Главные вкладки

    Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. "Чтение детям рассказа В. Сухомлинского "О чём плачет синичка?"
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

    Чтение детям рассказа В. Сухомлинского "О чём плачет синица?"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chtenie_detyam.docx19.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по речевому развитию в средней группе.

    (Чтение и общение по поводу прочитанного)

    Чтение детям рассказа В. Сухомлинского «О чем плачет синичка?»

    Программное содержание:

    Вызвать у детей эмоциональный отклик на прочитанное. Постановка поисковых вопросов к рассказу. Ответ на вопрос, поставленный в названии рассказа «О чем плачет синичка?» Способствование развитию у детей умений составлять описание птиц, выделяя отличительные признаки их внешнего вида и поведения. Закрепить знания детей о зимующих птицах.  Развивать мышление и речь детей. Воспитывать сочувствие и заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях, подкармливая их на кормушках.

    Материал.  Кормушка, изображения птиц.

    Предварительная работа. Беседы: «Что ты знаешь о птицах», «Меню птиц», «Зачем помогать птицам зимой». Наблюдение  за птицами во время прогулок; рассматривание картинок птиц. Составление рассказов – описаний о зимующих птицах по схеме, чтение художественной литературы, отгадывание загадок.

    Ход занятия.

    Перед детьми стоит кормушка.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это такое? (Кормушка) Для кого она предназначена? (Для птиц). Стоит одиноко кормушка. Ни одной птички нет – не потому что тепло, нет, просто в кормушке пусто. Но вот пришел Сережа (имя ребенка). И насыпал корм. Тут же подлетели и сели на кормушку…  А какие же птицы прилетели на кормушку мы угадаем, отгадав загадки. Слушайте внимательно, ребята.

    1) Посмотрите на балкон,

    Он с утра воркует тут.

    Эта птица – почтальон,

    Пролетит любой маршрут (Голубь)

    2)  Эту птицу каждый знает,

    В теплый край не улетает,

    Эта птица круглый год,

    Во дворе у нас живет.

    И чирикает она, громко с самого утра:

    «Просыпайтесь, поскорей!»

    Всех торопит… (Воробей)

    3) Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,

    С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)

    4) Сильная, большая птица

    Даже кошки не боится!..

    Очень важная персона –

    Чёрно-серая ...(ворона)

    5) Прилетает к нам зимой

    С желтой грудкой пуховой

    Шустренькая птица.

    Кто это?.. (Синица)

    (Дети прикрепляют картинки птиц на кормушку)

     Воспитатель:

    -Дети, как назвать этих птиц одним обобщающим словом? (Зимующие птицы). Почему их так назвали? (Потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать с нами). Зимой птицы селятся ближе к людям. Как вы думаете почему? Потому что легче прокормиться. Возле домов, всегда больше пищи, и птицы, позабыв страх, перебираются поближе к людям. И мы должны помочь им продержаться до весны. Ребята, а чем мы можем помочь птицам? (Чтобы помочь птицам пережить зиму, нужно развесить кормушки и организовать «птичьи столовые».) Давайте положим в кормушку угощение для наших птичек.

    Дети кладут в кормушку семечки, пшено, хлебные крошки.

    Воспитатель:

    -Теперь я предлагаю немного отдохнуть.

    Физкультурная минутка: «Скачет шустрая синица».

    Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)

    Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

    Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)

    Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

    Вот присела на минутку, (присели)

    Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

    И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)

    Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)

    Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

    1. Знакомство с текстом.

    Воспитатель:

    -А теперь послушайте рассказ Василия Александровича Сухомлинского «О чем плачет синичка?» Будьте внимательны, вам нужно будет понять «О чём плачет синичка?» (Читает рассказ.)

    В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - мальчик Миша и девочка Оля. Около дома росло большое ветвистое дерево.

    - Сделаем на дереве качели, - сказал Миша.

    - Ой, как хорошо будет качаться! - сказала Оля.

    Полез Миша на дерево, привязал веревку. Миша и Оля встали на качели, и давай качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает и поет.

    Миша говорит:

    - Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.

    Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.

    - Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.

    - А почему же она плачет? - удивился Миша.

    - Подумай, почему, - ответила Оля.

    Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему она плачет?

    2. Первичная диагностика понимания.

    Вопросы воспитателя: Работа с текстом – восстановление сюжетной

    линии и характеристика персонажей.

    Воспитатель: - Давайте вспомним, что происходило в рассказе.

    (Крепит на доску фигурки мальчика и девочки,

    синички).

