Опыт работы на тему: «Развитие речи посредством русского народного фольклора»
материал по развитию речи

Aлчинова Cветлана Васильевна

Детский фольклор обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.   И хотя они состоят из немногих строк, незатейливых по содержанию и просты по форме, но таят в себе не малые богатства – речевые, смысловые, звуковые и содержат множество ступеней педагогического воздействия на детей.   В течение многих веков фольклорные произведения любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений. Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии, оказывает нравственное влияние – пробуждает в ребёнке чувства симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви. Фольклор духовно обогащает среду, в которой растёт ребёнок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. К.Д.Ушинский подчёркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна ввести его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, колыбельные песни, загадки, сказки и другие. Фольклор – это яркий выразительный материал, который несёт в себе важный познавательный и эмоциональный материал, необходимый для речевого развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_-_kopiya.docx31.92 КБ
Файл fotografii_-_kopiya.docx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №8 «Золотая рыбка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Опыт работы

на тему: «Развитие речи посредством русского народного фольклора» 

Подготовила:

Алчинова Светлана Васильевна

воспитатель первой  

квалификационной категории

Согласовано:

старший воспитатель                                                    

____________С.А. Емелина

Дата проведения:        

                                       

                                      2020-2021 учебный год

Детский фольклор обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.   И хотя они состоят из немногих строк, незатейливых по содержанию и просты по форме, но таят в себе не малые богатства – речевые, смысловые, звуковые и содержат множество ступеней педагогического воздействия на детей.   В течение многих веков фольклорные произведения любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений. Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии, оказывает нравственное влияние – пробуждает в ребёнке чувства симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви. Фольклор духовно обогащает среду, в которой растёт ребёнок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. К.Д.Ушинский подчёркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна ввести его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, колыбельные песни, загадки, сказки и другие. Фольклор – это яркий выразительный материал, который несёт в себе важный познавательный и эмоциональный материал, необходимый для речевого развития дошкольников.

Актуальность работы моей темы заключается в том, что с помощью устного народного творчества взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребёнка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Сказки, потешки, прибаутки, загадки - первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Общаясь с вновь прибывшими детьми, я обратила внимание что, у многих детей недостаточный словарный запас, не все дети могут отвечать на вопросы взрослого по содержанию знакомых сказок, игровые и бытовые действия сопровождать речью, в основном используют в общении со сверстниками преимущественно неречевые средства (мимику, жесты, интонацию).  Развитие речи детей посредством фольклорных произведений, безусловно, не проявляется само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Поэтому в работе с детьми я поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности.

Новизна опыта состоит в разнообразии применения методов: планирование тематических дней, использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, трудовой деятельности, режимных моментов. В работе использовались нетрадиционные формы и методы: стимулирующие детей к использованию малых фольклорных форм, создание ситуаций, побуждающих к творческим действиям.

Изучив и проанализировав опыты работы О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», М. Осениевой «Знакомство детей с русским фольклором», С.И. Мерзляковой «Фольклор - музыка - театр», М.Н. Мельникова «Русский детский фольклор» мною была поставлена цель.

Цель опыта: использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Исходя из цели опыта, я определила следующие задачи:

воспитывать интерес детей к устному народному творчеству;

посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь;

расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора;

развивать умение разыгрывать сказки по ролям;

развивать интерес к народным играм;

учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Реализацию поставленных задач по развитию речи детей посредством произведений народного творчества  выбрала следующие направления:

использование фольклорных произведений на занятиях;

- в играх: дидактические игры, игры-забавы, пальчиковые игры, хороводные игры, подвижные народные игры, игры инсценировки;

- чтение сказок и потешек, рассматривание к ним иллюстраций;

- использование фольклора в режимных моментах;

- работа с родителями.

В интерьер группы включила элементы русского фольклора: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы, различные виды театров. В группе имеется настольный, пальчиковый театр «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», а также театр рукавичек. Обязательным элементом стал «Уголок ряженья», с помощью родителей сшили сарафаны, рубашки, короны, изготовили кроватку-кочалку, в которой спит кукла. А также оформила картотеки: «Русские народные игры для детей дошкольного возраста», «Русские народные песенки, потешки, прибаутки, заклички», «Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста», основанная на фольклорном материале. Также вместе с родителями сшили шапочки для инсценировки сказок и потешек.

Эпизодическое внесение тканевых ковриков, сундучка с интересными вещами, кроватки с младенцем, предметами быта (горшочек с деревянной ложкой, посуда) - все это оживляет общение, создает своеобразный диалог между прошлым и настоящим, помогает ввести детей в игровую ситуацию фольклорного произведения, создает настрой на эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым.

