Консультация для воспитателей «Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор».
консультация на тему
Консультация
для воспитателей
«Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_pedagogicheskiy_poisk_form_raboty_po_razvitiyu_rechi.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 муниципального образования Усть – Лабинский район
Консультация
для воспитателей
«Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор».
Подготовила
Учитель – логопед:
Манилова Л.В.
2015г.
Г. Усть – Лабинск
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения — это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:
- расширение, обогащение и активизация словаря;
- воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте;
- формирование правильной разговорной речи.
Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Так народ создал свое искусство, свою поэзию. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов. Все это способствовало сохранению и передаче из поколения в поколение фольклорных произведений.
И теперь язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказки или песни оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение. Люди оживают, а совершаемые ими действия, даже невозможные, вдруг становятся как бы реально происходящими. Совершенству в использовании изобразительных средств языка фольклорные произведения обязаны творческой работе сотен великих людей.
Так где же, как не в народном фольклоре, и нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову?
Но для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду.
В интерьер группы включили элементы русского декоративно-прикладного искусства: карнизы, панно, ширмы, пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских национальных костюмах, различные виды театров. Создание в детском саду русской горницы помогло ввести детей в особый самобытный мир русской старины путем его действенного познания. Кроме того, большую роль фольклору стали уделять и в планировании режимных моментов.
Создавая необходимые условия для приобщения детей к русскому народному фольклору, переходите к решению основных задач по развитию речи.
Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяли большое внимание его закреплению и активизации. Значительно пополнили словарь детей занятия по познавательному развитию с элементами фольклора, на которых дети знакомились с атрибутами горницы. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использовали различные методические и игровые приемы
«Доскажи словечко»
* Это куколка, Акулька,
У нее кроватка — ... (люлька).
* В печку слазить очень рад,
А зовут его... (ухват).
* У нее доска и палка –
Это бабушкина... (прялка).
*Кашу варит всем дружок,
Круглобокий... (чугунок).
«Цепочка слов»
Подчеркиваем историческую преемственность с современными аналагами :
лучина — свечка — лампа — электрическая лампочка,
деревянная миска — глиняная,
скомья — лавка — диван, ухват — прихватка.
«Словесное лото, или Кому что?»
Клеточки с картинками (бабушка, люлька, хозяйка, ухват, чугун, коромысло, ведро, младенец и др.).
Условием успешной работы, с детьми является развитие словаря с развитием познавательных процессов.
- обучать детей через русский народный фольклор, нельзя познавательное значение таких словосочетаний из русских народныхпословиц,по которым можно учить детей ориентировки в пространстве, давать детям временных представлениях, вот только некоторые из них:
- направо пойдешь — Клад найдешь,
-налево пойдешь — коня потеряешь,
- прямо пойдешь —сам пропадешь.
- утро вечера мудренее.
- Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И можно решить, используя различные виды русского фольклора.
Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики брали народные игры:
- «Сорока-ворона»,
- «Этот пальчик — дедушка»,
- «У нашей у бабушки десять внучат»,
- «Этот пальчик в лес ходил» и др.
Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратились к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовали такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!
Солнышко, появись!
Красное, нарядись!
Чтобы год от года Была у нас погода!
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
Тише, куры, не шумите,
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия. Постоянно используя этот жанр фольклора в работе, мы собрали практический материал в картотеку «От А до Я».
- десять внучат»,
- «Этот пальчик в лес ходил» и др.
Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратились к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовали такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!
Солнышко, появись!
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Была у нас погода!
Обучению грамоте способствовало развитию фонематического слуха, умению фольклора на занятиях по подготовке к различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Так, на примерах героев русских сказок Кощея и Лешего учили детей выделять мягкие и твердые согласные. Кощей символизировал твердые звуки, а Леший — мягкий. Использовали такие приемы:
«Подарки для Кощея» — предметы, в названиях которых первый звук твердый (торт, конфеты)
«Одежда для Лешего» (пиджак, кепка).
Чтобы успешно научить детей различать звонкие и глухие согласные, обратились к русской народной сказке «Заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда, выяснили, что дерево «звучит» глухо, а лед при ударе звенит. Отсюда появился прием «Кто в какой избушке живет?»: дети расселяли звонкие согласные в ледяной домик, а глухие — в лубяной.
Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Пошел медведь к броду — бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду — бултых в воду!
- Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.
Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, вое- вопросительную интонацию.
- Яму копал? — Копал.
- В яму упал? ----- Упал.
- В яме сидишь? — Сижу.
- Яма сыра? — Сыра.
Как голова, цела? — Цела.
Значит, живой? — Живой.
Ну, я пошел домой.
Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных и сложных предложениях.
Опыт показал, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:
Солнышко! Ведрышко!
Выйди поскорей!
Будь к нам подобрей!
Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей русских народных словесных игр, как их еще называют, игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.
Разберем игру «Девица-девица»
Участники: девица-водящий и группа детей.
Дети. Девица-девица, сходи по водицу!
Девица. Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь!
Дети. Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется — голова трясется!
Девица. Поймаю вас всех сейчас! (Ловит, дети убегают.)
Чем чаще дети играли в эту игру, тем сильнее проявлялись эмоции и мимика. Если вначале они просто проговаривали текст, то позднее в их речи появился оттенок насмешки, интонационная выразительность. Девица проговаривала текст капризным тоном, появилась ответная реакция на насмешку, которая выразилась в мимике и интонации.
К этой игре можно добавить и ряд других, которые окажут воспитателю неоценимую помощь в развитии интонационной выразительности речи детей. Например:
- «Кисонька-Мурысенька»,
- «Кривой петух»,
- «Трух-трух»,
- «Я — хитрая лисица»
И еще хочется отметить, положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети.
Мы убеждены, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.
Литература:
1.Логинова В. И. Развитие речи детей дошкольного возраста / В. И. Логинова, А. И. Максаков. — М.: Просвещение, 1984.
2.Князева О. Л. Парциальная программа. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: Акцидент, 1997.
3.Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.
4.Селиванов Ф. М. Хрестоматия по фольклору. — М.: Просвещение,1972.
5.Роговин А. Хочу сделать сам. — М.: Педагогика, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие речи через русский народный фольклор и обогащение развивающей среды"
Консультация для воспитателей"Развитие речи через русский народный фольклор и обогащение развивающей среды"Русский народный фольклор – это произведения детей и взрослых усвоенные традицией. К детскому...
Консультация " Развитие речи через русский народный фольклор"
Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности....
«Развитие речи через русское - народное творчество»
Проект по развитию речи...
КОНСУЛЬТАЦИЯ на тему: «Развитие речи посредством русского народного фольклора»
Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общепризнанным являетс...
Опыт работы на тему: «Развитие речи посредством русского народного фольклора»
Детский фольклор обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. И хотя они состоят из немногих строк, незатейливы...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР.
консультация для родителей...