Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ в средней группе на тему: «В гостях у сказки».
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Леонова Мария Олеговна

Конспект Непосрественной образовательной деятельности по развитию речи с использованием ТРИЗ технологий в среденей группе "В гостях у сказки"

Цель:

Углублять и расширять знания детей о сказках посредством работы над русскими народными сказками.

Социально-личностное развитие:

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание оказывать помощь, проявлять заботу.  Приобщение к театрализованным играм.

Речевое развитие:

 Развивать умение строить диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Развивать грамматический строй речи. Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, подбирать слова с заданным звуком, развивать навыки словообразования. Находить звук в слове.  Уточнять и расширять словарный запас.  Умение разгадывать загадки; формировать фонематическое восприятие; упражнять в развитии чувства ритма; формировать интонационную выразительность речи.

Предварительная работа:

  • Чтение русских народных сказок;
  • Разгадывание сказочных загадок
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • Показ кукольного театра;
  • Прослушивание аудио сказок;
  • Речевые игры с детьми.
  • Книга со сказками, конверт с письмом, корзина, рукавичка, колобок, маски, грецкие орехи, корзинка с яблоками.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ в средней группе на тему: «В гостях у сказки».

Цель:

Углублять и расширять знания детей о сказках посредством работы над русскими народными сказками.

Социально-личностное развитие:

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание оказывать помощь, проявлять заботу.  Приобщение к театрализованным играм.

Речевое развитие:

 Развивать умение строить диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Развивать грамматический строй речи. Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, подбирать слова с заданным звуком, развивать навыки словообразования. Находить звук в слове.  Уточнять и расширять словарный запас.  Умение разгадывать загадки; формировать фонематическое восприятие; упражнять в развитии чувства ритма; формировать интонационную выразительность речи.

Предварительная работа:

  • Чтение русских народных сказок;
  • Разгадывание сказочных загадок
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • Показ кукольного театра;
  • Прослушивание аудио сказок;
  • Речевые игры с детьми.
  • Книга со сказками, конверт с письмом, корзина, рукавичка, колобок, маски, грецкие орехи, корзинка с яблоками.

Ход занятия:
Воспитатель: Ребятки, поздоровайтесь с гостями. А теперь давайте покажем нашим гостям, как мы умеем приветствовать друг друга. Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь
1. Психогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).
Здравствуй - солнце золотое, 
Здравствуй – небо голубое, 
Здравствуй – легкий ветерок, 
Здравствуй – маленький дружок, 
Здравствуй – утро, 
Здравствуй – день, 
Нам здороваться не лень. 

 На полу лежит книга..

 Воспитатель: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги? Правильно, на книжной полке. Мы сейчас ее прочитаем и поставим на полку. Воспитатель ее открывает - она пустая Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли. Здесь есть какое-то письмо:

«Сказка – это чудеса и волшебная страна.

В сказках много приключений,

много сказочных свершений.

Но  чтоб сказки вам найти,

нужно многое  пройти:

сложные задания,

 забавные свидания.

Эй, ребята, торопитесь,

 в сказках вы не заблудитесь!

И подпись: Ваши сказки».

Воспитатель: ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?

(Ответы детей)

Играет музыка «Там на неведомых дорожках» 

Воспитатель: А сейчас встанем все в круг и  закроем  глаза 1,2,3, в сказку попади (Перед детьми на экране появляються волшебные двери)

Воспитатель: Ребята, чтобы двери открылись, нужно отгадать загадку:

Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала

Все же малыша спасла.

Что за птицы в сказке были

И кому они служили?

Ответы детей (Гуси лебеди и баба Яга)

Воспитатель: Очень хорошо. Двери  распахнулись  и теперь мы можем идти дальше. (На экране сказочная страна)

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами попали в сказочную страну. Нас встречает сказочное солнышко (на экране появляется следующая картинка с изображением солнышка) 
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся. Оно поможет нам не заблудиться в этой стране.

Воспитатель: Ребята, солнышко хочет что то сказать? Пойду я послушаю. (воспитатель прикладывает ухо к экрану, имитируя разговор с солнышком) Оно говорит, что прислало нам волшебную корзинку. Где же она? Какая красивая корзинка. Посмотрим, что там лежит (воспитатель заглядывает в корзинку). Здесь лежат вещи из сказок . Давайте вспомним эти сказки я вам загадаю загадки-подсказки.

Задание «Угадай сказку» 

Воспитатель: Это кто? 

Ответы детей: (Колобок) на экране появляется картинка из сказки «Колобок»
- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
- А что еще бывает такое же? (метод анализа).
Ответы детей: (шар, мяч, яблоко, булка, конфета) 
- Что случилось с Колобком? (ответы детей).
- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок) 
Воспитатель: Дети, а это из какой сказки? В корзинке есть рукавичка. (на экране появляется картинка из сказки «Рукавичка»)
- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная).
- А из чего она сделана? (из ниток, из ткани)
- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей) .
- Для чего нужна рукавичка (руки греть, взять горячее).
- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)

Как одним словом сказать-какие это животные? (Ответы детей). Давайте с вами превратимся в лесных жителей и поиграем.

Дети: «Повертелись,покружились, в лесных жителей превратились.

Муз.Игра «Тень –тень , потетень»

Текст песни:

Выбирают восемь детей на роли Лисы, Зайки, двух Ежей, двух Блох, Медведя и Козы. «Звери» становятся со всеми детьми в круг. 1-й куплет поют все и, взявшись за руки, двигаются по кругу вправо. Остальные куплеты дети поют стоя.

