МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Мастер-класс по развитию речи для педагогов средней, сатршей и подготовительной групп детей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_1.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ»
Воспитатель:
МОРОЗОВА Т.Ю.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: «О, как же ты красива!»
Е. Щукина.
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли и чувства, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Представим схематично составляющие красивой грамотной речи посредством «цветика-семицветика» (на экране)
Сегодня мне хочется обратить особое внимание на развитие связной речи как наиболее сложный аспект в работе по развитию речи, т.к. затруднения в грамотном произношении зачастую наблюдаются не только у детей, но и у нас, взрослых. Связная речь – это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Наш мастер-класс будет посвящен развитию этой технологии. Методов работы по развитию связной речи много, но я хочу познакомить Вас с методикой МНЕМОТЕХНИКИ.
Что же такое мнемотехника в целом?
Вспомним, как в детстве мы запоминали цвета радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» или « Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам».
Таким образом, мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие связной речи.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится актуальным.
Основной секрет мнемотехники – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), ребенок вспоминает и все остальные. Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Еще К.Д. Ушинский сказал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. При обучении детей развитию речи я использую следующие приемы мнемотехники:
МНЕМОКВАДРАТ – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.
Детям загадывается загадка, ответ на которую они выбирают среди предметных картинок, либо рассказывают сказку по набору картинок с последовательно развивающимся сюжетом.
МНЕМОДОРОЖКА – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно.
Дети составляют предложение по картинкам: « Девочка взяла корзинку и пошла в лес за грибами».
МНЕМОТАБЛИЦА – это схема в которую заложена определенная информация.
Здесь зашифровано стихотворение, и мнемотаблица помогает детям лучше его запомнить:
Сшили Тане сарафанчик,
Нет такого у подруг:
Ярко-желтый одуванчик,
Колокольчики вокруг.
А теперь, уважаемые коллеги, мы с вами все вместе разучим небольшое стихотворение, используя мнемотаблицу:
В нашем детском садике маленькие столики,
В нашем детском садике куколки и кролики,
В нашем детском садике песенки и сказки,
В нашем детском садике кубики и краски.
Таким образом, моделирование помогает сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз; помогает ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи; способствует развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, формированию навыков коммуникативной речи.
Как я применяю метод моделирования в своей работе? Сейчас мы выполним несколько практических заданий для разновозврастных групп.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ГРУПП.
Расскажем сказку «Теремок» с помощью кружков-схем. Каждому ребенку предоставляется макет домика и тарелочка с разными по цвету и форме кружками. По ходу рассказывания сказки воспитатель с детьми помещают в домик соответствующие кружки:
- Кто первый пришел в домик?
- Мышка.
- Значит какой кружок выберем?
- Маленький и серый.
И так про каждого зверя. (Какой цвет? Почему? Покажите, какой кружок. И я покажу и т. п.).
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ГРУПП.
Составим описательный рассказ об игрушке. Загадка: «Домашнее животное, гладишь – ласкается, дразнишь – кусается, молоко пьет, мурлычет и поет». Появляется игрушка кошка. Рассказ составляется по схеме:
1. Кто это?
2. Какого цвета?
3. Какого размера?
4. Из чего сделана?
5. Какие части?
6. Как с ней можно играть?
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ ГРУПП.
Составим описательный рассказ об овощах и фруктах по схеме:
- Что выбрал?
- Это овощ или фрукт?
- Где растет?
- Какого цвета? Формы?
- Какой на вкус?
- Что из него можно приготовить?
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП.
Составление предложений по «Речевым часам». Появляется игрушка Буратино. Предложения составляются согласно стрелке на схеме:
- Буратино смотрит в окно.
- Буратино поет любимую песню.
- Буратино улыбается друзьям.
и др.
А сейчас, уважаемые коллеги, возьмите у себя на столах схемы и попробуйте составить по ним предложения, где стрелка означает действие предмета, а геометрические фигуры – предлоги.
Теперь давайте придумаем свою сказку. В «Чудесном мешочке» - картинки сказочных героев. Вы по очереди будете доставать картинки и придумывать по одному-два предложению. В результате у нас получится новая сказка.
Поупражняемся в составлении схем. Возьмите у себя на столах картины. За одну минуту вам необходимо угадать, какие пословицы зашифрованы на них, и нарисовать к ним схемы (работа в парах).
Метод моделирования может использоваться и в музыке, где под определенную мелодию дети выполняют те или иные движения, согласно меняющимся мнемоквадратам:
или другим условным символам:
Подведем итоги.
Встаем полукругом. Передавая бабочку, поделимся впечатлениями от мастер-класса:
- Как вы думаете, моделирование вам пригодится в жизни, конкретно где?
- Что вы взяли для себя нового?
- Появилось ли у вас желание работать с мнемотаблицами?
- Интересна ли была тема мастер-класса?
- Выразите свое отношение к мнемотехнике с помощью схематического изображения.
Я думаю, что технология работы с мнемотехникой, которая была продемонстрирована сегодня, вам пригодится, а также понравится вашим детям. Это не только поучительно, но и очень интересно и увлекательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей с нарушениями речи»
синквейн...
Мастер-класс для воспитателей "Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста" (с презентацией)
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость...
Мастер-Класс«Развивающие игры В.В.Воскобовича в развитии речи детей младшего и среднего дошкольного возраста
Презентация...
Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования.
Обобщенные модели работают в четырех направлениях: развитие речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. При этом занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием моделей, ...
Развитие речи и обогащение словарного запаса детей с использованием активных форм обучения
Составление синквейна и использование техники «Друдлы» – один из способов частичного решения этих проблем....
«Развитие познавательной активности детей с использованием метода мультипликации»
Перспективный план работы с детьми 5-6 лет на учебный год с использованием "Мультстудии"...
Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...