заучивание стихотворение Е. Трутневой "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Семенова Галина Арсеньевна

Конспект НОД по разучиванию стихотворения , с использованием мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста.

                   «Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Осень».

Цель: учить детей запоминать и воспроизводить стихотворение Е. Трутневой «Осень» с опорой на мнемотаблицу.

  • ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Помочь детям сформулировать целостное восприятие художественного текста с опорой на мнемотаблицу. Развивать умение делать умозаключения, отражать их в речи. Формировать интонационную выразительность речи .Совершенствовать чёткость дикции. Развивать умение делать умозаключения, отражать их в речи. Развивать слуховую память детей. Воспитывать самостоятельность, инициативность посредством индивидуального прочтения стихотворения.  Продолжать учить детей работать в подгруппах, взаимодействовать друг с другом.
  • Развивать дыхательный аппарат посредством использования здоровьесберегающих технологий

ПРЕДВРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1.Рассматривание картин, иллюстраций по теме «Времена года».

2. Целевая прогулка в осенний лес

3. Развивающие игры и упражнения на развитие речи.

МАТЕРИАЛ: Смс сообщение, листья для раздувания (из шелестящего материала, цветной бумаги), листья разрезанные на 2 половинки с символами на второй стороне

                                                          ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель : Ребята . вы не видели мой телефон. Я хочу вам прочитать смс сообщение от незнайки, которое получила сегодня утром. Послушайте.

                                (воспитатель читает сообщение)

«Здравствуйте ребята, я узнал ,что в вашем детском саду «Радуга» умеют справляться с любыми  сложными заданиями. У нас в цветочном городе я хожу в школу. Научите меня,,пожалуйста, как можно быстро и с выражением заучить стихотворение.»

                                                                                             НЕЗНАЙКА.

 Воспитатель: Ребята вы согласны помочь  Незнайке быстро выучить стихотворение?

Дети. Да.

Воспитатель: Хорошо. Но сначала давайте потренируем свою память и поиграем игру «Цепочка слов» Вспомним слова, которые характеризуют  признаки осени.(дети встают круг).

В:Будем по цепочке передавать друг другу слова ,обозначающие признаки осени. Причем надо соблюдать  правило: каждый  должен повторить уже сказанные слова и добавить свое. Осень- ранняя- дождливая- сырая- долгожданная- золотая- пасмурная –ветряная  и тд.

Воспитатель: Расскажите, по каким признакам можно узнать, что на улице осень? 

Дети.:(Погода меняется, листья желтеют, краснеют; листопад, отлёт птиц, день становится короче, а ночь длиннее). 

Воспитатель:Умницы!

Упражнение на развитие сильного, целенаправленного выдоха.

Воспитатель - Ребята, посмотрите, сколько листьев нападало после листопада. Давайте поможем ветру и раздуем их. Только чтобы они разлетелись, дуть нужно правильно. Кто напомнит? (Вдох носом, воздух в животе. Выдох в трубочку губ, не надувая щёк).

- Как далеко разлетелись листья!.. Они помогут нам запомнить стихотворение под названием «Осень». Написала его поэтесса Евгения Трутнева. Послушайте его внимательно, пожалуйста.

Первое прочтение стихотворения Е.Трутневой «Осень»

Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое у березы на плечах.
Утром мы во двор идем — листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки с паучками в серединке.
И высоко от земли пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

В:

 Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение? (это стихотворение об осени)

 Какие слова, строчки в стихотворении подсказывают вам, что оно об осени?

(платье золотое, отлёт журавлей, листья сыплются дождём, листопад….)

 Воспитатель: Как вы понимаете выражение : Это платье золотое у березы на плечах. (Листья у березы пожелтели)

Ребята объясните ,пожалуйста, выражение :Пролетают паутинки с паучками в серединке.( ответы детей.   )

 Вы представляете , ребята. Паутинки начинают летать осенью. Потому что осенью дуют сильные ветры и паутинки отрываются и начинают летать. А паучки вместе, так как паутина это домик для паучка.

 Ребята, а какое настроение у стихотворения? (грустное, печальное)

 Как вы думаете, почему? (больше пасмурных дней, часто идут дожди, погода ненастная, меньше поют птицы, лес голый)

- Но мы грустить не будем, осень мы не позабудем, к нам придёт она опять, а мы сейчас будем играть.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА,

Листья осенние тихо

 Кружатся (Кружатся на носках, руки в стороны)

 Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево)

 Будто опять закружиться Хотят (Поднимаются, кружатся)

Воспитатель :Ребята, а теперь еще раз посмотрите на наши листочки. Видимо, кто-то дул очень сильно и они порвались. Надо их собрать, но быть очень внимательными, на второй стороне спрятаны строчки нашего стихотворения. Если соедините листья правильно, у нас получится стихотворение в картинках.

Работа в парах

 Четыре пары собирают разноцветные листья из половинок:  (на каждой половинке – символы, обозначающие строчки стихотворения),

В: Все нашли свои половинки? Присаживайтесь со своими парами. Сейчас я вам еще раз прочитаю стихотворение.  А вы следите за своими   схемами.

Второе прочтение стихотворения Е.Трутневой «Осень»

Затем дети  разыгрывают диалог друг с другом, остальные слушают.- Послушайте условие, вы будете рассказывать свое стихотворение в паре, но сначала необходимо договориться, кто будет начинать стихотворение, а кто заканчивать. (прочтение стихотворение детьми по выложенной схеме) Замечательно! Справились с условием.  

Первая пара детей.  Вставит на доску листья схемы и читают.

1-й ребенок удивленно:

Стало вдруг светлее вдвое, 
Двор как в солнечных лучах – 


2-й ребенок объясняет:

Это платье золотое 
У березы на плечах. 

Вторая пара детей.

1-й ребенок:

Утром мы во двор идём – 
Листья сыплются дождём, 

2-й ребенок:

Под ногами шелестят 
И летят… летят… летят… 

Третья пара детей

1-й ребенок:

Пролетают паутинки
С паучками в серединке, 

2-й ребенок:

И высоко от земли
Пролетают журавли.

Четвертая пара детей:

1-й ребенок: Всё летит!

2-й ребенок:

Должно быть, это 
Улетает наше лето.

Индивидуальная работа

 Воспитатель: Какие вы молодцы, Замечательно! Справились с условием.  Рассказывали как настоящие артисты.

 Теперь внимание на экран. На экране вы видите такую же схему, что и на листочках, только увеличенную. Послушайте внимательно еще раз и постарайтесь запомнить.

Третье прочтение стихотворения Е.Трутневой «Осень»

Воспитатель:А кто хочет рассказать стихотворение по такой табличке целиком и  самостоятельно? (2- ребенка читают стих по таблице).

Молодцы ребята . Сейчас я усложняю задание. И уберу некоторые  схемы. Кто самый смелый? (еще двое читают стихи ,потом убираю еще несколько схем. ).

Молодцы ребята. Сегодня мы очень  много говорили об осени. Сейчас я предлагаю вам проверить свои знания об осени в компьютерной  игре «Четвертый лишний». Присаживайтесь поудобнее.

                                                Компьютерная игра.

Рефлексия.

Ребята, я вижу, вы справились с заданием отлично Молодцы. Мне было очень приятно с вами общаться. А сейчас я хочу услышать ваше мнение о том, чем мы занимались. Начать свой ответ, я предлагаю словами: Мне было интересно…Теперь я могу …

Воспитатель : Слышите ребята. На мой телефон опять пришло смс сообщение. Давайте прочитаем.(Читают)  «Ребята, вы настоящие друзья, здорово помогли мне. Спасибо вам большое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по развитие речи и ФЭМП в средней группе. ТЕМА: Чтение стихотворений о весенних деревьях. Заучивание стихотворения Е. Благининой "Черёмуха".

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение    «Детский сад общеразвивающего вида № 50». Исполнительного комитета Нижнекамского Муниципального района Республики Тата...

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Стихотворение поможет закрепить знания дошкольников о приметах осени, является литературным материалом к лексической теме "Осень", "Грибы".

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Мнемотехника облегчает ребёнку понимание стихотворного текста, развивает психические процессы, может применятся с детьми средне...

Чтение стихотворений о весне. Заучивание стихотворения С. Есенина "Черемуха"

Образовательная деятельность по ресевому развитию в старшей группе...

Конспект заучивания стихотворения в старшей группе. Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»

Конспект заучивания стихотворения в старшей группе.Стихотворение Е.Благининой "Посидим в тишине"...