Главные вкладки

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
    картотека по развитию речи (младшая группа)

    Кизуб Ксения Викторовна

    Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Речевые игры для дошкольников

    «Подбери словечко»

    Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

    В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. 
    Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно.

    «Чьи покупки?»

    Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.http://malysh.sayan-obr.ru/images/clip_image002.jpg

    Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка,     пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории. 
    "Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке? Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?"
    В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания".

    «Скажи наоборот»http://malysh.sayan-obr.ru/images/p59_imagescag3pabt.jpg

    Цель: расширение словаря антонимов.

    У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

    1.С опорой на картинки:
    Дедушка старый, а внук …
    Дерево высокое, а куст …
    Море глубокое, а ручеёк …
    Дорога широкая, а тропинка …
    Перо легкое, а гиря …
    Летом нужна летняя одежда, а зимой …
    2.Без опоры на картинки.
    Пирожное сладкое, а лекарство …
    Ночью темно, а днем …
    У волка хвост длинный, а у зайца …
    Хлеб мягкий, а сухарь …
    Чай горячий, а лед …
    Летом жарко, а зимой …я, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы. 

    «Кто кого обгонит?»http://malysh.sayan-obr.ru/images/clip_image004.jpg

    Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

    Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.
    Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос:

    "Кто кого обгонит?"

    Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
    Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).
    Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).
    Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

    «Незнайкины ошибки»http://malysh.sayan-obr.ru/images/p59_imagescaukf1l3.jpg

    Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

    Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки. В осеннем лесу.

    Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес.

    «Мама потерялась»http://malysh.sayan-obr.ru/images/clip_image006.jpg

    Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".

    В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.
    Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок. Лошадь ищет…(жеребёнка).
    Свинья ищет…(поросёнка).
    Собака ищет…(щенка).
    Кошка ищет…(котёнка).
    Коза ищет…(козлёнка).
    Овца ищет…(ягнёнка).
    Лисица ищет…(лисёнка).
    Зайчиха ищет…(зайчонка).
    Волчица ищет…(волчонка).
    Ежиха ищет…(ежонка).
    Медведица ищет…(медвежонка).
    Белка ищет…(бельчонка).

    В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)

    «Федорино горе»

    Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.http://malysh.sayan-obr.ru/images/imagescad9ln23.jpg

    Читаем отрывок из стихотворения "Федорино горе".
    Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет. Можно при этом рассматривать картинки с изображением посуды или использовать настоящую.
    При повторном чтении стихотворения ребёнок подсказывает слово и показывает:
    Вся посуда разбежалась!
    У Федоры не осталось
    Ни бидона, ни бутылок,
    Ни беззубых, грязных…(вилок).
    Нет покинутых сироток - 
    Чёрных, гнутых…(сковородок).
    Нет запачканных грязнуль - 
    Битых, ломанных…(кастрюль).
    Не видали близко люди
    И осколков грязных…(блюдец),
    Убежавших от букашек
    Много дней немытых…(чашек),
    Скрывшихся от тараканов
    Мутных, треснувших…(стаканов).
    Как Федора ни смотрела,
    Не нашла нигде…(тарелок).
    Скрылся от Федоры ножик,
    Нет больших столовых…(ложек), соответствующую картинку.

    «День рождения Мишутки»http://malysh.sayan-obr.ru/images/clip_image008.jpg

    Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя. 
    Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости

    Пример:
    Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.
    Рыба …  -  Мишутка ждёт…
    Морковь …  -  Мишутка ждёт…
    Грибы …  -  Мишутка ждёт…
    Зерно …  -  Мишутка ждёт…
    Трава …  -  Мишутка ждёт….

    Речевые игры  для http://malysh.sayan-obr.ru/images/p59_imagescampii2j.jpg

    детей 6 -  7 лет

     

    «Похожие слова»

    Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

    Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

    Приятель - друг - враг; 
    Грусть - радость - печаль; 
    Еда - очистки - пища; 
    Труд - завод - работа; 
    Танец - пляска - песня; 
    Бежать - мчаться - идти; 
    Думать - хотеть - размышлять; 
    Шагать - сидеть - ступать; 
    Слушать - глядеть - смотреть; 
    Трусливый - тихий - пугливый; 
    Старый - мудрый - умный; 
    Бестолковый - маленький - глупый; 

    Смешной - большой - огромный.

    «Семейная олимпиада»http://malysh.sayan-obr.ru/images/clip_image010.jpg

    Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

    В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

    Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы" какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

                             «Два брата»

    Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.http://malysh.sayan-obr.ru/images/clip_image011.jpg

    Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков. 
    Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях. 
    Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища. Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев. 
    Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

    «Назови ласково»

    Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных. Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: 
    Цветок красный, а цветочек красненький. 
    Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. 
    Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). 
    Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). 
    Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
    http://malysh.sayan-obr.ru/images/clip_image012.jpg

     Ведро синее, а ведерко … (синенькое). 
    Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое). 
    Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). 
    Дом низкий, а домик … (низенький). 
    Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

    http://malysh.sayan-obr.ru/images/clip_image013.jpg

    «Магазин посуды»

    Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания. Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница. После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

    «Найди по цвету»http://malysh.sayan-obr.ru/images/clip_image014.jpg

    Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

    Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. 
    Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного.

     Например: 
    Красное - яблоко, кресло, платье. 
    Желтая - репа, краска, сумка. 
    Синий - василек, баклажан, карандаш.

    «Выбери правильное слово»http://malysh.sayan-obr.ru/images/clip_image015.jpg

     Цель: развитие мышления, речевого внимания.

    Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? 
    Осенью дует … (холодный, сильный ,мокрый) ветер. 
    На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки. 
    Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку). 
    Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой). 
    Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге). 
    Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

    «Найди картинку»http://malysh.sayan-obr.ru/images/clip_image016.jpg

     Цель: развитие анализа и синтеза.

    Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта. 
    Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова: 
    аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор; 
    рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон; 
    причал, море, капитан, палуба, моряк, берег; 
    шоссе, кондуктор, водитель, остановка; 
    эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

     

    http://malysh.sayan-obr.ru/images/clip_image017.jpg

    «Скажи наоборот»

    Цель: расширение словаря антонимов.

     Для этой игры нам понадобится мяч. 
    Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. 
    Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот.

    Например: темно, а наоборот - светло.

    МОКРЫЙ...СУХОЙ, ВЗЛЕТЕТЬ...ПРИЗЕМЛИТЬСЯ

    ДРУГ … ВРАГ; ХОРОШО … ПЛОХО 

    ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО , ВЫСОКО … НИЗКО ,
    МОЖНО … НЕЛЬЗЯ, ТРУДНО … ЛЕГКО 

    БЫСТРО … МЕДЛЕННО,  ДЕНЬ … НОЧЬ 
    РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ) ,   ЖАРА … ХОЛОД 
    ЗЛО … ДОБРО,  ПРАВДА … ЛОЖЬ

     ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ,  ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ 
    ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ ,  БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ 
    ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ ,  ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

     



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №8 г. Коркино»

    Картотека пальчиковых игр по временам года

    Подготовила:

    Воспитатель

    Кизуб К.В.

    2019 г.

    Пальчиковые игры  

    Зима

    Снеговик
    Давай, дружок, (хлопаем в ладоши)
    смелей, дружок,
    Кати по снегу свой снежок —(движение руками катим снежок)
    Он превратится в толстый ком,
    И станет ком снеговиком.
    Его улыбка так светла!
    Два глаза… шляпа…
    Нос… метла.
    Но солнце припечет слегка —
    Увы! — и нет снеговика.

    Сосульки
    Шаловливые сосульки
    Сели на карниз.
    Шаловливые сосульки
    Посмотрели вниз.
    Посмотрели чем заняться?
    Стали каплями кидаться.
    Целый день идет трезвон:
    Дили-дили, дили-дон!

    Новогодняя пальчиковая игра
    Наступает Новый год
    Дети водят хоровод.
    Висят на елке шарики,
    Светятся фонарики.
    Вот сверкают льдинки,
    Кружатся снежинки.
    В гости Дед Мороз идет,
    Всем подарки он несет.
    Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать1,2,3,4,5

    «Зимняя прогулка»

    Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

    Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

    Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)

    Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

    С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

    А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

    Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

    Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

    «Снежный ком»
    Взяли дети белый ком.

     Лепить будем снежный дом (движения, изображающие лепку снежков)

    Мы польем его водой,

     Домик будет ледяной («плескать» ладонями воду)

    Ком за комом мы кладем, (ставить кулачок на кулачок)

    Вот и вылепили дом (нарисовать в воздухе ладонями домик)

    Падал снег на порог, (руки над головой, перебирая пальцами, медленно опускаем вниз)

    Кот лепил себе пирог. (ладони приставляем к голове, изображая уши) А пока лепил и пек, (лепим пирог) Ручейком пирог утек. (ладони друг к другу, постепенно сгибаем пальцы навстречу друг другу, пока тыльные стороны ладоней не соприкоснуться)

    «Снежок»
    Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)

    Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)

    Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга)

    Раз – подбросим, («подбросить», посмотреть вверх)

    Два – поймаем. («ловят», приседают)

    Три – уроним (встают, «роняют») И … сломаем! (топают)

    «Лыжи, санки и коньки»
    Лыжи, (Скользить по столу ладонями вперед-назад)

    Санки (Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад)

    И коньки (Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе)

    Мчатся наперегонки.

    «Пришла зима»
    Пришла зима. (Развести руки в стороны, показывая вокруг себя) Стало холодно. (Обхватить руками себя за плечи и поежиться) Ударили морозы. (Стукнуть правым кулаком по левой ладони)

    Реки покрылись льдом. (Вытянуть руки перед грудью и развести их в разные стороны) Пошел снег.

    Он падал белыми (Руки поднять вверх, а затем плавными зигзагообразными пушистыми хлопьями движениями, не спеша, опускать их вниз)

    На землю, (Изобразить сугробы: поставить руки перед грудью и волнообразными движениями разводить их в разные стороны)
    На дома, (Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша»

    На деревья, (Согнуть руку в локте и поднять ее, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева)
    На людей. (Положить руки себе на голову)

    «Новый год»

    Новый год, Новый год! (Развести руки в стороны)

    Он стучится у ворот. (Постучать по столу костяшками пальцев)

    С санками, (положить на стол ладони вплотную друг к другу)

    Коньками, (ладони поставить на ребро)

    Со снеговиками. (Изобразить снеговика)

    Весна.

    Распускаются цветы (постепенно раскрываем сомкнутые в виде бутона ладони)
    Удивительной красы, этой раннюю весной,
    Ветерок зовет с собой. (ручками поманили к себе) 

    ***

    Пробежаться по тропинке, (имитируем бег пальчиками по столу)
    Посчитать на речке льдинки (загибаем поочередно пальчики одной руки)
    И увидеть как из почки,
    Появляются листочки. (сложили ладошки друг на друга в виде листочка)

    ***
    Я по быстрому ручью, (волнообразные движения руками)
    Свой кораблик отпущу. (складываем ручки в виде лодочки) 
    Пусть весенняя капель, (указательным пальчиком одной руки стучим по ладони другой руки, затем можно поменять ручки) 
    Унесет тоску и лень.

    ***

    Вот уж две недели  Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.

    Капают капели.

    Снег на солнце тает  Руки ладонями вниз разведены в стороны.

    И ручьём стекает.  Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

    ***

    К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед

    В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу

    И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз

    Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

    ***

    Вырос цветок на весенней полянке, Неплотно соединяют ладони

    Нежную голову робко поднял. Поднимают руки перед собой

    Ветер подул - он качнулся неловко, Покачивают ладонями перед собой

    Вперед и назад, налево, направо  Вперед и назад, налево, направо

    ***

    Нежный цветок появился в лесу, Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «Цветок»

    Первым встречает он солнце, весну. «Солнышко» из обеих рук.

    Утром весенним раскрыл лепесток, Соответственно.

    В мягкой землице его корешки. Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз.

    Лето.

    ЖУК 
    (пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими 

    Жук летит, жук жужжит 
    И усами шевелит.

    ЗДРАВСТВУЙ 

    Здравствуй, солнце золотое! 
    Здравствуй, небо голубое! 
    Здравствуй, вольный ветерок! 
    Здравствуй, маленький дубок! 
    Мы живем в одном краю - 
    Всех я вас приветствую! 

    (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

    ЦВЕТОК

    Набухай скорей, бутон, 
    Распусти цветок — пион! 
    (подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые — получается «бутон»; нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть — получается большой раскрытый «цветок») 

    БАБОЧКА
    Бабочка-коробочка, 
    Улетай под облачко. 
    Там твои детки 
    На берёзовой ветке. 

    (скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые — «бабочка» сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки) 

    ПТИЧКИ

    Птички прилетали, 
    Крыльями махали. 
    Сели. Посидели. 
    И дальше полетели.
    (пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз) 

    ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ 

    Улетела птица- мать 
    Малышам жучков искать. 
    Ждут малютки-птицы 
    Мамины гостинцы. 

    (все пальцы правой руки обхватить левой ладонью — получается «гнездо»; шевеленье пальцами правой руки создаётся впечатление живых птенцов в гнезде)

    ПАУЧЕК

    Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
    Паучок ходил по ветке,
    А за ним ходили детки.
    (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
    Дождик с неба вдруг полил,
    (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
    Паучков на землю смыл.
    (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
    пальцы растопырены,
    качаем руками - солнышко светит.)

