МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Морозова Татьяна Юрьевна

Мастер-класс по развитию речи для педагогов средней, сатршей и подготовительной групп детей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_1.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:  

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ»

 

                                                      Воспитатель:

МОРОЗОВА  Т.Ю.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: «О, как же ты красива!»

                                        Е. Щукина.

 Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли и чувства, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Представим схематично составляющие красивой грамотной речи посредством «цветика-семицветика» (на экране)

Сегодня мне хочется обратить особое внимание на развитие связной речи как наиболее сложный аспект в работе по развитию речи, т.к. затруднения в грамотном произношении зачастую наблюдаются не только у детей, но и у нас, взрослых. Связная речь – это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Наш мастер-класс будет посвящен развитию этой технологии. Методов работы по развитию связной речи много, но я хочу познакомить Вас с методикой МНЕМОТЕХНИКИ.

Что же такое мнемотехника в целом?

Вспомним, как в детстве мы запоминали цвета радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» или « Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам».

Таким образом, мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие связной речи.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится актуальным.

Основной секрет мнемотехники – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), ребенок вспоминает и все остальные. Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Еще К.Д. Ушинский сказал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».  

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. При обучении детей развитию речи я использую следующие приемы мнемотехники:  

МНЕМОКВАДРАТ – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.

Детям загадывается загадка, ответ на которую они выбирают среди предметных картинок, либо рассказывают сказку по набору картинок с последовательно развивающимся сюжетом.

МНЕМОДОРОЖКА – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно.

Дети составляют предложение по картинкам: « Девочка взяла корзинку и пошла в лес за грибами».

МНЕМОТАБЛИЦА – это схема в которую заложена определенная информация.

Здесь зашифровано стихотворение, и мнемотаблица помогает детям лучше его запомнить:

Сшили Тане сарафанчик,

Нет такого у подруг:

Ярко-желтый одуванчик,

Колокольчики вокруг.

А теперь, уважаемые коллеги, мы с вами все вместе разучим небольшое стихотворение, используя мнемотаблицу:

        

        В нашем детском садике маленькие столики,  

В нашем детском садике куколки и кролики,

В нашем детском садике песенки и сказки,

В нашем детском садике кубики и краски.

Таким образом, моделирование помогает сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз; помогает ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи; способствует развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, формированию навыков коммуникативной речи.

Как я применяю метод моделирования в своей работе? Сейчас мы выполним несколько практических заданий для разновозврастных групп.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ГРУПП.

Расскажем сказку «Теремок» с помощью кружков-схем. Каждому ребенку предоставляется макет домика и тарелочка с разными по цвету и форме кружками. По ходу рассказывания сказки воспитатель с детьми помещают в домик соответствующие кружки:

- Кто первый пришел в домик?

- Мышка.

- Значит какой кружок выберем?

- Маленький и серый.

И так про каждого зверя. (Какой цвет? Почему? Покажите, какой кружок. И я покажу и т. п.).

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ГРУПП.

Составим описательный рассказ об игрушке. Загадка: «Домашнее животное, гладишь – ласкается, дразнишь – кусается, молоко пьет, мурлычет и поет». Появляется игрушка кошка. Рассказ составляется по схеме:

   

1. Кто это?

2. Какого цвета?

3. Какого размера?

4. Из чего сделана?

5. Какие части?

6. Как с ней можно играть?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ ГРУПП.

Составим описательный рассказ об овощах и фруктах по схеме:

   

  1. Что выбрал?
  2. Это овощ или фрукт?
  3. Где растет?
  4. Какого цвета? Формы?
  5. Какой на вкус?
  6. Что из него можно приготовить?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП.

Составление предложений по «Речевым часам». Появляется игрушка Буратино. Предложения составляются согласно стрелке на схеме:

- Буратино смотрит в окно.

- Буратино поет любимую песню.

- Буратино улыбается друзьям.

   и др.

А сейчас, уважаемые коллеги, возьмите у себя на столах схемы и попробуйте составить по ним предложения, где стрелка означает действие предмета, а геометрические фигуры – предлоги.

Теперь давайте придумаем свою сказку. В «Чудесном мешочке» - картинки сказочных героев. Вы по очереди будете доставать картинки и придумывать по одному-два предложению. В результате у нас получится новая сказка.

Поупражняемся в составлении схем. Возьмите у себя на столах картины. За одну минуту вам необходимо угадать, какие пословицы зашифрованы на них, и нарисовать к ним схемы (работа в парах).  

Метод моделирования может использоваться и в музыке, где под определенную мелодию дети выполняют те или иные движения, согласно меняющимся мнемоквадратам:

или другим условным символам:

Подведем итоги.

Встаем полукругом. Передавая бабочку, поделимся впечатлениями от мастер-класса:

-    Как вы думаете, моделирование вам пригодится в жизни, конкретно              где?

-     Что вы взяли для себя нового?

-     Появилось ли у вас желание работать с мнемотаблицами?

-     Интересна ли была тема мастер-класса?

- Выразите свое отношение к мнемотехнике с помощью схематического изображения.

Я думаю, что технология работы с мнемотехникой, которая была продемонстрирована сегодня, вам пригодится, а также понравится вашим детям. Это не только поучительно, но и очень интересно и увлекательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста" (с презентацией)

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость...

Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования.

Обобщенные модели работают в четырех направлениях: развитие речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. При этом занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием моделей, ...

Развитие речи и обогащение словарного запаса детей с использованием активных форм обучения

Составление синквейна и использование техники «Друдлы» – один из способов частичного решения этих проблем....

«Развитие познавательной активности детей с использованием метода мультипликации»

Перспективный план работы с детьми 5-6 лет на  учебный год с использованием "Мультстудии"...

Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...