Конспект НОД с детьми старшего возраста по ознакомлению с природой по теме: "Зимние явления в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Несмачная Маргарита Евгеньевна

Задачи занятия:

  1. Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах.
  2. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь).
  3. Способствовать формированию знаний о свойствах снега в процессе опытнической деятельности.
  4. Развивать познавательную активность, творчество.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по ознакомлению с природой по теме: «Зимние явления в природе»

Задачи:

  1. Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах.
  2. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь).
  3. Способствовать формированию знаний о свойствах снега в процессе опытнической деятельности.
  4. Развивать познавательную активность, творчество.

Предварительная работа: Наблюдения за зимней погодой; создание календаря погоды; рисование на темы «Зимний пейзаж», «Иней покрыл деревья», «Зима». Чтение рассказов «Снег», «Изморозь. Иней», «Зимние узоры» (Гурьева Н. А. «Знакомство с природой. Времена года. — СПб., 2008).

Материал: письмо от Незнайки, книга с рассказом, мольберт, картинки явлений зимы, мяч, одноразовые стаканы 15 шт., льдинки, соль, емкость для экспериментов.

Ход занятия

(Дети стоят свободно около педагога)

  1. Сюрпризный момент.

Раздается стук в дверь, приносят письмо.

- Ребята, кому-то пришло письмо. Кому? (читают) Давайте посмотрим, что там внутри.

Читают письмо: «Дорогие ребята! Буду рад, если вы согласитесь мне помочь! Я со своими друзьями живу в Цветочном городе и у нас круглый год лето. Но я знаю, что существует волшебное время года зима. Расскажите мне пожалуйста про это время года. Буду ждать от вас ответа! До свидания!»

- Ребята, поможем Незнайке?

- Только как же он узнает, если его с нами нет? Я хочу вам предложить сделать для незнайки альбом «Зимние явления в природе.

Вопросы:

- Ребята, а какое сейчас время года?

- Какие признаки зимы вам известны?

- Что можно делать зимой на улице?

- А можно ли играть в такие игры летом? Почему? (ответы детей)

        - Ребята, вы знаете, у меня есть очень интересный рассказ Натальи Виноградовой «Рассказы-загадки о природе» - «Зимние братья»

Рассаживайтесь поудобнее на свои места.

(дети садятся в полукруг на стулья,

воспитатель напоминает об осанке)

2. Чтение рассказа Н. Виноградовой «Зимние братья»

Вопросы к детям:

- О каких братьях месяцах говорится в рассказе? (январь, февраль)

- Назовите мне зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

- Ребята, а что вы знаете про эти зимние месяцы? Расскажите о них.

Декабрь в старину называли «студень». В декабре дни короткие, ночи длинные, темнеет рано, бывают сильные морозы. В конце декабря ребята и взрослые готовятся встречать Новый год.

        Январь – называют «лютень». В январе высокие сугробы, сильные морозы, а на окнах появляются морозные узоры. В январе мы отмечаем Рождество.

        Февраль – последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветра, метели и вьюги. В старину февраль называли «снеговеем». Дни в феврале становятся длиннее, начинает пригревать солнышко.

- Ребята, а как называется явление природы, когда дует сильный ветер и снежинки летят быстро и наметает много снега? (метель, вьюга) (Воспитатель на мольберте выкладывает картинку метели)

- Но зимой бывает так, что становится теплее, снег подтаивает. На снегу образуется «наст». Что такое Наст? Как называется это явление погоды? (оттепель) (Воспитатель на мольберте выкладывает картинку оттепели)

- Ребята, а как называется мягкий дождь? (изморось) Когда заканчивается изморось, а ночью подмораживает, на деревьях появляется что? (иней) Правильно, иней. (Выкладывается картинка на мольберт)

Молодцы, ребята. Вы вспомнили и назвали все зимние явления. Предлагаю, вам наши зимние картинки вложить в альбом для Незнайки.

А сейчас, предлагаю вам поиграть в игру.

(Дети встают в круг)

Дидактическая игра «Придумай слово»

Цель: продолжать учить детей подбирать прилагательное к существительному.

Материал: мяч

3.Физкультминутка

Здравствуй Зимушка-зима!

Что в подарок принесла?

Белый снег пушистый,

Иней серебристый

Лыжи, санки и коньки

И на ёлке огоньки!

(кланяемся)

(разводим руки в стороны)

(приседаем, проводим руками по воображаемому снегу) (встаём, поднимаем руки вверх)

(имитируем движения лыжников и конькобежцев)

(поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

4. Эксперимент  с детьми «Зимние явления в природе»

- Ребята, я предлагаю вам пройти в нашу экспериментальную лабораторию.

1 опыт: «Льдинки в воде»

- Ребята, перед вами лежат льдинки. Как вы думаете, что случится с льдинкой, если она окажется в воде? (ответы детей) Почему?

Давайте теперь проверим ваши суждения.

Дети берут по 1 кубику льда и помещают его в стакан с водой. Наблюдают, что происходит с льдом.

- Что произошло с льдинкой?

- Какая льдинка растает быстрее как вы думаете большая или маленькая?

Поощрение детей: Молодцы ребята!

2 опыт «Льдинка и соль»

- Ребята, для этого опыта нам понадобится льдинка и соль.

- Как вы думаете, для чего нам нужна соль? (ответы детей)

- Почему вы так думаете?

Опыт проводит педагог. (Дети наблюдают за опытом, и делают выводы)

5. Подведение итогов. (Рефлексия)

- О каких зимних явлениях мы говорили?

-Какие зимние месяцы вы знаете?

- Что мы делали на занятии?

- Что вам больше всего понравилось?

        Вы такие молодцы, что так много знаете о зиме, зимних месяцев и явлений природы. Я думаю, что мы помогли Незнайке. А картинки с зимними явлениями, я ему сегодня обязательно  отправлю по почте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего возраста. Тема: "Конкурс любителей природы". Направление: "Познавательно-речевое развитие".Образовательная область: "Познание".

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Расширение и систематизация  знаний детей о природе, о правилах поведения в природе. Развитие умственных способностей детей, их логического мышления. Воспитание бережного ...

Конспект НОД с детьми старшего возраста. Тема: "Человек – часть природы". Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать у детей умственные способности. Учить детей рассуждать, самим  находить ответ, делать выводы. Помочь детям  увидеть красоту и разнообразие природы. Показать...

Конспект НООД с детьми старшей логопедической группы в образовательной области «Познание» Тема: "Зимние гости" с использованием ИКТ

обобщить знания детей о зимующих птицах, выделив их отличительные общие признаки, поведение и условия  жизни.   воспитывать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них....

Конспект НОД с детьми старшего возраста по ОО «Познавательное развитие: ознакомление с миром природы» на тему: «Угощение Винни-Пуха».

Развивать у детей желание познавать мир природы, формировать основы экологического сознания....

Конспект НОД с детьми старшего возраста по теме "Безопсность летом на природе".

Интеграция образовательных областей:·         Социально-коммуникативное развитие;·         Познавательное развитие;·...

Конспект НОД с детьми старшего возраста. "Человек – часть природы".

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать у детей умственные способности. Учить детей рассуждать, самим  находить ответ, делать выводы. Помочь детям  увидеть красоту и разнообразие природы. Показать...

Беседа с детьми старшего возраста по ознакомлению с природой на тему: «Леса и луга нашей Родины»

Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Развивать познавательную активность, творчество, инициативность. Раз...