План - конспект по познавательному развитию в старшей группе "Как звери зимуют"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лукаш Екатерина Александровна

Представляю план - конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию с элементами квест - игры "Как звери зимуют"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная образовательная деятельность в старшей группе с элементами квест – игры «Как звери зимуют в лесу»

Задачи:

- расширить знания детей о лесе ( как живут зимой дикие животные, закрепить знания о жилищах лесных зверей, отличать характерные признаки животных);

- развивать фонематический слух. Вызывать интерес к жизни леса, животных, расширять словарный запас ( закрепление слов: лисья нора, волчье логово, медвежья берлога), развивать воображение, любознательность;

- развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слажено работать совместно;

- воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг другу;

- доставлять детям радость от участия в общей игре, выполнении заданий.

Предварительная работа:  чтение рассказов из книги В.Бланки «Лесная газета», «Лесные жители», рассматривание иллюстраций с изображением дикий животных, зимующих птиц, разгадывание загадок о животных.

Используемый материал: макет «зимний лес»: елки, березы, заснеженные деревья и кусты, снежинки, макеты животных и их жилищ, тропинки «следопытов»: следы животных, материал для изготовления совместной творческой работы, мнемотаблица «Зимний лес», дидактичекая игра «Где чей хвост?».

Использование технических средств:   просмотр слайдов  на интерактивной доске с аудиозаписями.

Использование дидактических игр в слайдах презентаций: «Отгадай чей силуэт?», «Где чей дом?».

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в лес, а в какой можно понять послушав стихотворение:

   

Намело,

Навьюжило.

Все деревья в кружеве:

 Снег на соснах,

На кустах,

В белых шубках ели.

И запутались в ветвях

Буйные метели.                  Автор: Н.Гончаров

Воспитатель: Как вы думаете, в какой лес мы отправимся?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно – зимний лес. Посмотрите на экран ( просмотр кадра презентации «Зимний лес») . Какой он?

Давайте с вами составим небольшой рассказ по таблице «Зимний лес»

Дети составляют рассказ по таблице «Зимний лес».

Воспитатель: Да вот  такой он зимний лес, белоснежный, загадочный.

Но посмотрите вокруг – куда подевались все звери? Никого нет… Странно, наверно что – то случилось…Только снегирь сидит на елке.

Посмотрите  возле него письмо, давайте почитаем что там написано.

Ребята, срочно – срочно приходите!

Срочно нам вы помогите!

Нас волшебник напугал,

Нас он всех закродовал.

Мы забыли кто мы есть?

Что нам пить и что нам есть!

Выручайте, приходите

Срочно нас скорей спасите!

ЖИТЕЛИ ЛЕСА.

Воспитатель: Ребята, жителям леса требуется помощь, их заколдовал волшебник, надо их найти и расколдовать. Помочь им вспомнить где они живут и чем питаются зимой.

Поможем ребята лесным жителям?

(ответы детей)

Чтобы им помочь, надо выполнить задания и получить картинки с изображение жителей леса.

Тогда пора отправляться в путь, но поскольку нам надо отыскать зверей мы с вами должны  превратиться в следопытов. А вы знаете кто такие следопыты? 

(ответ детей:  Следопыт –это разведчик, исследователь тайн живой природы и истории.)

 Что нужно следопытам в помощь, какие инструменты?

Ответы детей.

Правильно, следопытам нужны лупы для рассматривания мелких объектов, бинокли для наблюдения за высокими деревьями и территорией леса.

Давайте каждый выберет что ему необходимо для поиска и отправимся в зимний лес на расследование.

 Посмотрите, тут кто-то оставил следы. (На полу лежат вырезанные следы, эти следы помогут нам в распутывании этого непростого дела. Давайте пройдем по следам может увидим кого-нибудь.

Ребята вы догадались, чьи это следы?

Ответ детей ( зайца)

Правильно это следы зайца, а вот и он сам спрятался возле куста.

Ребята, а вы знаете что помогает зайцу зимой прятаться от хищника?

Ответы детей

Давайте выполним первое задание и проверим правильно ли мы думаем.

Задание:

Воспитатель: проведем опыт. Почему заяц зимой белый, а летом серый. У нас два силуэта зайца- белого и серого и лист белой бумаги- зимний лес.

Давайте приложим по очереди силуэты зайца, что вы видите.

Ответы детей ( серого зайца видно на белом фоне, а белого не видно это помогает зайцу быть незаметным в зимнем лесу).

Правильно ребята, мы выполнили первое задание.

Посмотрите на экран, мы с вами должны помочь не только зайцу, но и другим животным,

Наше второе задание: надо по силуэту определить что это за животное.

На экране силуэты зверей : белка, медведь,  лиса, лось, еж.  

Молодцы мы выполнили первые два задания, получаем две картинки с животными.

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран, заяц хочет что – то нам сказать.

Смотрим на экран ( сообщение от зайца)

Воспитатель: Ребята, давайте идти дальше, здесь тоже чьи- то следы, как вы думаете кто  это?

Ответы детей.

 Это лиса оставила свои следы на снегу.

А вы знаете где лиса переживает морозы?

