете все ниже.

Под горячими лучами вы падаете на проталину.

7. Заслушивание образца рассказа логопеда.

Логопед:

Март

Художник Игорь Грабарь на картине «Март» изобразил весенний солнечный день. Ослепительно светит солнце. И снег, и деревья залиты золотым солнечным светом. Небо по-весеннему высокое, синее-синее. Кругом лежит снег, но на солнце он тает и становится рыхлым и влажным. Под деревьями в тени он синий, а на поляне голубой с розоватым отливом. Через поляну проехали сани, оставив глубокий след. На картине я вижу ели и берёзки. Ели сильные, густые, сочного ярко-зелёного цвета. А берёзки нежные, тонкие и хрупкие. Их согревает солнце, окрашивает в золотистый цвет и пробуждает от зимнего сна. Если выйти на эту полянку, то почувствуешь бодрящий морозный воздух, лёгкий ветерок, тёплые солнечные лучи на своём лице. И настроение будет радостным и весёлым.

8. Постановка перед детьми задачи на составление рассказа по плану

логопед: - А теперь вы расскажите об этой картине.

Сначала скажите, какое время года, какой день нарисовал художник.  Потом, что вы видите на картине и какие краски понадобились для картины. Закончите тем, понравилась  ли вам картина и почему? (настроение, которое вызывает картина). Чтобы вам было легче рассказывать рассказ, я предлагаю вам план. Это маленькие картинки (показываю). Они разложены по порядку, и будут подсказывать вам в какой последовательности рассказывать рассказ.

9. Составление рассказов детьми

Заслушать 2-3 рассказа.

10. Анализ рассказов детей.

Логопед: Чтобы вы добавили в рассказ ребят? Чей рассказ понравился и почему?

11.Составление и разбор слова март.

Логопед: Как называется первый месяц весны?

Логопед: возьмите магниты и составьте на лоске слово март.

Логопед: сколько звуков в этом слове?

Логопед: Сколько согласных звуков в слове?

Логопед: перечислите их и скажите,какие они.

Логопед: сколько гласных звуков?

Логопед: И наконец, сколько слогов в этом слове?

12.Коллективное рисование картины «Март»

Логопед: Давайте все вместе нарисуем картину «Ранняя весна».

Мы уже приготовили фон для картины и нарисовали голубое небо и тающий голубой снег. Теперь нужно договориться, кто что будет рисовать дальше.

13. Подведение итогов

Логопед: - Что мы делали на занятии? Что вам понравилось делать больше всего? Что нового вы узнали? О чём хотели бы рассказать дома?

 

 

http://konspekta.net/stydopediaru/baza2/202889645983.files/image022.jpg

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое составление по схеме «сказки наоборот» детьми старшего дошкольного возраста.

Как злой Колобок будет вести себя при встрече со зверями?  Что можно придумать, чтобы лиса и Колобок стали добрыми и подружились? Дети думали, воображали, выражали свои мысли вслух, помогали друг...

Особенности составления описательного рассказа по портрету с детьми старшего дошкольного возраста

Особенности составления описательного рассказа по портрету с детьми старшего дошкольного возраста...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Картотека упражнений для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направленн...

Статья «Опыт взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на примере использования технологии Textile-fan в работе по коррекции с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Данный материал будет полезен специалистам занимающимся с детьми с тяжелым недоразвитием речи. В статье представлены практические методы и приемы коррекционно-развивающей работы....