Игры для развития дивергентного мышления у дошкольников
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Матовникова Юлия Александровна

Игры для развития дивергентного мышления у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_detalizatsiyu.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №12 «БЕЛОЧКА»

Игры для развития дивергентного мышления у дошкольников

Выполнила: Матовникова Ю. А.,

воспитатель группы №12

КОТОВСК, 2019

Конвергентное мышление - это мыслительная деятельность, направлена на поиск подходящего решения на основе стандартных приемов и рассуждений. Никакой оригинальности проявлять не нужно. Важно найти правильное решение.

Дивергентное мышление характеризуется творческим подходом в решении задач, нестандартными рассуждениями, поиском необычных решений и игнорированием известных алгоритмов и шаблонов.

Его ценность заключается в обнаружении нешаблонных последовательностей и выводов, в достижении оригинальных результатов.

Дивергентное мышление - форма мыслительного процесса, которая предполагает разрушение шаблонов и стандартов, стереотипов и ограничений и подразумевает свободу в решении проблемных вопросов.

Стремясь развивать своих деток, родители поневоле приравнивают их высказывания к шаблонным «правильным» ответам. Особо виртуозные детские фразы и изобретения взрослых радуют и развлекают. Но, если такой искры в словах ребенка нет, родители или воспитатели стараются юного мыслителя поправить и подсказать ему общепринятые суждения и выводы.

Безусловно, мыслительные способности, ориентированные на поиск точного ответа, нужно развивать. Тем более что школьная программа в подавляющем большинстве опирается на конвергентное мышление. Однако в жизни недостаточно мыслить в стандартных рамках. И жизнь умеет подкидывать совершенно нетипичные задачи. Поэтому так важно начать формировать дивергентное мышление у детей еще в дошкольном возрасте.

Характеристика дивергентного типа мышления

Понятие дивергентного мышления больше известно как творческий мыслительный процесс. Чтобы понять, что необходимо развивать для становления этого типа мышления, перечислим основные свойства творческого подхода к поиску и развитию идей.

  1. Гибкость как способность рассматривать задачу под различными углами зрения, применять разнообразные подходы и стратегии.
  2. Беглость - свойство быстрого придумывания реальных и фантастических решений для одной и той же проблемы.
  3. Оригинальность - способность находить нестандартные решения.
  4. Способность к детализации - умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.

Признаки проявления дивергентного мышления у детей

Важным плюсом развития дивергентного мышления у детей дошкольного возраста является пробуждение познавательной мотивации. Желая найти оригинальное решение, ребенок включает свою исследовательскую активность, проявляет чувствительность к обнаружению нового в обычном.

Дошкольник, у которого формируется дивергентный тип мышления, удивляет тем, какие оригинальные образы он может увидеть в облачке или обнаруженной в лесу коряге. Он всем интересуется, задает множество уточняющих вопросов, и сам выдает предположительные ответы.

Такие дети предпочитают сюжетно-ролевые игры иной игровой деятельности, потому что получают возможность детализировать сюжет, видоизменять роли и правила.

Рисунки творческих дошкольников отличаются богатством красок и оригинальностью художественного замысла, а конструкции и поделки – изобретательностью по отношению к формам и выбору материала.

Задания на детализацию

Задание 1.

Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любой рисунок.

Нарисуйте несколько одинаковых кружков (как вариант: полукругов, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.

Задание 2.

Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет.

Представь, что твой велосипед (как вариант: Мишка, конструктор) заговорил. Что бы он тебе рассказал?

Задание 3.

Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать сюжет.

Покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.

Задание 4.

Цель: развитие творческого воображения.

Воспитатель читает детям известную им сказку – «Репка». Затем

каждый из участников игры придумывает ее продолжение и рассказывает всем остальным детям.

Задание 5.

Цель: развитие сенсомотрной и познавательной сфер, развитие воображения

Детям предлагается ситуация «Мы с вами рыбаки. Отправляемся

на рыбалку в «пуговичное море». Наши руки помогут нам выловить рыбку - пуговичку. Опустите руки в «пуговичное море» и выловите «рыбку».

Ребенок может взять любую пуговицу. Воспитатель по очереди детям задает вопросы:

- Какую рыбку ты выловил: большую или маленькую; гладкую или

шершавую; круглую или квадратную?

- Какого цвета твоя «рыбка»?

- Она тяжелая или легкая?

- Теплая или холодная?

- В каком море она плавала?

- Кто были ее друзья?

- Как она попала в нашу речку?  и т.п.

После того, как все дети расскажут историю своих рыбок, они отпускают их снова в «речку» (коробка с другими пуговицами). Затем, закрыв глаза, ребенок  наощупь ищет свою рыбку. (если не получится наощупь, то с открытыми глазами).

Задание 6.

Цель: развитие творчества на примере конструирования

Детям предлагается составить на столе различные узоры: зимние

снежинки, мозаичные узоры, узоры из спичек и т.п.

Задание 7.

Цель: развитие творческого мышления на основе изготовления новых предметов.

Детям предлагается из подручного материала (пустых пластмассовых бутылок, гороха, тряпок, барабанов без палочек, металлических вазочек, коробок, ракушек и т.п.) смастерить музыкальные инструменты. Дети могут использовать не только предложенные им предметы, но и все то, что сумеют сами найти в игровой комнате. (Взрослым разрешается помогать организовывать «техническую» сторону создания этих инструментов: например, привязать что-либо веревкой и т.п.)

Задание 8.

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Детям предлагается посмотреть на облачко (как вариант: коряге в лесу) и увидеть в нем персонаж. Ребенку необходимо определить, на что похоже облачко.

Материал взят на сайте:

  1. https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=8547
  2. https://alldoshkol.ru/process/razvivaem-divergentnoe-myshlenie-doshkolnikov

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дивергенция – это своего рода неординарность восприятия, мышления и подхода к решению задач, это способность подключать и использовать информацию одновременно из разных областей знаний, часто не...

Игры на развитие дивергентного мышления для старшего дошкольного возраста.

Картотека игр для воспитателей родителей, направленных на развитие дивергентного мышления детей старшего дошкольного возраста....

Игры на развитие дивергентного мышления для детей средней группы

Картотека игр для воспитателей и родителей, направленных на развитие дивергентного мышления детей средней группы детского сада....

Игры на развитие "Дивергентного мышления"

Игры на развитие дивергентного мышления направленны на развитие гибкости мышления, сообразительности, креативности, умению находить множество решений, на развитие пространственного мышления....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Дивергентный (от латинского «divergere» – расходиться) метод творческого мышления, который заключается в «веерообразном» поиске множества решений одной и той же проблемы ...

консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022

Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....

Дидактическая игра "Вырубка леса- экологическая проблема современности" по развитию дивергентного мышления старших дошкольников с использованием графического диктанта, как инновационная деятельность

Графический диктант для дошкольников — полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома. В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: ...