 Ответы детей- в норе.

Наше новое задание, мы должны попробовать пролезть в нору как это делает лиса.

«Макет» норы ( туннель) дети по очереди пролазят в «нору».

Воспитатель: Смотрите, хитрая лиса забрала все запасы зверей и утащила себе в нору.

Наш ждет новое задание : надо просунуть руку ей в нору и отгадать, что же она там спрятала, чей корм.

Коробка «Лисья норка» в них спрятана еда животных: орехи, шишки – белки, кора деревьев, ветки – зайца, лиса – мышь, птицы- ягоды, семена.

Давайте посмотрим на экран, лиса нам оставила обращение, послушаем его.

Ребята мы выполнили еще два задания, и получили две карточки с животными. Давайте отправимся дальше.

Посмотрите чьи это следы?

Ответы детей

Давайте вспомним как белка готовится к зиме? Где она живет? Как проводит зиму? Поможет нам в этом таблица с картинками.

Ответы детей.

Ребята, посмотрите белка рассыпала  на поляне все свои запасы? Грибы, шишки, ягоды.

Наше задание: помочь  белки собрать запасы.

Давайте разделимся на три команды, первая команда собирает шишки, вторая грибы, а третья ягоды.

Посчитайте сколько вы собрали шишек, ягод и грибов.

Чего ребята больше всего? Чего меньше всего? На сколько меньше?

Отлично, мы справились с заданием, давайте положим корзинки с запасами возле белки, пусть она их больше не рассыпает.

Воспитатель:  Посмотрите здесь картинки животных, то с ними не так. Правильно, у них нет хвостиков

Наше задание: найти  где чей  хвост. ( хвосты лежат на пеньке).

Давайте возьмем по одному хвосту и найдем  какому животному он принадлежит.

У белки хвост – беличьий, у лисы – лисий, у волка – волчий, у медведя- медвежий,  у зайца – зайчий.

Давайте посмотрим на экран. Белка благодарит ребят.

Молодцы, получаем две картинки за выполненные задания.

Воспитатель: Ребята, посмотрите дальше нет следов их замела вьюга, но есть небольшая тропинка давайте аккуратно пройдем по ней.

Вот сугроб, а в нем берлога.

 Кто живет в берлоге?

Ответы детей ( медведь)

Воспитатель: Как он зимует, что ест, делает ли запасы на зиму?

Ответы детей ( медведь всю зиму спит в своем доме – берлоге, а просыпается только весной, все лето он ел ягоды, коренья, ловил рыбу, чтобы запастить жиром на зиму, теперь он ему помогает пережить зиму).

А вы знаете какие еще есть дома у зверей.

Наше задание определить, что за жилье и кому оно принадлежит.

Смотрим на экран:

Берлога- медведь

Дупло- белка

Нора – лиса

Маленькая норка – мышь

Воспитатель: Молодцы, мы справились с заданием.

 Посмотрите сколько снега намело возле берлоги медведя, сколько снежинок давайте каждый возьмет себе по снежинке.

Давайте возьмем их в руки и под слова сделаем упражнения. ( гимнастика для глаз)

Мы снежинку увидали, –

Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

(Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.)

Дети сморят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

(Дети кладут снежинки на пол)

Глазки закрываем,

(Закрыть ладошками глаза.)

Глазки отдыхают.

Отлично, а теперь задание : положите снежинку в руки и подуйте на нее сильно – сильно, давайте посмотрим у кого дальше всех улетит снежинка.

Воспитатель: Мы выполнили задания, получаем картинки зверей. Давайте положим тихонько снежинки возле берлоги медведя и не будем его будить.

Посмотрите ребята, от берлоги медведя идут следы, как вы думаете что же это за жители леса?

Ответы детей

Воспитатель: Вот последнее задание: у нас есть игра танграм (головоломка), давайте составим из нее силуэты птиц. Выбирайте себе по силуэту и начинайте составлять.

Молодцы мы выполнили последнее задание: получили картинку за это.

Воспитатель: Посмотрите на экран, птицы оставили нам обращение.

Давайте теперь поселим зверей, которых мы собрали в зимний лес. Выбирайте кто кого будет приклеивать. У нас здесь еще есть дополнительные картинки, которые помогут составить коллаж.

Вот как у нас получилось отлично. Все звери вернулись в лес, все на своих местах.

А группе мы ребята сделаем фигурки зверей из пластилина и создадим мини модель зимнего леса.

Рефлексия:

Что вам понравилось больше всего?

Какое задание вам было интересно выполнять?

Что вызвало у вас трудности?

Нам пора заканчивать путешествие в зимний лес и возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗИМУШКА-ЗИМА»

Занятие в старшей группе по познавательному развитию....

Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

Задачи:1.     Расширение глагольной лексики детей старшего дошкольного возраста.2.      Закрепить понятие «зимующие» птицы;3....

план-конспект по познавательному развитию в старшей группе "Покорение космоса"

ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  «ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА».Программные задачи: Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. О...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Как звери готовятся к зиме»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе«Как звери готовятся к зиме» Задачи:1. Обучающие задачи:систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе...