«Зимние явления в природе»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Серикова Галина Николаевна
НОД в старшей группе «Зимние явления в природе»
Цель. Расширять знания детей о зимних явлениях природы, познакомить детей с зимними месяцами.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания детей о зимних месяцах; формировать умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе, различать природные явления: метель, иней, гололедица, снегопад, мороз; активизировать словарный запас; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в экспериментальной деятельности.
Развивающие: развивать способность наблюдать, строить предположения, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать чувства культуры правильного поведения на занятиях; чувство эмпатии к родной природе.
Оборудование: картинки зимних явлений природы, магнитная доска, презентация, емкости со снегом, формочки, салфетки.
Предварительная работа: Беседы, наблюдения во время прогулок, рассматривание иллюстраций, рисование: «Иней на деревьях».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Приёмы: беседы, показ презентации, игра «Доскажи словечко», пальчиковая гимнастика «Зима».
Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети стоят в группе.
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас у нас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в зимнее время года. Но сначала, чтобы не замерзнуть в пути, я предлагаю вам согреться. Давайте возьмемся за руки и образуем круг, посмотрев при этом, кто рядом с вами стоит, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой. А теперь закройте глаза, вытянете руки вперед и соедините их в центре нашего круга. Представьте себе, что каждый из вас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось много тепла, и мы готовы поделиться этим теплом со всем миром! Потому что мы все вместе – большое яркое солнце, и никакие тучи не смогут нас разъединить. Теперь можно опустить руки и открыть глаза, но эта сила останется с вами до конца нашего путешествия.
Воспитатель: Какое время года изображено на экране? (ответы детей: зима) 
Воспитатель: Какая бывает зима (ответы детей: холодная, снежная, морозная, и. д.)
Воспитатель: Какие признаки зимы вы знаете? (ответы детей: идет снег, становится холодно, дует холодный ветер, день становится короче, и т. д.)
Воспитатель: Правильно, ребята. А, теперь, послушайте, как про зиму написал русский поэт Федор Тютчев.
«Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
и как снежнй бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован,
Лёгкой цепью пуховой…»
Игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…снег
С неба все скользят пушинки,
Серебристые…снежинки.
На дорожки, на лужок,
Все снижается…снежок.
Вот веселье для ребят
Всё сильнее…снегопад. 
Словно в белый пуховик,
Нарядился …снеговик. 
Рядом снежная фигурка,
Это девочка…Снегурка. 
На снегу- то, посмотри-
С красной грудкой…снегири. 
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какое родственное слово у всех этих слов.
Правильно, это слово «снег»
Новая познавательная информация
Воспитатель: Ребята, какой из зимних месяцев приходит к нам первым? Про него говорят: «Год кончает, зиму начинает». Это декабрь - студень. - 
Декабрь на всю зиму землю студит, стужей вьет. Настоящий первый месяц зимы с ее морозами, холодными ветрами и снегопадами. Ветром гнет, замораживает воды, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.
Какое природное явление вы видите? В декабре начинаются первые настоящие снегопады. Снегопад – это выпадение снега из облаков.
Посмотрите на картину, какое природное явление вы видите. Что это, как вы думаете? Это гололедица. Гололедица - тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега, капель дождя.
Второй месяц: «Году начало, зиме середина». Январь – лютень. - «слайд 10»
Наступил новый год, на дворе снега полным-полно и морозно. Зима в самом разгаре, а в самые ясные дни, мороз, особенно, трескуч и щиплет ухо и нос. 
Посмотрите на картину. Какое зимнее явление вы видите? Это иней. В морозные зимние ночи, когда температура воздуха падает ниже точки замерзания воды (0°C, капельки воды, испаряющиеся с поверхности почвы, травы и деревьев или снежного покрова, превращаются в крохотные, по большей части игольчатые, кристаллики льда, и землю окутывает серебристо-сверкающее покрывало, которое ложится и на кустарники, и на ветви деревьев, и на электропровода.
Третий месяц: «Вьюги да метели, под…. налетели. Этот завершающий месяц зимы в некоторые годы бывает очень суровым и по лютости не уступает даже месяцу январю. За обилие снегопадов и метелей его называли также «снежень».
 Следующее явление природы – метель. Когда дует сильный ветер, он поднимает снег с земли и тогда из-за белой пелены ничего вокруг не видно. Это явление называется метель. Метель - это перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Снег может подниматься как ранее выпавший, так и сопровождаться снегопадом.
Пальчиковая гимнастика: «Зима»
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз, (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (ладони гладят по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)
Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)
И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)
Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям)
Декабрь, Январь, Февраль. (кулак, ребро, ладонь)
Дидактическая игра: "Признаки зимы"
Работа в парах за столами.
На столе вразнобой лежат картинки с признаками всех времен года. Ребята, посмотрите, что вы видите на столе? (ответы детей). Наша с вами задача найти картинки с признаками зимы и прикрепить их на магнитную доску. Дети поочередно выходят и прикрепляют картинки с признаками зимы на магнитную доску и рассказывают, какое зимнее явление они нашли
Воспитатель: Так что же нам приносит зима? (Ответы детей: снежинки, сосульки, сугробы, метель, бураны, вьюга, мороз, снегопад).
А, Илья нам загадает загадку про явление природы.
«Сквозь густую пелену ничего я не пойму.
Дом, деревья, водоем серый гость накрыл плащом». (туман)
Экспериментальная деятельность
Работа в группах. Воспитатель приносит снег в двух емкостях.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет происходить со снегом в тёплом помещении? Какой становится снег?
Ответы детей: Снег стал влажным.
Воспитатель: Давайте его потрогаем. Что можно сделать с таким снегом?
Ответы детей: Из него можно сделать комок.
Воспитатель: А что происходит со снегом, когда мы его катаем в руках?
Ответы детей: Снег тает в руках.
Воспитатель: Что произойдёт со снегом, если мы его долго будем держать в тепле?
Ответы детей: Снег растает и станет водой.
Воспитатель: Конечно! Снег превратится в воду. А если мы эту воду перельём в формочки и отнесём обратно на улицу, что с ней станет?
Ответы детей: Вода станет льдом.
Воспитатель: Когда мы отправимся на прогулку, мы возьмем формочки с водой и заморозим.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали? О каких зимних явлениях вы узнали сегодня?
Воспитатель: Дети, вы сегодня были внимательны, узнали много нового и закрепили свои знания о зимних явлениях природы и зимних месяцах.
Воспитатель: Ребята, а какой у нас в декабре был праздник. Правильно, «Новый Год». Вот у меня есть неукрашенная елочка. Я предлагаю нашу елочку украсить шарами. Синими, если ничего нового не узнали, занятие было скучным; красными, если занятие было интересным и познавательным.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно познавательной деятельности с использованием и инноваций технологий для детей второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» "Беседа о зимних явлениях в природе"

Чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом, восприятия зимней природы, нужно помочь детям почувствовать эту красоту по средствам музыки, живоп...

Методическая разработка плана на тему "Зимние явления в природе"

Воспитатель: Рыжова Наталья Николаевна.МБДОУ №32 «Росинка» г.Павлово/старший дошкольный возраст.Тема: «Зимние явления в природе» ПонедельникНОД (индивидуальная)Совместная деятельность в...

НОД ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ»

Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цв...

"Зимние явления в природе"

Зима – суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская пог...

Конспект- занятия по познавательному развитию "Зимние явления в природе"

Конспект занятия по познавательному развитиюв старшей группе«Зимние явления природы» ГБОУ школа №655 отделение ДОДГ. Санкт-ПетербургСтаршая группаВоспитатель: Казакова И.А. Цель:...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с природой) Тема: «Зимние явления в природе»

Цель: закреплять знания о природных явлениях в природе в зимнее время; закреплять знания о зимних месяцах; активизировать словарный запас; закреплять познавательную активность.Демонстрационный материа...