Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. "Чтение детям рассказа В. Сухомлинского "О чём плачет синичка?"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Чтение детям рассказа В. Сухомлинского "О чём плачет синица?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_detyam.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе.

(Чтение и общение по поводу прочитанного)

Чтение детям рассказа В. Сухомлинского «О чем плачет синичка?»

Программное содержание:

Вызвать у детей эмоциональный отклик на прочитанное. Постановка поисковых вопросов к рассказу. Ответ на вопрос, поставленный в названии рассказа «О чем плачет синичка?» Способствование развитию у детей умений составлять описание птиц, выделяя отличительные признаки их внешнего вида и поведения. Закрепить знания детей о зимующих птицах.  Развивать мышление и речь детей. Воспитывать сочувствие и заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях, подкармливая их на кормушках.

Материал.  Кормушка, изображения птиц.

Предварительная работа. Беседы: «Что ты знаешь о птицах», «Меню птиц», «Зачем помогать птицам зимой». Наблюдение  за птицами во время прогулок; рассматривание картинок птиц. Составление рассказов – описаний о зимующих птицах по схеме, чтение художественной литературы, отгадывание загадок.

Ход занятия.

Перед детьми стоит кормушка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это такое? (Кормушка) Для кого она предназначена? (Для птиц). Стоит одиноко кормушка. Ни одной птички нет – не потому что тепло, нет, просто в кормушке пусто. Но вот пришел Сережа (имя ребенка). И насыпал корм. Тут же подлетели и сели на кормушку…  А какие же птицы прилетели на кормушку мы угадаем, отгадав загадки. Слушайте внимательно, ребята.

1) Посмотрите на балкон,

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут (Голубь)

2)  Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает,

Эта птица круглый год,

Во дворе у нас живет.

И чирикает она, громко с самого утра:

«Просыпайтесь, поскорей!»

Всех торопит… (Воробей)

3) Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)

4) Сильная, большая птица

Даже кошки не боится!..

Очень важная персона –

Чёрно-серая ...(ворона)

5) Прилетает к нам зимой

С желтой грудкой пуховой

Шустренькая птица.

Кто это?.. (Синица)

(Дети прикрепляют картинки птиц на кормушку)

 Воспитатель:

-Дети, как назвать этих птиц одним обобщающим словом? (Зимующие птицы). Почему их так назвали? (Потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать с нами). Зимой птицы селятся ближе к людям. Как вы думаете почему? Потому что легче прокормиться. Возле домов, всегда больше пищи, и птицы, позабыв страх, перебираются поближе к людям. И мы должны помочь им продержаться до весны. Ребята, а чем мы можем помочь птицам? (Чтобы помочь птицам пережить зиму, нужно развесить кормушки и организовать «птичьи столовые».) Давайте положим в кормушку угощение для наших птичек.

Дети кладут в кормушку семечки, пшено, хлебные крошки.

Воспитатель:

-Теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Физкультурная минутка: «Скачет шустрая синица».

Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

1. Знакомство с текстом.

Воспитатель:

-А теперь послушайте рассказ Василия Александровича Сухомлинского «О чем плачет синичка?» Будьте внимательны, вам нужно будет понять «О чём плачет синичка?» (Читает рассказ.)

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - мальчик Миша и девочка Оля. Около дома росло большое ветвистое дерево.

- Сделаем на дереве качели, - сказал Миша.

- Ой, как хорошо будет качаться! - сказала Оля.

Полез Миша на дерево, привязал веревку. Миша и Оля встали на качели, и давай качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает и поет.

Миша говорит:

- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.

- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.

- А почему же она плачет? - удивился Миша.

- Подумай, почему, - ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему она плачет?

2. Первичная диагностика понимания.

Вопросы воспитателя: Работа с текстом – восстановление сюжетной

линии и характеристика персонажей.

Воспитатель: - Давайте вспомним, что происходило в рассказе.

(Крепит на доску фигурки мальчика и девочки,

синички).

Воспитатель: - Как звали детей?  - Мальчика звали Мишей, а девочку звали

Олей.

Воспитатель: - Как звали птичку? - Синичка.

Воспитатель: - Что сделали ребята? - Дети привязали веревку к дереву и стали качаться.

Воспитатель: - Кого они увидели, когда стали качаться?

Дети:

- Дети увидели синичку.

Воспитатель: - Что сказал Миша про птичку?

Дети:

 - Ей тоже весело.

- Она радуется.

- Она смотрит на нас и ей весело.

Воспитатель: - Что ещё увидела Оля?

Дети:

-Оля увидела гнездо.

- Оля увидела птенчиков.

Воспитатель: - Что сказала Оля про синичку?

Дети:

 - Оля сказала, что синичка плачет.

Воспитатель: - Чему удивился Миша?

Дети:

 - Миша не понял, почему синичка плачет.

Воспитатель: - Что сказала Оля Мише?

 Дети:

 - Подумай, почему-, ответила Оля.

Воспитатель задает вопрос:

- Дети, а как вы думаете, почему же синичка

плачет?

Выдвигают версии:

- Потерялась.

- Птичка тоже

хотела покачаться на

качелях

- Нет, птичка не может потеряться.

- Она живет на улице – на улице птички не

теряются.

Воспитатель:- Давайте вспомним, что увидела Оля на дереве?

 Дети:

-Оля увидела гнездо.

Воспитатель:- Где гнездо находилось?

 Дети:

- Гнездо находилось на дереве.

- Чье гнездо было, чьи птенчики?

Что может произойти с птенцами?

Воспитатель: - Где висели качели?

- Как вы думаете, когда дети качались на качелях,

что происходило с деревом?

Дети:

 - Дерево качалось.

- Раскачивалось.

- Дерево тряслось.

3. Определение полной версии.

Воспитатель: - Теперь вы можете сказать, почему плачет

синичка?

 Дети:

- Она переживает из-за своих детей.

- Синичка думает, что ее птенчики упадут и

ударятся.

- Она расстроена – боится, что дети упадут.

Воспитатель:

- Как бы вы поступили на месте ребят?

Дети:

 - Отвязали верёвку.

- Нашли бы другое дерево, без гнёздышек.

Воспитатель: - Как вы думаете, как поступят ребята.

Дети:

 -Дети перестанут качаться.

- Ребята найдут другое дерево.

4.Проверка понимания.

Воспитатель:

-Давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, о

чем этот рассказ?

Дети:

 - О том, как Оля и Миша решили покачаться

на качелях и расстроили синичку.

- Нужно быть внимательным и не обижать

окружающих.

- Думать не только о себе, но и о других.

- Птички живые – им нужно тоже помогать.

Психогимнастика.

 Воспитатель: - Ребята, давайте представим, что вы синицы. Покажите, как расстроилась синица, ей стало грустно, она плачет. (дети показывают)

- Синичка успокоилась, обрадовалась, ей стало весело. (дети показывают)

Воспитатель:

- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что нового для себя вы узнали? (обращение к каждому ребёнку).

- А что больше всего понравилось?

- Что вам запомнилось?

- Какие же вы молодцы, очень внимательно слушали мой рассказ, отвечали на вопросы. Называли зимующих птиц, предлагали варианты помощи им. Птицам нелегко живется зимой: на улице холодно, корма мало. Как пережить птицам зиму?  (птицам нужно помогать, зимой подкармливать).

- Мы для птиц смастерили кормушку и открыли «птичью столовую». Сколько здесь угощений для птиц, всем хватить: и тебе сорока, и снегирю, и вороне, и воробью, и тебе синичка! Молодцы, ребята, помогаете птицам пережить холодную зиму. А за это они летом вас отблагодарят замечательным пением. А нашу кормушку мы обязательно возьмём на прогулку и повесим на участке. Будем наблюдать за птицами, подкармливать их. Поможем им пережить холодную зиму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Чтение сказки «Зимовье зверей»

Цель: Углубление интереса детей к художественной литературе....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеЧтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»Цель....

Конспект ОД по речевому развитию в средней группе «Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк»

Цель: Воспитание нравственных качеств через чтение русской народной сказки.Задачи:Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова),Формиро...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Чтение и заучивание стихотворений о зиме.Цель: Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запомнить и выразительно читать стихотворения.Задач...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Чтение сказки «Зимовье зверей»

Цель: углубление интереса детей к художественной литературе. Задачи: 1.Образовательные:-продолжать учить слушать художественное произведение, оценивать поведение героев;-формировать уме...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально....