Консультация для воспитателей "Развитие речи через русский народный фольклор и обогащение развивающей среды"
консультация по развитию речи

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_folklor.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

"Развитие речи через русский народный фольклор и

обогащение развивающей среды"

Русский народный фольклор – это произведения детей и взрослых усвоенные традицией. К детскому фольклору относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки, жеребьевки, заклички, проговорки, считалки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки и др. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития ребенка.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

  1. расширение, обогащение и активизация словаря;
  2. воспитание звуковой культуры речи;
  3. формирование правильной разговорной речи;
  4. развитие связной речи.

Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказки или песни оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение. Люди оживают, а совершаемые ими действия вдруг становятся как бы реально происходящими.

Свою практическую деятельность с детьми младшего возраста мы строим на следующих основных принципах: на тщательном отборе материала; интеграции работы с различными направлениями и видами деятельности; активного включения детей и родителей.

Применяем такие приемы обучения, как: динамический акцент на фрагментах текста, действенное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах.

Для этого используем колыбельные песенки или потешки для сна и подъема детей:

Котя, котенька, коток,

Котя серенький лобок,

Приди, Котя, ночевать,

Мою детку покачать.

А как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Как у нашей,

У Настюшки - потягушки.

Мы потянемся, потянемся

Маленькими не останемся!

Удачно подобранная  потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, когда читаешь  потешку  начинают, есть с удовольствием.

Умница Сашенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

 Во время прогулки и одевания, с потешкой и одеться легче, и веселее.

Вот они сапожки,

Этот - с правой ножки,

Этот- с левой ножки.

Настенька маленька

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая

Настя чернобровая.

Все это вызывает положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников, желание еще раз их услышать и запомнить.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. В адаптационный период,  мы использовали такие  потешки как, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Алёшенька хороший,

Алёшенька - пригожий

Наша деточка в дому

Что оладышек в меду

Красно яблочко в саду.

Находясь в группе целый день, дети скучают по маме, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях мы стараемся ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки,

Для Маминой потешке.

Обстановка в группе создана таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В группе игрушки подбирались так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Дети сами с большой охотой рассматривают иллюстрации к потешкам или сказкам, беседуют по поводу ее содержания,  просят прочитать наиболее понравившуюся потешку.

Предметная среда оформляется согласно тематическому планированию Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе тематического планирования и направлена на индивидуальное развитие каждого ребенка. В группе имеется следующий материал:

  1. план-схема для составления рассказов;
  2. дидактические игры на развитие речи, тактильных ощущений, на познание и закрепление свойств окружающих предметов, зрительного и слухового восприятия, развитие обоняния, вкусовых ощущений;
  3. аудиозаписи;
  4. уголок художественной литературой с подбором книг по теме;
  5. картотеки пальчиковых игр, дыхательных упражнений, стихотворений и потешек для заучивания с детьми;
  6. игровой материал  для сюжетно-ролевых игр;
  7. наборы для театрализованной деятельности (настольный театр, элементы театральных костюмов).

Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяем большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, используем различные методические и игровые приемы: «Доскажи словечко», «Скажи ласково», «Расскажи сказку», «Чего не стало» и др.

Это куколка, Акулька,

У нее кроватка — ... (люлька).

В печку слазить очень рад, А зовут его... (ухват).

У нее доска и палка — Это бабушкина... (прялка).

Кашу варит всем дружок, Круглобокий... (чугунок).

Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских народных сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине. Вот только некоторые из них:

Направо пойдешь —

клад найдешь,

Налево пойдешь —

коня потеряешь,

Прямо пойдешь —

сам пропадешь.

Утро вечера мудренее.

Не по дням, а по часам.

От мала до велика.

Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И ее мы пытались решить, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики брали народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратились к такому виду фольклора, как колыбельные песни, заклички. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовали такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» 

Солнышко, появись!

Красное, нарядись!

Чтобы год от года была у нас погода!

Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.

Тише, куры, не шумите,

Мово Ваню не будите,

А мой Ваня будет спать,

Будет глазки закрывать.

Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Пошел медведь к броду — бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох,

Встал на колоду —

бултых в воду!

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание текста помогло нашим детям освоить вопросительную интонацию «Кисонька-Мурысенька».

Чем чаще дети играли в такие  игра как «Мыши водят хоровод», «Солнышко и дождик», тем сильнее проявлялись эмоции и мимика. Если в начале, они просто проговаривали текст, то позднее в их речи появилась интонационная выразительность.

И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Особенно ценны в этом отношении играют короткие сказки «Репка», «Пых», «Теремок» и др. героями которых являются животные и дети, они побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества.

Мы убеждены, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Литература:

1. Логинова В. И. Развитие речи детей дошкольного возраста / В. И. Логинова, А. И. Максаков. — М.: Просвещение, 1984.

2. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.

3. Князева О. Л. Парциальная программа. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: Акцидент, 1997.

4. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие речи через русский народный фольклор и обогащение развивающей среды"

Консультация для воспитателей"Развитие речи через русский народный фольклор и обогащение развивающей среды"Русский народный фольклор – это произведения детей и взрослых усвоенные традицией. К детскому...

Консультация для воспитателей «Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор».

Консультациядля воспитателей«Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор»....

Консультация " Развитие речи через русский народный фольклор"

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности....

КОНСУЛЬТАЦИЯ на тему: «Развитие речи посредством русского народного фольклора»

Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общепризнанным являетс...