Занятие по экологическому воспитанию с использованием элементов ТРИЗ на тему: "Наша спутница вода"(подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Киселева Марина Викторовна

Наблюдения за водой с использованием " Метода маленьких человечков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по экологическому воспитанию с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Наша спутница  вода»

(Подготовительная  группа)

                                                      Составила воспитатель: Киселева М.В.

Тема: «Наша спутница вода»

Цель: наблюдение за водой с использованием «Метода маленьких человечков», позволяющего детям понять структуру вещества

Программные задачи: закрепить свойства воды, уточнить  значение её для всего живого;  развивать связную речь, любознательность, логическое мышление; продолжать воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование и материал: фонограммы:( «Шум ручья»,П.И. Чайковский «Баба- Яга», «Вальс цветов»); глобус, сосуды с водой , лейка, распустившиеся ветки деревьев, комнатные растения, экологические знаки, избушка, волшебный короб, ключ, лёд.

Участвуют: Баба- Яга, Снегурочка.

Ход занятия

Звучит фонограмма «Шум ручья»

Воспитатель читает стихотворение:

Вы слышали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Дети, сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ.

Вода - самое удивительное и полное тайн вещество. Наш организм в основном состоит из воды: она содержится в крови и в других органах. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдётся. Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего нужна вода?

Дети: Вода нужна, чтобы готовить еду, умываться, купаться, мыть посуду, стирать, мыть полы, окна, поливать цветы.

Воспитатель: Кто нуждается ещё в воде?

Дети: Животные, растения.

Воспитатель: Посмотрите, дети, как много нам всем нужно воды! А много ли воды на нашей планете? Хватит ли её всем?

( показ глобуса, напомнить, что голубым цветом изображены моря и океаны)

Вода обладает очень важным свойством - давать жизнь всему живому. И вы в этом сейчас убедитесь. ( Работа в уголке экспериментирования)

Дети, посмотрите на поставленные нами в живую воду веточки деревьев. Что с ними произошло?

Дети: На веточках распустились листочки.

Воспитатель: Аккуратно потрогайте их. Какие они?

Дети: Листочки нежные, мягкие, клейкие.

Воспитатель: Вода дала жизнь этим листочкам.

(Дети подходят к комнатным растениям, рассматривают их и называют)

Воспитатель: Дети, а что же случилось с этим растением?

Дети: Это растение - зелёное, цветущее; листья упругие, дышат свежестью. А это совсем завяло: веточки поникли, листочки опустились.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, в чём причина?

Дети: Одно растение регулярно поливалось, другое не поливали.

Воспитатель: Дети, давайте поможем этому растению! Что для него мы можем сделать?

Дети: Полить.

Воспитатель: Дети, давайте послушаем стихотворение «Цветы» Е. Трутнева.

Ребёнок:

У тропинки около калитки

Ждут- пождут Наташу маргаритки.

Принеси, Наташа, нам напиться

Хороша холодная водица!

И анютин тёмненький глазок

Тоже просит: «Дай глотку разок!»

В лейке дождь Наташа принесла

На цветке качается пчела.

Льётся дождь из лейки на цветы

Каждый просит: «Дай и мне воды»

Напились, умылись, стали краше

Хорошо им в садике Наташи!

Воспитатель: Да, дети, вода просто необходима в жизни человека, животных и растений, но, к сожалению, очень часто мы неуважительно относимся к воде: неразумно её расходуем, забываем закрывать краны, бросаем мусор в водоёмы, загрязняя его. А ведь именно мы с вами хозяева природы. И охранять её - наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте её беречь!

(Воспитатель использует экологические знаки: «Берегите воду!», «Не загрязняйте водоёмы!»)

Дети сегодня мы много говорили о воде .Давайте вспомним свойства воды. Какая вода?

Дети: Вода прозрачная, жидкая, не имеет запаха и вкуса.

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Из каких человечков состоит вода? Покажите ,пожалуйста.

Дети: Вода состоит из жидких человечков. (Дети ставят руки на пояс, раскачиваются из стороны в сторону)

Воспитатель: А могут ли жидкие человечки стать твёрдыми? Что необходимо для этого сделать?

