Занятие учителя-логопеда по рассматриванию картины И. Грабаря «Март» и составление рассказа по ней с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Тема: рассматривание картины И. Грабаря «Март» и составление рассказа по ней с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: создать условия для развития связной речи через рассматривание картины И.Грабаря и составление рассказа по ней в коммуникативной деятельности.
Задачи:
Образовательные
- Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе.
-Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Ранняя весна».
-Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления на ней.
-Совершенствования навыка звукового анализа слов.
-Совершенствование умения воспринимать цветовое богатство окружающего мира и стремления передавать его в рисовании.
Развивающие:
-Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений, навыка создания коллективной работы.
Воспитательные:
- Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине,инициативности, самостоятельности,навыков сотрудничества на занятии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 105.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 44»
Занятие учителя-логопеда по рассматриванию картины И. Грабаря «Март» и составление рассказа по ней с детьми старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Учитель-логопед
Лохова Л.В
Тема: рассматривание картины И. Грабаря «Март» и составление рассказа по ней с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: создать условия для развития связной речи через рассматривание картины И.Грабаря и составление рассказа по ней в коммуникативной деятельности.
Задачи:
Образовательные
- Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе.
-Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Ранняя весна».
-Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления на ней.
-Совершенствования навыка звукового анализа слов.
-Совершенствование умения воспринимать цветовое богатство окружающего мира и стремления передавать его в рисовании.
Развивающие:
-Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений, навыка создания коллективной работы.
Воспитательные:
- Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине,инициативности, самостоятельности,навыков сотрудничества на занятии.
Предварительная работа: Беседы о весенних изменениях в природе; наблюдения в природе, рассматривание фото и иллюстраций, чтение стихов и рассказов о весне.
Оборудование: Репродукция картины И. Грабаря «Март», МП-проигрыватель, Запись музыки П. И. Чайковского «Времена года. Март», портрет художника И. Грабаря.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года. Март» Создание эмоционального фона занятия.
my.mail.ru›music/search/подснежник чайковский
логопед: Как называется пьеса, которая сейчас звучала?
Дети: ответы детей
Логопед: Что вы представляли себе. Когда слушали музыку?
Дети: ответы детей
Логопед: Какой подснежник вам представлялся?
Дети: ответы детей
Логопед: Приметой какого времени года является появление подснежников?
Дети: ответы детей
Логопед: О ранней весне мы и будем говорить сегодня
2. Упражнение в подборе прилагательных к слову «Весна»
Логопед: Вот волшебный клубочек, передавайте его друг другу, и называйте какая бывает весна.
Дети: ответы детей
3. Введение в тему занятия
Логопед: А вот как поэты говорят о весне:
Читает стихотворение
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака! (Баратынский)
Весна, весна! И всё ей радо
Как забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер мягкий и сырой
Глаза тихонько закрывает. (И. Бунин)
Логопед: - Какое настроение вызывают стихи?
Дети: ответы детей
Логопед: - Почему?
Дети: ответы детей
Логопед: - А мы сегодня посмотрим, какой увидел раннюю весну художник Игорь Грабарь, познакомимся с его картиной «Март» и составим рассказ о картине и весне.
4. Рассматривание картины под музыку «Времена года. Март»
my.mail.ru›music/search/подснежник чайковский
Логопед: Ребята это картина известного русского художника Игоря Эмануиловича Грабаря «Март»
Рассмотрите ее и расскажите, какое время года изобразил художник, почему вы так думаете?
Опишите все, что вы видите на картине: небо, снег, землю, деревья.
5. Беседа по картине:
Логопед: Какое время суток изображено на картине?
Логопед: Какой день вы видите?
Дети: ответы детей
Логопед: Почему вы решили, что день солнечный?
Дети: ответы детей
Логопед: Какие краски использовал художник, чтобы это показать?
Дети: ответы детей
Логопед: Что изобразил художник в нижней части картины?
Дети: ответы детей
Логопед: Какой снег и какими красками рисовал художник?
Дети: ответы детей
Логопед: Что делает снег на солнце?
Дети: ответы детей
Логопед: Что вы видите ещё на снегу?
Дети: ответы детей
