Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. "Чтение детям рассказа В. Сухомлинского "О чём плачет синичка?"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Чтение детям рассказа В. Сухомлинского "О чём плачет синица?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_detyam.docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе.
(Чтение и общение по поводу прочитанного)
Чтение детям рассказа В. Сухомлинского «О чем плачет синичка?»
Программное содержание:
Вызвать у детей эмоциональный отклик на прочитанное. Постановка поисковых вопросов к рассказу. Ответ на вопрос, поставленный в названии рассказа «О чем плачет синичка?» Способствование развитию у детей умений составлять описание птиц, выделяя отличительные признаки их внешнего вида и поведения. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Развивать мышление и речь детей. Воспитывать сочувствие и заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях, подкармливая их на кормушках.
Материал. Кормушка, изображения птиц.
Предварительная работа. Беседы: «Что ты знаешь о птицах», «Меню птиц», «Зачем помогать птицам зимой». Наблюдение за птицами во время прогулок; рассматривание картинок птиц. Составление рассказов – описаний о зимующих птицах по схеме, чтение художественной литературы, отгадывание загадок.
Ход занятия.
Перед детьми стоит кормушка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это такое? (Кормушка) Для кого она предназначена? (Для птиц). Стоит одиноко кормушка. Ни одной птички нет – не потому что тепло, нет, просто в кормушке пусто. Но вот пришел Сережа (имя ребенка). И насыпал корм. Тут же подлетели и сели на кормушку… А какие же птицы прилетели на кормушку мы угадаем, отгадав загадки. Слушайте внимательно, ребята.
1) Посмотрите на балкон,
Он с утра воркует тут.
Эта птица – почтальон,
Пролетит любой маршрут (Голубь)
2) Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает,
Эта птица круглый год,
Во дворе у нас живет.
И чирикает она, громко с самого утра:
«Просыпайтесь, поскорей!»
Всех торопит… (Воробей)
3) Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)
4) Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона –
Чёрно-серая ...(ворона)
5) Прилетает к нам зимой
С желтой грудкой пуховой
Шустренькая птица.
Кто это?.. (Синица)
(Дети прикрепляют картинки птиц на кормушку)
Воспитатель:
-Дети, как назвать этих птиц одним обобщающим словом? (Зимующие птицы). Почему их так назвали? (Потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать с нами). Зимой птицы селятся ближе к людям. Как вы думаете почему? Потому что легче прокормиться. Возле домов, всегда больше пищи, и птицы, позабыв страх, перебираются поближе к людям. И мы должны помочь им продержаться до весны. Ребята, а чем мы можем помочь птицам? (Чтобы помочь птицам пережить зиму, нужно развесить кормушки и организовать «птичьи столовые».) Давайте положим в кормушку угощение для наших птичек.
Дети кладут в кормушку семечки, пшено, хлебные крошки.
Воспитатель:
-Теперь я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультурная минутка: «Скачет шустрая синица».
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
1. Знакомство с текстом.
Воспитатель:
-А теперь послушайте рассказ Василия Александровича Сухомлинского «О чем плачет синичка?» Будьте внимательны, вам нужно будет понять «О чём плачет синичка?» (Читает рассказ.)
В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - мальчик Миша и девочка Оля. Около дома росло большое ветвистое дерево.
- Сделаем на дереве качели, - сказал Миша.
- Ой, как хорошо будет качаться! - сказала Оля.
Полез Миша на дерево, привязал веревку. Миша и Оля встали на качели, и давай качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает и поет.
Миша говорит:
- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.
- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.
- А почему же она плачет? - удивился Миша.
- Подумай, почему, - ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему она плачет?
2. Первичная диагностика понимания.
Вопросы воспитателя: Работа с текстом – восстановление сюжетной
линии и характеристика персонажей.
Воспитатель: - Давайте вспомним, что происходило в рассказе.
(Крепит на доску фигурки мальчика и девочки,
синички).
Воспитатель: - Как звали детей? - Мальчика звали Мишей, а девочку звали
Олей.
Воспитатель: - Как звали птичку? - Синичка.
Воспитатель: - Что сделали ребята? - Дети привязали веревку к дереву и стали качаться.
Воспитатель: - Кого они увидели, когда стали качаться?
Дети:
- Дети увидели синичку.