Дети: Если человечков  воды поставить зимой за окно, то они станут замерзать и скоро будут твёрдыми.

Воспитатель: Покажите, пожалуйста, как превращаются жидкие человечки в твёрдые.

Дети: Жидкие человечки, почувствовав, что замерзают- прижимаются друг к другу, взявшись за руки, поднимают их вверх и превращаются в твёрдых человечков.

Воспитатель: Спасибо, дети. Давайте послушаем  внимательно стихотворение,  которое прочитает нам Дима.

Дима:

Коль нырнуть зимою с вышки,

То набьёшь, конечно, шишки:

Знать тверда была вода,-

Ты ответишь без труда.

Ну ,а если прыгнуть в воду

В очень тёплую погоду-

Будешь мокрым ты до нитки,

Летом лёд бывает жидким.

Воспитатель: Спасибо, Дима. Дети, посмотрите в окно -  как много на улице снега. Если лёд- это замёрзшая вода, то,  что представляет собой снежинка?

Дети: Снежинка состоит из кристалликов льда.

Воспитатель: Дети  ,предлагаю немного отдохнуть: поиграть.(Звучит «Январь» Чайковского)Я называю слово снег, а каждый из вас говорит какой он и после этого приседает.
Дети: Пушистый, мягкий, белый, искристый, холодный, рыхлый, колючий, тающий, липкий, хрупкий.

Воспитатель: Отдохнули? Дети, я совсем забыла вам сказать. Сегодня утром я встретила Снегурочку. Она собирала с ветвей деревьев самые красивые снежинки, чтобы принести их вам.

Звучит музыка «Баба- Яга» и влетает Баба- Яга

Баба- Яга: Не ждите свою Снегурочку. Я закрыла её в своей избушке. А ключик я сейчас заколдую.

Баба- Яга показывает ключ, бросает его в волшебный короб и произносит заклинания.

Баба- Яга: Барбара, чуфара,  лорики, ёрики, пикалу, трикалу, скорики, морики.(Достаёт кусочек льда, внутри которого ключ)

Баба-Яга: Вот, посмотрите, я заморозила ключик в кусочке льда. Ха-ха! (убегает)

Воспитатель: Что же нам теперь делать? Как помочь Снегурочке?

Дети: Нужно разморозить лёд. Кусочек льда положить в тарелочку и поставить на батарею, она горячая и лёд  быстро растает. Достанем ключ и откроем  дверь избушки, где сидит Снегурочка.

Дети  выполняют задание.

Воспитатель: Дети, пока мы ждём, когда лёд растает, давайте вспомним, из каких человечков состоит лёд?

Дети :   Лёд состоит из твёрдых  человечков.

Воспитатель: Как ведут себя твёрдые человечки? Как будут себя вести,  если мы их согреем? Покажите.

Дети показывают.

Воспитатель: Посмотрите, что произошло со льдом?

Дети: Лёд  растаял, превратился в воду. Твёрдые человечки превратились в жидких.  Можно свободно достать ключ и открыть избушку.

Звучит « Вальс цветов». Дети  открывают избушку. Выходит  Снегурочка и раздаёт детям схемы снежинок. Дети собирают по схемам снежинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ На тему: «Волшебная вода»

Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,вкус, цвет, умение растворять и не растворять вещества, с запахом воды). Развивать наблюдательность, любознательность. Учить составлять рассказ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием элементов ТРИЗ и РТВ в старшей группе на тему: «Обитатели морского дна»

1.    Познакомить детей с различными способами рисования (пальцевая живопись, техника работы по сырому), аппликации (образование, скручивание или скатывание бумаги в шарик);2....

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования "Наша спутница вода" подготовительная группа

Цель: Подведение детей к решению проблемы: как помочь загрязнённой реке.Задачи.Научить понимать необходимость бережного отношения к воде и последствия экологически неграмотного поведения.Прививат...

Мастер - класс для педагогов "Путешествие по экологической тропе" (с использованием элементов ТРИЗ)

В конспекте говорится о том, как можно использовать дидактические игры с элементами ТРИЗ для закрепления знаний  об объектах экологической тропы, используя макет со съемными моделями....