В книжном уголке имеется подборка книг со сказками и потешками. Дети с удовольствием вместе со мной рассматривают книги, иллюстрации к русским народным потешкам, песенкам, сказкам. Чтобы поддерживать интерес всех детей к книге, задаю вопросы-загадки: «Кто, кто придет?», «Кто, кто найдёт красивые серёжки в ушах у кошки?» или «Кто, кто тушить пожар бежит?».

Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение словосочетаний из сказок и потешек, по которым можно учить ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине: «Вот и люди спят, вот и звери спят», «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко встало, утро настало», «Маленькая птичка прилетела к нам», «Выросла репка большая». 

Обращая внимание детей на природные явления, через заклички, знакомлю их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю и радуге:

А ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не давай дождя.

Дай нам солнышка-колоколышка!

Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание. Эту речевую задачу я решаю, используя заклички и колыбельные песни. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать:

Солнышко, появись!

Красное, нарядись!

Противоположным свойством обладают колыбельные песни. Само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно, напевно, ласково:

Тише, куры, не шумите.

Моего Ваню не будите.

Для выработки хорошей дикции, отчётливого и ясного произношения использую упражнения на звукопроизношение, имитацию голоса птиц. Обращала внимание детей на различную силу звучания их голосов: петушок поёт громко, гуси тоже гогочут громко, утки крякают отрывисто. Предлагала ребёнку интонацией голоса выразить нежность и ласку («Наша Маша маленькая, на ней шубка аленька»). Содержание такого рода текста как «Дон-дон-дон, загорелся Кошкин дом» обязывает передать тревогу, волнение по случаю происшедшего.

Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора я применяю их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей, а также для создания благоприятной эмоциональной атмосферы.

Широко использую в своей работе загадки. Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают её отличным приёмом дидактического воздействия на детей. Предлагаю загадки в начале ООД, наблюдения, бесед, с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса.  Использую загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, в завершении деятельности.

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицания, вопрос, яркая интонационная мимика. Заучивание и обыгрывание диалогического фольклорного текста помогает детям улавливать интонационную окраску речи. Конкретность сформулированных вопросов вызывает чёткий и простой ответ.  

Ваня — Ванечка!

Куда ходил?

В лесочек.

Что видел?

Пенёчек.

Под пенёчком что?

Грибочек.

Хвать за кузовочек.

В конце четвёртого года дети начинают понимать юмор. Чаще всего смешным для них бывает то, что выходит за рамки обычных представлений. Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю небылицы, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

- Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит

В ходе занятий по фольклору с детьми использую наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации) с помощью которых создается развёрнутая картина действий.

Одним из главных приёмов наглядности является приём инсценирования произведения. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая – зрители, а потом наоборот. Для инсценировок использую потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Игры-инсценировки способствуют развёртыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. Дети  не только проговаривают прибаутки, потешки, но и передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста. Показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, осторожно ходит котик, как музыканты играют на разных музыкальных инструментах. Такие инсценировки – это целая живая картина.

Огромное значение в развитии речи детей младшего дошкольного возраста имеют дидактические игры. Ценность дидактических игр состоит в том, что речевые задачи решаются в игровом действии: формирование звукопроизношения, обогащения словаря, развитие связной речи. Наиболее успешно решаются речевые задачи в играх с использованием фольклорных произведений. Содержание дидактических игр, используемых для улучшения звукопроизношения, различно. Наиболее успешно эта задача решается в таких играх, как «Совушка-сова», «Поезд», «Еду – еду».

Не менее серьёзное значение имеет обогащение словаря. Приобретение достаточного запаса слов на основе конкретных представлений и умение пользоваться ими в своей речи позволяет в дальнейшем овладеть связной речью. Использовала в своей работе такие игры, как «Уложим куклу спать», «Найди игрушку», «Больная кошечка», «Доскажи словечко».

Особое место в работе по развитию речи детей занимают дидактические игры с предметными и сюжетными картинками. Игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулирует активное использование речи («Узнай потешку», «Отгадай загадку»). Рассматривая их вместе с воспитателем, дети узнают персонажей, изображенных на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Самые любимые игры для детей – это народные подвижные игры, в основе которых содержатся простейшие попевочки. Их ещё называют, игры с приговорами. Например, игра «Салки-догонялки».

Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Нельзя не отметить влияние таких игр на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей.  Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.  Играя в игру «Я хитрая лиса», проговаривание потешки дети сопровождают выразительными движениями. Чем чаще дети играли в эту игру, тем сильнее проявлялись эмоции и мимика.

Если в начале, они просто проговаривали текст, то позднее в их речи появился оттенок насмешки, интонационная выразительность.

А также мы очень любим, играть в хороводные игры: «Жили у бабуси»», «Мыши водят хоровод», «Ласковые имена», «Колпачок», «Мы на луг ходили», «Угадай, кто я?», «Ходит Ваня», «Всем Надюша расскажи», «Галя по садочку гуляла», «Карусели», «Пузырь», «Снежок» и др.

Игры-забавы могут быть использованы и для развития мелкой моторики. Эти игры включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью («Сидит белка на тележке», «Пальчик-мальчик», «У нашей бабушки», «Дарики-дарики», «За работу» и др.)

Использую фольклорные произведения и в продуктивной деятельности. Например,  дети коллективно лепили зернышки для цыплят. Курочка созвала и накормила цыпляток зернами. Дети, сразу подхватывая игру, вспоминают хорошо знакомую потешку «Вышла курочка гулять…». На  ООД  по конструированию дети строили разнообразные домики-теремки. При обыгрывании постройки отвечали на вопросы: «Кто постучался в твой теремок?», «Как он попросился жить в твой теремок?».  Дети самостоятельно переносили действия и разговор персонажей хорошо знакомого произведения на совершенно другие игрушки: куклы, матрешки, уточки.  Интонацией своего голоса пытались передавать характер того или иного персонажа: за уточку поют тонким голосом, за матрешку – обыкновенным, за медведя грубым. При повторном строительстве домика, обыгрывали постройку потешками: «Кошка в окошке рубашку шьёт», «Курочка в сапожках избу метёт». Неоднократное использование произведений народного творчества на  ООД по развитию речи и в продуктивных видах деятельности, в игровой значительно обогатило словарь детей, сделало их речь эмоционально-выразительной.

 Одним из важнейших направлений в моей деятельности по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. Я рекомендую родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при этом на родительских собраниях и индивидуальных беседах показываю, как это можно сделать.

Оформляю для них консультации, повышающие уровень знаний родителей о народном фольклоре и дающие практические навыки рассказывания. Например: папки «Пальчиковая гимнастика» (на фольклорном материале); «Русские народные игры для малышей»; проведено собрание на тему «Использование народного фольклора в развитии речи детей». Используемые мною на занятиях с детьми потешки, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры я предлагаю родителям в виде памяток, буклетов, рекомендаций для закрепления дома. Видя заинтересованность педагога в работе с детьми, получая систематически информацию, касающуюся речевого развития детей, родители тоже становились более активными, начинали осознавать важность речевого развития и помогали в изготовлении дидактического материала, который использовался на занятиях и в свободной игровой деятельности.

Исходя из результатов проведенной работы, я сделала вывод, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности. В результате целенаправленного и систематического использования фольклора на занятиях и в повседневной жизни добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети стали эмоциональнее, активнее, свободно выражают свои просьбы и пожелания. Расширился и обогатился словарный запас детей, речь стала более четкой, внятной. Дети отвечают на простые вопросы, легко общаются друг с другом. Охотно играют вместе, развёртывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются использовать их самостоятельно.

Работа по данному направлению еще не завершена. В перспективе своей деятельности вижу необходимость продолжить работу по развитию речи детей средствами устного народного творчества, а также развивать речь детей через театрализованные игры.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие речи детей 2-х – 3-х лет с использованием картинок, картин, фольклора, литературных произведений»

Опыт работы по теме: «Развитие речи детей 2-х – 3-х лет с использованием картинок, картин, фольклора, литературных произведений» ...

Опыт работы по теме "Развитие речи детей четырёх лет посредством мелкой моторики"

В работе представлены игры и упражнения по развитию мелкой моторики....

Консультация для воспитателей «Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор».

Консультациядля воспитателей«Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор»....

Опыт работы на тему:"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных форм фольклора"

Опыт работы на тему : "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных форм фольклора"...

Опыт работы по теме: «Развитие речи детей 4-х лет посредством театрализации»

Опыт работы по теме:«Развитие речи детей 4-х лет посредством театрализации»...

Перспективный план самообразования на 2018/2019 учебный год на тему: “Развитие речи посредством русского народного творчества” (2 группа раннего возраста).

Перспективный план самообразования Фроловой  Л.И. на 2018/2019 учебный год на тему: “Развитие речи посредством русского народного творчества” (2группа раннего возраста). МесяцРаб...

КОНСУЛЬТАЦИЯ на тему: «Развитие речи посредством русского народного фольклора»

Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общепризнанным являетс...