    Воспитатель: - Как звали детей?  - Мальчика звали Мишей, а девочку звали

    Олей.

    Воспитатель: - Как звали птичку? - Синичка.

    Воспитатель: - Что сделали ребята? - Дети привязали веревку к дереву и стали качаться.

    Воспитатель: - Кого они увидели, когда стали качаться?

    Дети:

    - Дети увидели синичку.

    Воспитатель: - Что сказал Миша про птичку?

    Дети:

     - Ей тоже весело.

    - Она радуется.

    - Она смотрит на нас и ей весело.

    Воспитатель: - Что ещё увидела Оля?

    Дети:

    -Оля увидела гнездо.

    - Оля увидела птенчиков.

    Воспитатель: - Что сказала Оля про синичку?

    Дети:

     - Оля сказала, что синичка плачет.

    Воспитатель: - Чему удивился Миша?

    Дети:

     - Миша не понял, почему синичка плачет.

    Воспитатель: - Что сказала Оля Мише?

     Дети:

     - Подумай, почему-, ответила Оля.

    Воспитатель задает вопрос:

    - Дети, а как вы думаете, почему же синичка

    плачет?

    Выдвигают версии:

    - Потерялась.

    - Птичка тоже

    хотела покачаться на

    качелях

    - Нет, птичка не может потеряться.

    - Она живет на улице – на улице птички не

    теряются.

    Воспитатель:- Давайте вспомним, что увидела Оля на дереве?

     Дети:

    -Оля увидела гнездо.

    Воспитатель:- Где гнездо находилось?

     Дети:

    - Гнездо находилось на дереве.

    - Чье гнездо было, чьи птенчики?

    Что может произойти с птенцами?

    Воспитатель: - Где висели качели?

    - Как вы думаете, когда дети качались на качелях,

    что происходило с деревом?

    Дети:

     - Дерево качалось.

    - Раскачивалось.

    - Дерево тряслось.

    3. Определение полной версии.

    Воспитатель: - Теперь вы можете сказать, почему плачет

    синичка?

     Дети:

    - Она переживает из-за своих детей.

    - Синичка думает, что ее птенчики упадут и

    ударятся.

    - Она расстроена – боится, что дети упадут.

    Воспитатель:

    - Как бы вы поступили на месте ребят?

    Дети:

     - Отвязали верёвку.

    - Нашли бы другое дерево, без гнёздышек.

    Воспитатель: - Как вы думаете, как поступят ребята.

    Дети:

     -Дети перестанут качаться.

    - Ребята найдут другое дерево.

    4.Проверка понимания.

    Воспитатель:

    -Давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, о

    чем этот рассказ?

    Дети:

     - О том, как Оля и Миша решили покачаться

    на качелях и расстроили синичку.

    - Нужно быть внимательным и не обижать

    окружающих.

    - Думать не только о себе, но и о других.

    - Птички живые – им нужно тоже помогать.

    Психогимнастика.

     Воспитатель: - Ребята, давайте представим, что вы синицы. Покажите, как расстроилась синица, ей стало грустно, она плачет. (дети показывают)

    - Синичка успокоилась, обрадовалась, ей стало весело. (дети показывают)

    Воспитатель:

    - Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что нового для себя вы узнали? (обращение к каждому ребёнку).

    - А что больше всего понравилось?

    - Что вам запомнилось?

    - Какие же вы молодцы, очень внимательно слушали мой рассказ, отвечали на вопросы. Называли зимующих птиц, предлагали варианты помощи им. Птицам нелегко живется зимой: на улице холодно, корма мало. Как пережить птицам зиму?  (птицам нужно помогать, зимой подкармливать).

    - Мы для птиц смастерили кормушку и открыли «птичью столовую». Сколько здесь угощений для птиц, всем хватить: и тебе сорока, и снегирю, и вороне, и воробью, и тебе синичка! Молодцы, ребята, помогаете птицам пережить холодную зиму. А за это они летом вас отблагодарят замечательным пением. А нашу кормушку мы обязательно возьмём на прогулку и повесим на участке. Будем наблюдать за птицами, подкармливать их. Поможем им пережить холодную зиму.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Чтение сказки «Зимовье зверей»

    Цель: Углубление интереса детей к художественной литературе....

    Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

    Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

    Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тему: "Составление рассказа по серии сюжетных картин "Клубок".

    Главная цель научить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин "Клубок". В занятии использованы игры по формированию грамматического строя речи, артикуляционная гимнастика. В основе ...