КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР".
консультация
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей является развитие речи, речевого общения. Неоценимую роль может оказать русский народный фольклор.
Наши предки, незнакомы с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию. И теперь язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказки или песни оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.
Так где же, как не в народном фольклоре, и нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову?
Совершенствования речи невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, можно использовать различные игровые приемы.
«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Это кукла, Акулька,
У нее кроватка - … (люлька).
В печку слазить очень рад,
А зовут его … (ухват).
У нее доска и палка –
Это бабушкина … (прялка).
Кашу варит всем дружок,
Круглобокий … (чугунок).
«ЦЕПОЧКА СЛОВ».
Подчеркиваем историческую преемственность с современными аналогами:
Лучина – свечка – лампа – электрическая лампочка.
Деревянная миска – глиняная – эмалированная.
Скамья – лавка – диван.
Ухват – прихватка.
Расширять словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских народных сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине. Вот только некоторые из них:
Направо пойдешь –
Клад найдешь,
Налево пойдешь –
Коня потеряешь,
Прямо пойдешь –
Сам пропадешь.
Утро вечера мудренее.
Не по дням, а по часам.
От мала до велика.
Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И её можно решить используя различные виды русского фольклора. Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратились к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.
Само слово «заклички» побуждает говорить громко – закликать. Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!
«Солнышко, появись! Красное, нарядись!
Чтобы год от года,
Была у нас хорошая погода!».
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
«Тише, куры, не шумите,
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Буде глазки закрывать».
Ещё одним инструментом для совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата являются скороговорки. Ещё в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия.
Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Пошел медведь к броду – бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду –
Бултых в воду!
Чтобы сформировать связную речь ребенка необходимо научить пользоваться его различными звуковыми средствами. Это и интонация и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов. Основой связанной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является ДИАЛОГ. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста поможет освоить вопросительную интонацию.
- Яму копал? – Копал.
- В яму упал? – Упал.
- В яме сидишь? – Сижу.
- Яма сыра? – Сыра.
- Как голова, цела? – Цела.
- Значит, живой? – Живой.
- Ну, я пошел домой.
Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Опыт показывает, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание: «Солнышко! Ведрышко! Выйди поскорей! Будь к нам подобрей!».
Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.
Кобринец Елена Петровна
Береснева Светлана Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие речи через русский народный фольклор и обогащение развивающей среды"
Консультация для воспитателей"Развитие речи через русский народный фольклор и обогащение развивающей среды"Русский народный фольклор – это произведения детей и взрослых усвоенные традицией. К детскому...

Консультация для воспитателей «Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор».
Консультациядля воспитателей«Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор»....
Консультация для родителей «Развитие связной речи через художественное чтение»
Художественная литература сопровождает ребёнка с первых лет его жизни, являясь источником приобщения к красоте родного языка, развития культуры речи. Основная задача взрослого в данном слу...
Консультация " Развитие речи через русский народный фольклор"
Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности....

КОНСУЛЬТАЦИЯ на тему: «Развитие речи посредством русского народного фольклора»
Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общепризнанным являетс...