Логопед: Что мы видим в верхней части картины между деревьями?
Дети: ответы детей
Логопед: Какие деревья нарисовал художник? Какие краски использовал для елей.
Дети: ответы детей
Логопед: Представьте, что вы оказались на этой полянке. Что вы почувствуете?
Дети: ответы детей
Логопед: - Какое настроение останется от прогулки?
Дети: ответы детей
6. Упражнение: «Снеговики» релаксация. Развитие выразительности движений, воображения, снятие напряженияdzen.ru›list/music/zvuki-prirody-dlia-relaksatcii…
Логопед: Ребята представьте, что вы снеговики. Вы стоите на открытой солнечной поляне.
Пришла весна. Солнце начинает пригревать. Вы начинаете слегка подтаивать. Солнце припекает все сильнее. Вы таете и оседаете все ниже.
Под горячими лучами вы падаете на проталину.
7. Заслушивание образца рассказа логопеда.
Логопед:
Март
Художник Игорь Грабарь на картине «Март» изобразил весенний солнечный день. Ослепительно светит солнце. И снег, и деревья залиты золотым солнечным светом. Небо по-весеннему высокое, синее-синее. Кругом лежит снег, но на солнце он тает и становится рыхлым и влажным. Под деревьями в тени он синий, а на поляне голубой с розоватым отливом. Через поляну проехали сани, оставив глубокий след. На картине я вижу ели и берёзки. Ели сильные, густые, сочного ярко-зелёного цвета. А берёзки нежные, тонкие и хрупкие. Их согревает солнце, окрашивает в золотистый цвет и пробуждает от зимнего сна. Если выйти на эту полянку, то почувствуешь бодрящий морозный воздух, лёгкий ветерок, тёплые солнечные лучи на своём лице. И настроение будет радостным и весёлым.
8. Постановка перед детьми задачи на составление рассказа по плану
логопед: - А теперь вы расскажите об этой картине.
Сначала скажите, какое время года, какой день нарисовал художник. Потом, что вы видите на картине и какие краски понадобились для картины. Закончите тем, понравилась ли вам картина и почему? (настроение, которое вызывает картина). Чтобы вам было легче рассказывать рассказ, я предлагаю вам план. Это маленькие картинки (показываю). Они разложены по порядку, и будут подсказывать вам в какой последовательности рассказывать рассказ.
9. Составление рассказов детьми
Заслушать 2-3 рассказа.
10. Анализ рассказов детей.
Логопед: Чтобы вы добавили в рассказ ребят? Чей рассказ понравился и почему?
11.Составление и разбор слова март.
Логопед: Как называется первый месяц весны?
Логопед: возьмите магниты и составьте на лоске слово март.
Логопед: сколько звуков в этом слове?
Логопед: Сколько согласных звуков в слове?
Логопед: перечислите их и скажите,какие они.
Логопед: сколько гласных звуков?
Логопед: И наконец, сколько слогов в этом слове?
12.Коллективное рисование картины «Март»
Логопед: Давайте все вместе нарисуем картину «Ранняя весна».
Мы уже приготовили фон для картины и нарисовали голубое небо и тающий голубой снег. Теперь нужно договориться, кто что будет рисовать дальше.
13. Подведение итогов
Логопед: - Что мы делали на занятии? Что вам понравилось делать больше всего? Что нового вы узнали? О чём хотели бы рассказать дома?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Система работы по обучению детей связной речи при составлении рассказов по картинкам с детьми старшего дошкольного возраста"
Обучение детей рассказыванию по картине...

Творческое составление по схеме «сказки наоборот» детьми старшего дошкольного возраста.
Как злой Колобок будет вести себя при встрече со зверями? Что можно придумать, чтобы лиса и Колобок стали добрыми и подружились? Дети думали, воображали, выражали свои мысли вслух, помогали друг...

Особенности составления описательного рассказа по портрету с детьми старшего дошкольного возраста
Особенности составления описательного рассказа по портрету с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Составление рассказа на предложенную тему» для старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием современных образовательных технологий.
Формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему....

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Картотека упражнений для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста"
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направленн...
«Обучение детей связной речи при составлении рассказов по картинкам с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности»
Цель: развитие речевого творчества...

Статья «Опыт взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на примере использования технологии Textile-fan в работе по коррекции с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Данный материал будет полезен специалистам занимающимся с детьми с тяжелым недоразвитием речи. В статье представлены практические методы и приемы коррекционно-развивающей работы....

