Консультация для педагогов
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

"Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_proektnoy_deyatelnosti.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников»

     Спецификой проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок ещё не готов самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить замысел. Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также родители и другие члены семьи.

     О значимости метода проектов свидетельствует то, что он позволяет:

1.развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, проводить сравнения, обобщения;

2.развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума;

 3.формировать навыки сотрудничества в совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности и др.

  Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников объясняется негативной социокультурной ситуацией, сложившейся в современном обществе. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов. Всё чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.

   В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

  Фундамент исследований психологических основ проектного обучения заложен в работах выдающихся отечественных ученых (П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский и др.). Запросы педагогической практики на современном этапе вновь возвращают к проблематике проектного метода обучения, но на иной теоретической базе (П. Р. Атутов, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.).

   Современное изучение проектной деятельности как формы развития речи как старших дошкольников представлено в работах И. Э. Куликовской, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой и др.

   Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется

 

наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей [1].

    Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

   Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Н, Ю, Пахомова отмечают, что метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению практической цели [5].

   По мнению Т. П. Жуйковой, проектирование можно рассматривать как:

  • специфический вид деятельности, направленной на создание проекта как особого вида продукта;
  • научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки);
  • форму порождения инноваций, характерную для технической культуры;
  • управленческую процедуру [3].

   Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми дошкольного возраста полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработки реальных гипотез, их проверки в соответствии с планом.

    Анализ ряда исследований (В. В. Гузеев, Д.Г. Левитес, Н.В. Матяш, В. М. Монахов) свидетельствует о возможности и преимуществе использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Она является той деятельностью, каждый аспект которой представляет собой целостный процесс, приводящий в действие все свойства личности, в том числе познавательный интерес.

   В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации образовательного процесса,

 

основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.

     В практике современных дошкольных учреждений используются типы проектов, применение которых возможно при развитии у дошкольников интереса к истории предметного мира:

  1. исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. В ходе проекта дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей, видеозарисовок;
  2. творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается. Конечный результат может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, детского дизайна, альманаха, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, устного журнала, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения;
  3. структура ролевых, игровых проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему. Данный вид проекта оказывается эффективным для речевого развития дошкольников;
  4. информационно-практико-ориентированные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Воспитанники собирают информацию, обсуждают ее и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей [1].

    Комплексный интегрированный характер является спецификой метода проектов. Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений.

    Для развития речи детей в дошкольном учреждении могут

использоваться разные варианты проектов.

 

   

 По предметно-содержательной области О. Н. Сомкова [6], О. В. Солнцева, А. М. Вербенец [1] различают:

монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

      Например, для реализации задач речевого развития дошкольников возможно использовать три варианта метода проектов: специальные тематические проекты (монопроекты); интеграция задач развития общения и речи в тематические монопроекты в связи с другими задачами, а также в межпредметные интегрированные проекты.

     Монопроекты имеют направленность на комплексное решение трех основных задач: а) развитие свободного общения детей, б) развитие всех сторон речи, в) практическое овладение нормами речи.

      В содержание проектов могут быть включены игры и упражнения, которые широко используются в психокоррекционной и психопрофилактической работе с детьми. Они разработаны по методике Н. Ю. Клюевой «Подари подарок другу» (при помощи мимики и жестов дети изображают подарки и дарят их друг другу); «Сравнения» (дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение); «Улыбка» (дети сидят в кругу, берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему улыбку); «Комплимент» (дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят добрые слова, хвалят его: «Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…» - «Спасибо, мне очень приятно!») [4].

    Речь и общение сопровождают все другие виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.

     В коллективных проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему. Разработка проекта вместе с детьми позволяет достичь конкретных результатов за короткий период, так как реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов. Такой проект позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых, вовлекает родителей в образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними и пробудить у родителей интерес к жизни детей в дошкольном учреждении.

Длительные проекты проводятся в течение всего учебного года. Такой проект предполагает постепенное пополнение материалов конечного продукта.

     В старших группах становится возможным использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности:

а) творческо-игровые,

б) информационно-практические,

в) исследовательские,

г) продуктивно-творческие.

     Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, планирующей функции речи.

Литература

  1. Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода // Детский сад: теория и практика. – 2012. - № 1.
  2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  3. Жуйкова Т. П. Характеристика проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: Материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1. – Челябинск: Два комсомольца, 2011.
  4. Иванова В. П. Развитие невербальных средств коммуникации у старших дошкольников / В. П. Иванова, Н. И. Левшина // Успехи современного естествознания. – 2013. - № 10.
  5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост. Л. С. Кисилева, Т. А. Данилина и др. – М.: АРКТИ, 2011.
  6. Сомкова О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – 2012. - № 3.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....