Воспитатель: - Что сказал Миша про птичку?
Дети:
- Ей тоже весело.
- Она радуется.
- Она смотрит на нас и ей весело.
Воспитатель: - Что ещё увидела Оля?
Дети:
-Оля увидела гнездо.
- Оля увидела птенчиков.
Воспитатель: - Что сказала Оля про синичку?
Дети:
- Оля сказала, что синичка плачет.
Воспитатель: - Чему удивился Миша?
Дети:
- Миша не понял, почему синичка плачет.
Воспитатель: - Что сказала Оля Мише?
Дети:
- Подумай, почему-, ответила Оля.
Воспитатель задает вопрос:
- Дети, а как вы думаете, почему же синичка
плачет?
Выдвигают версии:
- Потерялась.
- Птичка тоже
хотела покачаться на
качелях
- Нет, птичка не может потеряться.
- Она живет на улице – на улице птички не
теряются.
Воспитатель:- Давайте вспомним, что увидела Оля на дереве?
Дети:
-Оля увидела гнездо.
Воспитатель:- Где гнездо находилось?
Дети:
- Гнездо находилось на дереве.
- Чье гнездо было, чьи птенчики?
Что может произойти с птенцами?
Воспитатель: - Где висели качели?
- Как вы думаете, когда дети качались на качелях,
что происходило с деревом?
Дети:
- Дерево качалось.
- Раскачивалось.
- Дерево тряслось.
3. Определение полной версии.
Воспитатель: - Теперь вы можете сказать, почему плачет
синичка?
Дети:
- Она переживает из-за своих детей.
- Синичка думает, что ее птенчики упадут и
ударятся.
- Она расстроена – боится, что дети упадут.
Воспитатель:
- Как бы вы поступили на месте ребят?
Дети:
- Отвязали верёвку.
- Нашли бы другое дерево, без гнёздышек.
Воспитатель: - Как вы думаете, как поступят ребята.
Дети:
-Дети перестанут качаться.
- Ребята найдут другое дерево.
4.Проверка понимания.
Воспитатель:
-Давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, о
чем этот рассказ?
Дети:
- О том, как Оля и Миша решили покачаться
на качелях и расстроили синичку.
- Нужно быть внимательным и не обижать
окружающих.
- Думать не только о себе, но и о других.
- Птички живые – им нужно тоже помогать.
Психогимнастика.
Воспитатель: - Ребята, давайте представим, что вы синицы. Покажите, как расстроилась синица, ей стало грустно, она плачет. (дети показывают)
- Синичка успокоилась, обрадовалась, ей стало весело. (дети показывают)
Воспитатель:
- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что нового для себя вы узнали? (обращение к каждому ребёнку).
- А что больше всего понравилось?
- Что вам запомнилось?
- Какие же вы молодцы, очень внимательно слушали мой рассказ, отвечали на вопросы. Называли зимующих птиц, предлагали варианты помощи им. Птицам нелегко живется зимой: на улице холодно, корма мало. Как пережить птицам зиму? (птицам нужно помогать, зимой подкармливать).
- Мы для птиц смастерили кормушку и открыли «птичью столовую». Сколько здесь угощений для птиц, всем хватить: и тебе сорока, и снегирю, и вороне, и воробью, и тебе синичка! Молодцы, ребята, помогаете птицам пережить холодную зиму. А за это они летом вас отблагодарят замечательным пением. А нашу кормушку мы обязательно возьмём на прогулку и повесим на участке. Будем наблюдать за птицами, подкармливать их. Поможем им пережить холодную зиму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Чтение сказки «Зимовье зверей»
Цель: Углубление интереса детей к художественной литературе....
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»
Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группеЧтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»Цель....
Конспект ОД по речевому развитию в средней группе «Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк»
Цель: Воспитание нравственных качеств через чтение русской народной сказки.Задачи:Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова),Формиро...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Чтение и заучивание стихотворений о зиме.
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Чтение и заучивание стихотворений о зиме.Цель: Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запомнить и выразительно читать стихотворения.Задач...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Чтение сказки «Зимовье зверей»
Цель: углубление интереса детей к художественной литературе. Задачи: 1.Образовательные:-продолжать учить слушать художественное произведение, оценивать поведение героев;-формировать уме...
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально....