Проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
проект по развитию речи (средняя группа)

Восканян Лора Владимировна

Помощь воспитатпелю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_po_samoobrazovaniyu.docx651.9 КБ

Предварительный просмотр:

             План по самообразованию

«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

Подготовила :Воспитатель школы 1279

                            Восканян ЛораВладимировна

    Актуальность выбранной темы.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Проблема

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального

мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования;
  2.  Разработать перспективный план работы с детьми;
  3. Подготовить мониторинг на начало и конец учебного года;
  4. Оформит в группе центр «Мини музей сказки»;
  5. Подготовить и провести консультацию для педагогов
  6. Подготовить мастер-класс


Основные этапы и вопросы проработки материала

 Этап / Сроки

Изучаемая проблема, вопрос

Изучаемая литература

Творческое сотрудничество

Предполагаемый результат

1 этап – диагностический

(сентябрь)

- Анализ затруднений, постановка проблемы.

- Выбор темы работы, планирование последовательности своих действий

- проведение первичной диагностики по теме исследования с детьми и педагогом группы, анализ условий, созданных в группе

https://sibac.info/studconf/hum/l/69415.,  

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/09/13/skazka-kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo

С воспитателями детских садов, у которых есть накопленный опыт по изучаемой теме, сотрудничество с научной библиотекой города, методическим объединением.

Формирование теоретической базы. Накопление научно-теоретических материалов по теме самообразования. Разработка плана работы по теме самообразования.

2 этап – прогностический

(сентябрь)

- Определение целей и задач работы над темой.

- Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

- Прогнозирование результатов.

  1. http://doshkolnik.ru/nravstvennost/9013-skazka.html

Сотрудничество с педагогами, психологом

Составлен и утверждён план работы, продумана система работы с детьми, с родителями, с коллегами, спрогнозирован результат. Выбор наиболее эффективных средств и методов работы.

3 этап – практический

(Октябрь 2017 года – май 2018 года)

- Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.

- Формирование методического комплекса.

- Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

- Корректировка работы.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/14/konsultatsiya-dlya-vospitateley-skazkoterapiya-kak-sredstvo-duhovno

https://www.google.ru/url

Сотрудничество со старшим воспитателем, методическим объединением, психологом ДОУ, родителями воспитанников

Практическая реализация плана работы по теме самообразования.

4 этап – обобщающий

(Июнь)

- Подведение итогов;

- Контрольная диагностика детей;

- Оформление результатов работы по теме самообразования.

- Представление материалов.

Сборник научно-методических статей. Изд. Орѐл, 2015г., под ред. О.В.Бережнова

З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г

Сотрудничество с педагогами ДОУ, психологом.

Анализ проделанной в рамках самообразования работы. Оценка результативности, определение проблем и способов их разрешения, дальнейшее планирование профессиональной деятельности. Обмен опытом с коллегами.

5 этап – внедренческий

(Дальнейшая педагогическая деятельность)

- Использование опыта в процессе дальнейшей работы.

- Распространение накопленного опыта.

Е.А.Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». Изд.Москва, Вако,2014г.

С коллегами дошкольных учреждений города, онлайн взаимодействие с коллегами страны.

Материалы, накопленные в результате работы по теме самообразования применяются в практической деятельности в средней группе ДОУ на постоянной основе.

План по теме самообразования

Месяц

Формы работы, результативность

С детьми группы

С педагогами и специалистами

С родителями воспитанников

Сентябрь 2017 г.

Первичная диагностика детей «Выявление уровня нравственного поведения детей 4-5 лет»

Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

Консультация «Сказкотерапия, как инновационным метод работы с дошкольниками»

Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой».

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками

Октябрь 2017 г.

    Чтение и пересказ детям сказки: ««Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»»». Дидактическая игра: «Угадай сказку».  Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Показ презентации «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании»

Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки».

Ноябрь 2017 г.

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

День матери «Маму очень я люблю», организация конкурса для мам

Декабрь 2017 г.

-Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

-Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Обмен опытом в виде презентации для педагогов по духовно-нравственному развитию детей через театральную деятельность

В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки».

Январь 2017 г.

-Чтение русской народной сказки «Зимовье»

-Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В Сухомлинский.

-Чтение детям сказки: «Три медведя».

-Консультация для родителей: «Сказкотерапия , как воспитательная система ,органичная внутренней среде человека».

Отчет по реализации проект «Русские народные сказки»

Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения

Февраль

2018 г.

-Чтение сказки В А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме»

-Мини-викторина по сказкам К.Чуковского.

-Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского

Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Март 2018 г.

-Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

-Мини-викторина «Русские сказки»

-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

Мастер – класс

«Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Апрель

2018 г.

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности

Май 2018 г.

Инсценировка русской народной сказки «Теремок» (Приложение 1)

Обобщение опыта

«Сказка – как средство

в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

 Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки»

Июнь 2018 г.

Представление результатов проведенной деятельности.


Приложение

Инсценировка русской народной сказки «Теремок» в средней группе

Инсценировка русской народной сказки «Теремок» в средней группе

Герои сказки:ведущая,мышка,лягушка,заяц,волк,лиса,медведь. Цели:развивать актерские способности детей средней группы;учить подражать повадкам животных;развивать речь,память,обогащать словарный запас. ХОД:Ведущая:Здравствуйте гости дорогие,рассаживайтесь поудобнее,слушайте повнимательней,ротики закрываем сказку запускаем!Стоит в поле теремок теремок,он не низок не высок,не высок,как по полю полю мышка бежит,возле теремочка остановилась и стучит (из за кулис выбегает мышка,стучит)МЫШКА:Тук,тук,кто в теремочке живет (слушает)Никто не отвечает,значит буду я там жить поживать! Ведущая:Стала мышка поживать в тереме,живет не тужит,песни поет!Вдруг прискакала лягушка-квакушка,возле теремаостановилась и стучит. Лягушка:Ква,ква кто в теремочке живет,кто в невысоком живет? МЫШКА:Я мышка-норушка,а ты кто? ЛЯГУШКА:А я лягушка-квакушка пусти меня к себе жить? МЫШКА:Заходи! ВЕдущая:Стали они вместе жить,весело живут пироги пекут!Вдруг прискакал зайка-побегайка,почуял запах пирогов,застучал в теремокЗАЯЦ:Тук,тук кто в тереме живет? Мышка,лягушка:Я мышка,я лягушка,а ты кто? ЗАЯЦ:А я зайка-побегайка,пустите к себе жить? ЛЯГУШКА:Заходи!

http://www.maam.ru/upload/blogs/cc08eac3deb7a074bc47609d8637fdd3.jpg.jpg

Ведущая:Зашел зайка,тали они все месте жить!Следом за зайкой и лиса лесная краса прибежала

http://www.maam.ru/upload/blogs/e5507445efe1d89bc247b61d9e47ae9a.jpg.jpg

ЛИСА:Тук,тук,пустите в теремочек погретьсяЗВЕРИ:Заходи! ВЕДУЩАЯ:Стали звери все вместе жить,весело живут,только как то тесновато стало в тереме,ну да ладно,в тесноте да не в обиде!Услышал про чудо теремок и волчок-серый бочок,захотел тоже в тереме пожить,дело то к зиме движется не охота ему зиму зимовать в холоде да в голоде,побежал к терему да стучитВОЛК:Тук,тук,кто в тереме живет,пусти меня к себе! ЗВЕРИ:А ты кто? ВОЛК:Я волк зубами щелк,пустите буду вам во всем помошник. ЗВЕРИ:Заходи. ВЕДУЩАЯ:Стали звери жить впятером,живут поживают,добра наживают!

http://www.maam.ru/upload/blogs/24e2ea63743b0dbf0b80f0f5d50acbe8.jpg.jpg

ВЕДУЩАЯ:Тут и медведь пришел и тоже проситься в теремокМЕДВЕДЬ:Пустите к себе я вам не помешаю спать на печь лягу да буду спать зимовать. ЗВЕРИ:Заходи! ВЕДУЩАЯ:ВЫ наверно удивитесь и скажите как это заходи?ДА,ДА у нашей сказки веселый конец,звери пустили медведя и стали все вместе жить поживать да добра наживать!Тут и сказки конец,а кто слушал молодец (В конце звучит песенка "Летка-енка"Тамары Миансаровой,все звери вышли из теремка и танцуют танец

http://www.maam.ru/upload/blogs/199cefbe07856c62fa600241e0757960.jpg.jpg

После танца кланяются и уходят за кулисы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Испокон веков именно сказка  вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возр...

"Сказка, как средства духовно-нравственного воспитания ребёнка дошкольника"

В данной статье рассказывается о влиянии русских народных сказок на духовно-нравственное воспитнание дошкольников....

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на освоение социальной действительности, повышает позн...

Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников...

Педагогический проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Сказка – великая духовная культура народа,которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.Алексей Николаевич Толстой...

Проект по саморазвитию "СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

laquo;Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая её, безмерно...