Проект по саморазвитию "СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
проект по художественной литературе (старшая группа)

Вихрева Анастасия Евгеньевна

«Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая её, безмерно любили детей.»

Т. Гончаров

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvitie_vihreva_a.e.docx46.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Колокольчик»

Саморазвитие воспитателя

Вихревой Анастасии Евгеньевны

по теме:

«СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Группа общеразвивающей направленности для детей 5 – 6 лет

г. Камень-на-Оби

2023г. - 2024 г.

«Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая её, безмерно любили детей.»

Т. Гончаров

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте? В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Проблема

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились, а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.


Цель. Создать условия для духовно - нравственного развития детей. Способствовать коррекции нарушения эмоционально - волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.

Задачи:

  • Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
  • Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
  • Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
  • Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
  • Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Предполагаемый результат:

  • Повышение уровня педагогической компетенции «Духовно-нравственное воспитание детей посредством сказки».
  • Разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей.
  • Усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе.
  • Осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм.
  • Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
  • Знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.
  • Понимание эмоционального состояния окружающих.
  • Форсированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости.
  • Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Период реализации: с 1сентября 2023 г. по 31 мая 2024 г.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно -эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Принципы:

  1. Отбор художественного материала по различным видам народного искусства, обусловленного возрастными особенностями детей.
  2. Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей.
  3. Активное включение детей в разнообразные художественно творческие деятельности: игровую, художественно – речевую, изобразительную.
  4. Принцип индивидуального подхода, учета индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития, индивидуальная работа с каждым ребёнком.
  5. Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

2023 – 2024 учебный год


1 этап

Подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта:

  • Изучение методической литературы по данной проблеме. Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет» - Москва «ВАКО», 2014 г. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010.
  • Изучение статей в журналах «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч».
  • Изучение инновационных методик и технологий «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».
  • Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
  • Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана. Подготовка материала для работы.


2 этап

Основной (реализация проекта)

Период

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Сентябрь

Подбор материала на тему: «Сказка как средство духовно - нравственного воспитания».

Беседа: «Волшебные сказки».

Дидактическая игра «Угадай сказку»

Цель: - развивать у детей устойчивый интерес к книгам с русскими народными сказками; желание читать их и рассматривать иллюстрации.

- формировать представление детей о хороших и добрых, плохих и неправдивых поступках.

- развивать познавательный интерес, умение отгадывать сказки по описанию поступков.

Консультация: «Как подружить ребёнка с книгой».

Чтение сказки "Теремок».

Дидактическая игра «Найди знакомого героя сказки».

Цель: - помочь детям вспомнить знакомые сказки, рассказы, потешки;

- формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к литературным произведениям и малым фольклорным формам;

- развивать умение сопереживать персонажам сказок, потешек;

- воспитывать любовь, доброжелательность, чуткость к героям сказок и окружающему миру

Период

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Октябрь

Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

Пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

Цель: - учить детей пересказывать сказку с опорой на мнемотаблицу;

- развивать связную речь, память, внимание, образное мышление;

- продолжать закреплять знания о домашних животных; как называются детёныши домашних животных;

- закреплять правила поведения дома и при встрече с незнакомым человеком.

Консультация: «Учите детей любить книгу».

Методические рекомендации по теме: «Роль сказок в развитии детей».

Чтение сказки К. Чуковского «Телефон».

Цель: - учить детей слушать и правильно отвечать на вопросы;

- закреплять знания детей о литературных произведениях К. Чуковского;

- развивать координацию движений и умение двигаться в соответствии с текстом;

- развивать мышление, речь, воображение, память;

- воспитывать усидчивость и коммуникативные взаимоотношения между детьми.


Период

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Ноябрь

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Пересказ сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Цель: - учить детей пересказывать близко к тексту, выдерживать последовательность и логическую завершённость рассказа;

- активизировать речь прилагательными (хрупкий, лёгкий, прозрачный);

- закрепить употребление глаголов движения;

- формировать умение слушать, активно участвовать в занятии.

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста».

Выставка творческих работ «Любимые сказки».

Чтение сказок: «Семь дочерей», «Большое и маленькое» В. Сухомлинский. Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Цель: - формировать у детей навыки слушательской культуры; расширять и активизировать словарь детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими качества людей;

- развивать способность к эмоциональному сопереживанию и отзывчивости;

- воспитывать внимательное отношение к родным людям.

Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».


Период

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Декабрь

Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми».

Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк». Настольно – печатные игры по мотивам сказок.

Цель: - учить строить развернутые высказывания, выразительно передавать диалог персонажей;

- продолжать учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы;

- продолжать формировать умение отвечать на вопросы по тексту полным предложением;

- формировать умение подбирать слова в уменьшительное - ласкательной форме;

- воспитывать уважение, доброту к другим.

Разместить в родительский уголок рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях.

Памятка: «Как читать детям сказку».

Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В.Сухомлинский. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

Цель: - развивать у детей творческое мышление, фантазию, внимание; речь детей, инициативу;

- учить связно, последовательно излагать ход сказки;

- воспитывать любовь к устному народному творчеству. 

Период

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Январь

Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

Чтение русской народной сказки «Зимовье».

Цель: - учить детей отвечать на вопросы в ходе беседы;

- формировать умение внимательно слушать произведение;

- развивать умение выражать своё мнение к поступкам действующих лиц.

- воспитывать интерес к художественной литературе.

Консультация: «Сказкотерапия, как воспитательная система, органичная внутренней среде человека».

Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В Сухомлинский.

Цель: - продолжать учить детей пользоваться красками разных цветов, закреплять технические приёмы рисования, закреплять навыки аккуратной работы;

- развивать эстетические чувства, фантазию, положительный эмоциональный отклик на самостоятельно созданное изображение, детское творчество;

- воспитывать инициативу, самостоятельность, доброту.

Период

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Февраль

Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей».

Чтение сказки В А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме».

Цель: - развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения;

- продолжать формировать у детей представление о справедливом, честном отношении к окружающим;

- учить детей давать справедливую оценку своих и чужих поступков.

Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Чтение сказки «Федорино горе» К. Чуковского.

Мини-викторина по сказкам К. Чуковского.

Цель: - формировать умения понимать содержание произведения «Федорино горе», анализировать причины поступков героев;

- развивать восприятие на слух сказки К. Чуковского «Федорино горе» посредством беседы по произведению и дидактическую игру;

- воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.

Период

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Март

Изучение темы: 

«Влияние сказок на психику ребёнка».

Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А.Сухомлинский.

Цель: - формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;

- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других;

- воспитывать уважительное отношение к живому миру.

Консультация: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

Цель: - развивать воображение, внимание, желание творчески работать;

- развивать внимание, речь, эмоционально образное исполнение игровых упражнений;

- пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга;

- воспитывать чувство доброты и отзывчивости.

Период

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Апрель

Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Творческая мастерская: рисование иллюстрации к любимой сказке.

Цель: - продолжать развивать у детей желание слушать сказки, интересоваться развитием событий, сопереживать героям;

- обговорить необычную концовку сказки;

- поддерживать интерес к рассматриванию иллюстраций;

- вызвать у детей желание побыть художниками и сделать иллюстрацию к своей любимой сказке, используя разные средства выразительности.

Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных.

Период

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Май

Самоанализ плана по самообразованию.

Сочинение сказки: «Если бы я был(а) волшебником(цей)».

Цель: - продолжать учить составлению творческого рассказа – сказки;

- развивать внимание, умение выразительно рассказывать придуманную историю;

- воспитывать интерес к творческому рассказыванию эстетическую и эмоциональную отзывчивость.

Выступление на родительском собрании: «Какая прелесть – эти сказки».

Консультация: «Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Выставка работ: «Наши любимые сказки».

Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок».

Цель: - закреплять знания известных народных сказок, их персонажей;

- развивать творческое воображение, фантазию, логическое и образное мышление, творческие способности детей при выполнении изобразительной деятельности;

- воспитывать добрые чувства, справедливость, нравственные качества.


Изучение методической литературы

  1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
  2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
  3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
  4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку».
  5. Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
  6. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
  7. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям».
  8. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16
  9. Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.
  10.  Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников». М., 2006.
  11.  Виноградова Н. «Воспитание нравственных качеств дошкольника», Просвещение,
  12.  Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996
  13.  О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика –синтез., Сфера. 2003
  14.  Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. М. Просвещение, 1982
  15.  Петерина В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
  16.  Шарыгина Т. А. «Вежливые сказки»
  17.  Божова Л. И. «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.
  18.  Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок/ Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Проект " Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Мини-музей - одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», &laqu...

Проект "Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка-дошкольникал"

Дошкольный возраста - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить доброе и светлое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их бо...

Проект "Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатствую Театрализованная деятельность позв...

Проект "Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался о...