Картотека игр с использованием элементов ТРИЗ.
картотека по развитию речи (старшая группа)

Павлова Наталья Вячеславовна

Картотека игр, которые используются для развития речи и коммуникативной кльтуры детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многие взрослые воспринимают мир только в розовом или только в Черном цвете. Нам есть чему поучиться у детей. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, — сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше и на одного счастливого больше. Очень интересно посмотреть через этот магический кристалл на сам ТРИЗ. Что в нем хорошо, мы уже знаем. А что в нем плохо? Известно, что в современном жестоком мире творческой личности жить не очень легко. Как это исправить? Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему. Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному.

На сегодняшний день, в контексте ФГОС дошкольного образования, данная технология является особенно востребованной. Главная цель использования технологии: освоение ребенком способов познания и становления у него ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной и технологической.

ИГРА «Путешествие в прошлое»

выстраивается цепочка последовательного развития: на чем мы сидим сейчас – на стуле; еще раньше сидели – на табурете – лавке – пень – бревно – камень и т.д.  Эта технология очень интересна и легко используется в работе педагогами стоит лишь попробовать.

Игра «Назови целое по части»

(по примеру: съедобное - несъедобное)

Карман-сумка

              -подвеска

               -платье

              -кошелек

              -кенгуру

Игра «Назови части целого»

Дом-крыша, окно, чердак, потолок, ручка.

ИГРА «Назови что общего»

Группа предметов

Ложка-машина, ножницы - металл

Игра «Что входит и выходит»

Предметные картинки: яблоко, капуста, кошелек, ножницы, собака большая живая.

Место: суп-капуста

Большая хозяйственная сумка- капуста, ножницы, кошелек (кроме собаки)

Письменный стол- ножницы, яблоко, кошелек

Подоконник в спальне- собака, яблоко…..

Огород- большая собака, ножницы, яблоко.

Игра «Мои друзья»

Предметные картинки (свойства, части, функции)

Дети соотносят  с предметами и подходят к вам.

Например: У кого есть железные часы-беги ко мне, Кто согревает…

У кого есть металл

 Кто пушистый? Кто блестящий?

Игра «Подарок»

Часы - функция показывать время

Тетрадь- функция писать

Сумка- функция носить

Цепочка-функция украшать

Ручка - писать

Игра «Теремок»

Стоит в поле теремок. Он не низок не высок.

Живет в теремке коробка идет сумка

Кто, кто в теремочке живет?

-Я коробка, А ты кто?

-Я сумка. Пусти меня жить

Коробка: «Пущу, если скажешь, чем мы похожи»

Сумка: носим вещи….

Обувь (защищаем ножки) и т.д.

Игра «Аукцион»

На аукцион мы выставили реальные предметы. Я рассказала, что мы по очереди будем перечислять возможности их использования, даже самые нереальные. Кто называет (без повтора!) последним —забирает себе лот. Нужно отметить, что повторы функций в этом возрасте достаточно часты: дети думают, что есть кашу, есть суп и кормить ребенка с ложки — это разные действия. Или, например, украшать себя, елку или вазу шарфом. Также дети называют схожие действия, считая их разными, например, из ложки едят и пьют. Эти нюансы мы обсуждали по ходу игры.
- лот «шарф»: им можно греться в холод, лечиться от простуды, украшать себя или новогоднюю елку, им можно ловить партнера или завязывать глаза, играя в жмурки;
- лот «кубик»: подходит для строительства башен, домов, заборов; его можно использовать в качестве линейки, если выстроить несколько блоков в ряд;
- лот «ложка»: помогает есть, пить, копать, насыпать или накладывать что-то, перемешивать;


Игра «Найди друзей»

Эту игру мы проводили с мячиком. Я называла животных и предметы, а дети говорили, кто или что выполняет ту же функцию (я использовала слово «работу»). После того, как ребенок назвал назначение предмета, он передавал мяч другому игроку. Дети ответили, кто перевозит груз, умеет скакать, копать землю.
Далее я усложнила перечень:
Телевизор показывает мультики, новости, фильмы. Я попросила своих воспитанников найти «друзей» телевизору. Тут ребята пустились рассказывать, что еще он может показывать: передачи, рекламу, стали вспоминать названия мультфильмов. Однако очень скоро мальчики исправили ситуацию и назвали компьютер (вот оно!), далее последовал смартфон, планшет. Я рассказала им про свое детство и фильмоскоп с диафильмами.
Затем задачей детей было найти «друзей» кастрюле и цветку. Ответы были такие:
- Кастрюля варит суп, в ней можно переносить и хранить что-либо.
- Цветок растет, а с ним растут ребенок, дерево, щенок, сугробы за окном…

Игра « Пинг- понг» (наоборот)

Цель: учить подбирать слова- антонимы.

Ход: воспитатель называет слово- дети называют слово противоположное по значению.

Например: Словарь для детей4-5 лет: черное- белое; вход- выход; вперед- назад; большой- маленький и т.д.

Словарь для детей 5-6 лет: сильный- слабый; влево – вправо; короткий- длинный; умный- глупый; сладкий- горький;

Быстро – медленно; кривой - прямой и др.

Словарик для детей 6-7 лет: щедрый - скупой; одетый- голый; сеять- жать; плыть- тонуть; жидкий – густой; упрямый- покорный; съедобный- ядовитый и др. Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный- несъедобный

Игра «Противоположности»

с противоположным назначением

Предлагаем подобрать предметы, которые противоположны по назначению (функции). Игра подойдет детям от 5,5 лет, знакомым с основами ТРИЗ.

Зачем: развиваем функциональное и диалектическое мышление

Реквизит: можно собрать картинки или сами предметы, чтоб выбирать функциональные пары.

Например:

Карандаш пачкает бумагу – резинка чистит бумагу,

Ножницы разделяют бумагу – клей соединяет бумагу,

Клей соединяет листы – рука разделяет листы,

Скалка разглаживает тесто – рука деформирует тесто.

Усложнение игры «Противоположности»

Ищем противоположное в одном предмете.

Реквизит: предметные картинки или можно рисовать схемы.

Что делаем: находим, где внутри одного предмета спрятались противоположные свойства.

Утюг. Горячая подошва, холодная ручка.

Игра на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

«Волшебный светофор»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

Ход:

Воспитатель показывает картинку с изображением животного.

Ведущий: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.

Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является

животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего

оно или какую пользу приносит.

Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой

теме, в том числе и по теме «Животные».

Ведущий: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, домашние, дикие животные).

Ведущий: Заяц ( поднимает зеленый кружок).

Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким.

животным. Он живет в лесу.

Ведущий: Поднимает красный кружок.

Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.

Ведущий: Почему заяц меняет шубку зимой?

Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.

Ведущий: поднимает желтый кружок.

Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он

нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.

Теремок»

(проводится со средней группы)

Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один

ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в

«Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его

предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми

словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в

теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок,

если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.

Ход:

Похожести у объектов живого мира.

Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?

Ведущий: Это я, лиса. А ты кто? Дети: А я волк, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы.

Туловище, голова, 2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой

природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.

Различия у объектов живого мира

Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!

Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой

отличаемся.

Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас  (белка рыженькая, а

заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается

орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой);

белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект занятия по конструированию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе на тему «Мой дом».

Обучать системному анализу (прошлое, настоящее, будущее). Расширять представления детей о понятиях: схема, чертеж, модель, дом. Закреплять у детей умение узнавать изображённую на рисунке проекцию пре...

Мастер - класс на тему: "Использование элементов ТРИЗ при организации занятий с детьми первой младшей группы"

Выступление на родительском собранииЦель:Познакомить родителей с разными техниками в изобразительной деятельности;Применять игровые приемы в процессе работы с детьми....

Картотека игр с использованием элементов Триз технологии

Картотека игр с использованием элементов Триз технологии...

Картотека с использованием элементов ТРИЗ технологии.

Картотека содержит разнообразные игры с использованием элементов ТРИЗ технологии, начиная с игр на автоматизацию звуков, и заканчивая играми на развитие различных сторон речи и всех форм логического м...

Картотека игр для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.

Картотека игр для детей дошкольноого возраста помогает развивать у детей дошкольного возраста речевые, творческие способности....

Картотека игр с использованием элементов ТРИЗ технологии

Картотека игр с использованием элементов ТРИЗ технологии...