    Солнце стало пригревать,
    (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
    Паучок ползёт опять,
    ("Паучки" ползают по голове.)
    А за ним ползут все детки,
    Чтобы погулять на ветке.

    ПАЛЬЧИКИ.

    Раз, два, три, четыре, пять.
    Вышли пальчики гулять.
    Этот пальчик гриб нашел.
    Этот пальчик чистить стал.
    Этот - резал.
    Этот - ел.
    Ну, а этот - лишь глядел!

    ***

    (Напеваем во время массажа пальчиков)
    Солнышко встало, 
    "Здравствуй!" - сказало.
    Эй! Братец, Федя, разбуди соседей!
    Вставай Большак!
    Вставай Указака!
    Вставай Середка!
    Вставай Сиротка!
    И крошка-Митрошка!
    Здравствуй, ладошка!

    ОСЕНЬ.

    Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

    Все листочки с веток сдул...(пошевелить пальчиками и подуть на них)

    Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

    Дождик стал по ним стучать

    Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по  ладошке левой руки)

    Град по ним заколотил,    (щепотью правой руки постучать по левой  ладошке)

    Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки  по  левой ладошке)

     Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд-  назад)

     Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

    «Собираем листочки»

    Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

    Будем листья собирать.(сжимаем и разжимаем кулачки)

    Листья березы,(загибаем пальчики, начиная с большого)

    Листья рябины

    Листики тополя,

    Листья осины,

    Листики дуба мы соберём,

    Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

    «Осень»

    Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

    Ветер листики считал:

    Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)

    Вот кленовый,

    Вот рябиновый резной,

    Вот с березки — золотой,

    Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)

    Ветер бросил на тропинку.

    «Вышли пальчики гулять»

    Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

    Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)

    Красный листик, 

    Жёлтый листик,

    Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)

    Сколько листиков собрали 

    Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

    Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх , делаем "фонарики")

    «Осень»   

    Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем  ладошки вместе, затем соединяем пальчики)  

    Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками, как крылышками)

    Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками) 

    Первым снежком принакрылась земля. (плавно опускаем ручки вниз)

    Река покрывается льдом в ноябре – ( сжимаем ручки в замок)

    Поздняя осень стоит на дворе. (разводим руками перед собой)

    «Ходит осень в нашем парке»

    Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)

    Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)

    Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

    Фартук розовый – осине,

    Зонтик желтый – тополям,

    Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди

    «Листья осенние тихо кружатся»

    Листья осенние тихо кружатся,

    ( плавные движения кистями рук слева направо)

    Листья нам под ноги плавно ложатся

    ( плавно опускаем ручки вниз)

    И под ногами шуршат, шелестят,

    ( трем ладошки друг о друга)

    Будто опять   закружиться хотят.

     (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

    «Грибы»

    (ладонь сжата в кулак и по-очереди отгибаем пальцы)

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)

    Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)

    Этот пальчик гриб нашёл,

    Этот пальчик чистить стал,

    Этот пальчик жарить стал,

    Этот пальчик всё съел,

    Оттого и растолстел. 

    «Ежик»

    Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик, пальцы другой руки – лесные зверюшки.

    Сжимаем одной рукой каждый палец другой руки.

    «Ежик по лесу идет, всем орешки раздает. (растопыриваем пальцы правой руки-это ежик, левая рука сжата в кулачок)

    Зайке беленькому (отгибаем мизинчик),

    Волчку серенькому (отгибаем безымянный палец)

    Рыжей лисичке (отгибаем средний палец),

    Белочке-сестричке (отгибаем указательный палец),

    А медведю-мишке ежик дарит шишки (отгибаем большой палец).

    «Капуста»

    Так капусту мы рубили (ребрами ладоней "рубим" капусту)

    И вот так ее солили, ( щепотками обеих рук "солим")

    Отжимали ручками, (сжимаем и разжимаем кисти рук)

    Собирали в кучку мы. (собираем в кучку воображаемую капусту)

    В банку затолкали, (кулачками забиваем ее в воображаемую банку)

    Крышкой закрывали.(хлопаем правой ладошкой по левой)



    Предварительный просмотр:

    Речь ребёнка в возрасте от одного года до трёх лет очень хорошо развивать в игре. Поскольку психология маленьких детишек этого возраста устроена так, что если ребёнку не интересно, он просто-напросто откажется заниматься какими-либо делами.

       Эти игры подойдут как говорящим, так и молчаливым детишкам. Разница между говорящими и молчаливыми детишками будет лишь в том, что первый сам ответит на определённые в процессе игры вопросы, а второй будет кивать в знак согласия, показать необходимую игрушку, нарисовать что-то в ответ.

       Для развития речи важно работать над слухом, пониманием речи, дыханием, ручной моторикой и моторикой всего тела, ритмом, выразительностью, тренировать органы артикуляции (губы, язык), обогатить словарь.

       С целью развития речи ребёнка предлагаются игры с контейнерами от "киндер-сюрприза", так как они очень просты, компактны, и доступны в применении:

    https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=445x1024:format=jpg/path/sf278732f8691ebec/image/i2f6402e13ea9d183/version/1481893436/image.jpg

    Игра - Дрессировщик
    Цель игры – работать над пониманием речи.
    Для начала понадобится всего один контейнер. Взрослый выступает в роли дрессировщика, а ребёнок выполняет указания. "Изобрази, что мы выступаем на арене цирка. Я дрессировщик, а ты фантастическое животное. Нужно выполнять волшебные команды."

     

    Придумайте простые команды, понятные ребёнку: "Алле - ап, на диван!", "Алле - ап, под одеяло!"… Далее можно использовать 2 контейнера для последовательного выполнения команд: "Один контейнер положи на пол, а другой положи себе в карман"…

     

    В этой игре ребёнку обязательно нужно попробовать роль дрессировщика, так как повелительное наклонение в норме усваивается очень рано ("Мама, ням!", "Папа, ди!"…).

    Игра - Кораблики
    Цель игры – развитие сильного плавного выдоха.
    Налейте в таз или какую-нибудь большую ёмкость воды. Поместите туда 3 пустых контейнера. Нужно дуть на кораблики, переправляя их от одного берега к другому.

    Важно следить за выдохом. Долго играть не следует, так как у ребёнка может закружиться голова. Позже эту игру можно проводить во время купания в ванной.

    Для активизации речевой деятельности следует задавать вопросы: "Какая погода на море?".

    https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=446x1024:format=jpg/path/sf278732f8691ebec/image/ifbf1767a4fed0f72/version/1481893347/image.jpg

     

    Игра - Песенка-чудесенка
    Цель игры – пропевание на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [и].
    Гласные звуки отвечают за красоту и выразительность речи, поэтому важна их чёткая артикуляция.

    Понадобятся 4 контейнера (по одному на каждый звук). На каждом следует нарисовать рожицы (глазки, носик, губы, ушки) с артикуляцией нужного звука.

    Ребёнку нужно показывать рожицы последовательно, чтобы он догадался, какой звук придётся петь.
    Затем следует тренироваться исполнять песенки из 2-3 звуков (например, "А-а-а-у-у-у!") и на разные интонации (задорные, колыбельные и т.д.).
    Пока ребёнок отдыхает между исполнением песен, задавайте вопросы: "Как зовут певца?" и т.п.

     

    Игра - Подъёмный кран
    Цель игры – тренировка мышц рта (с 2-х лет под строгим присмотром взрослого)
    Понадобятся 6 крупных киндер-игрушки (можно использовать и другие удобные игрушки), без мелких деталей, чтобы малыш их не проглотил. Постепенно увеличиваете количество переносимых игрушек. Ставим на стол одну из игрушек, а ребёнок при помощи захвата губами переносит в рядом стоящую коробочку или в крышку от коробки, затем следующую игрушку.

     

    Для расширения активного словаря малыша задавайте ему вопросы. Например, "Что мы строим?", "Кто в доме будет жить?"


    Игра «Таинственный мешочек»
    Цель игры – узнавание предметов на ощупь.
    Понадобится непрозрачный пакетик или мешочек, в который следует положить предметы овальной и круглой форм.

    Перед тем, как все предметы взрослый спрячет в мешочек, пусть малыш их потрогает. Далее ребёнок найдёт нужный предмет на ощупь. "У тебя на ручках есть волшебные глазки. Посмотри ими внимательно и достань, пожалуйста, киндер".

    Задавайте малышу вопросы о предмете, который он достанет: "Что это?", "Как можно играть с мячиком?" и т.д.
    Во всех предложенных играх полезно меняться ролями, как только ребёнок освоит правила и его речевые возможности позволят быть ведущим. Интересно было бы участие нескольких ребятишек и взрослых. Следите за своей речью, поведением и движениями, так как занятия с малышом до трёх лет основаны на подражании взрослому.

    Каждый речевой опыт переходит в навык, если постоянно тренироваться. Поэтому речевые игры рекомендуется проводить систематически. Игры должны быть непродолжительны по времени и интересны по содержанию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

    Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...

    Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

    Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

    Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

    Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....

    Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

    Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

    Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

    Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

    Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

    Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....