1. Тень-тень, по-те-тень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.

2. Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди догоняй-ка!»

3. Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»
Похвалялись блохи:
«И у нас неплохи!»

4. Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялася коза:
«Всем вам выколю глаза!»

Каждый «зверь» выходит на слова, в которых о нем поется, «свои» слова каждый герой поет сам, стараясь в движениях передать образ. Например, Лиса может изображать, как она любуется своим хвостом. Зайка — прыгает. Медведь ходит, тяжело переваливаясь с ноги на ногу. Коза идет, приставив к голове пальчики-«рожки». По окончании пения Козы все звери разбегаются, а она их ловит. Игра заканчивается, когда Коза поймает несколько зверей (два-три).

Воспитатель: Со зверюшками простимся и в ребят мы превратимся. Раз, два, три, четыре, пять – вот ребята мы опять!

Воспитатель: Куда мы с вами пришли и кто это нас встречает? (картинка с изображением Лесовичка)

Ответы детей: Лесовичок.

Воспитатель: Здравствуй, Лесовичёк.  Пропусти нас, пожалуйста. Мы путешествуем по сказочному лесу.

Лесовичёк: Я буду читать отрывки из сказок, а вы скажите название сказки: «Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!»

Ответы детей: Маша и медведь.

Лесовичок: Молодцы, ребята. Продолжаем отгадывать: «Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку»

Ответы детей: Репка.

Лесовичок: Молодцы, ребята. «На столе стояли три миски с кашей. Большая миска была Михайла Потапыча, средняя – Настасьи Петровны, а самая маленькая – Мишуткина…»  

Ответы детей: Три медведя

Лесовичок: Молодцы, ребята. Следующая сказка:  «Шла лисичка по дорожке, нашла лисичка скалочку. За скалочку взяла курочку, за курочку взяла уточку!»

Ответы детей:  «Лисичка со скалочкой»

Лесовичок: «Прибежала лисичка к теремку, постучала и спрашивает, кто, кто в теремочке живет?»

Ответы детей: Теремок

Лесовичёк (пропускает детей.): Молодцы, хорошо знаете сказки. Возьмите орешки и передайте их, пожалуйста, белочке.

Воспитатель:

Там вдали за ручейком

В старом дубе белки дом.

Белка песни собрала,

В гости нас к себе позвала.

Ручеек мы перейдем

В гости к белке попадем.

Перед детьми появляется на экране изображение речки

Воспитатель: Нам нужно перебраться на другой берег, но как нам это сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо, я предлагаю построить мост из брёвен , но чтобы появилось брёвнышко  нужно хлопнуть, когда услышите слово со звуком  ц ,на экране появится бревнышко.

Слова: Цапля…цокает…ходит…цветок…растет…цветет…цирк…приехал…

цифра…пятерка…,заяц…,цыпленок…,стол…,огурец…,ребят…,молодцы.

Молодцы-вот и мы в гостях у белки (на экране появляется изображение белочка)

Воспитатель: Давайте вместе с вами поиграем с белочкой. Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Орешек»

Пальчиковая гимнастика «Белка» 

Сидит белка на тележке,
Продает свои орешки.
Птичке синичке – вот такой орех. (Показ указательным и большими пальцами маленького ореха.)
Лисичке сестричке – вот такой орех. ( Показ ореха большим и средним пальцем.)
Зайчику усатому – вот такой орех.( Развести пальцы показывая большой орех.)
А мишке косолапому – вот такой орех.(Соединить руки над головой.)
А вот эти орешки, Лесовичок припас для белочки.( Раздаются грецкие орехи.)
Пальчиковая игра с использованием грецкого ореха.
В руки я орех возьму
И немножко покручу,
Так, так и вот так 
Я орешек покручу, (Катание ореха в разных направления между пальцами.),
Я в ладошку положу,
Крепко я его сожму. ( Сжать орех в ладони.)
Не разбил орешек сам,
Белке я его отдам.( Показать орех на ладони.).

Белка: Спасибо ребята, а ещё я очень люблю ореховое варенье.

Воспитатель: Спасибо белочка. Мы отправляемся дальше.

Посмотрите , ребята –кого мы встретили?(на экране появляется изображение яблони)

Дети: яблоньку

Яблонька: Здравствуйте, ребята, помогите мне. Яблочки мои наливные собрать, а то ветки под их тяжестью ломаются. А на каждом яблочке интересное задание

Воспитатель: Нам с Вами нужно будет продолжить фразу

«Как выскочу, как…», «ловись рыбка …»

«Петушок, петушок…», «Я колобок, колобок..»,  «стоит в поле теремок …»

Яблонька: Спасибо вам ребята за помощь. Вот вам от меня гостинцы-яблочки румяные-угощайтесь!!

Воспитатель: Спасибо! До свидания,  яблонька ,  нам пора . А вот и Солнышко опять появилось, оно говорит ,что нам нужно возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете сказки. (открывает книгу) Посмотрите, сказки к нам вернулись. 1,2,3,4,5 - вот  и в садике  опять. Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Что вам показалось   трудным?  А что больше всего понравилось в мире сказок?

Ответы детей

Воспитатель: Я хочу поблагодарить вас за доброту, сообразительность и желание прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Послушайте стихотворение.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете                                 

Нам нельзя без них.                                

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть Добро навеки

Побеждает зло. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: "Новый теремок"

Конспект НОД содержит пальчиковую гимнастику, лексико-грамматическую игру, физминутку, упражнение артикуляционной гимнастики, драматизацию сказки, ритуалы начала и конца НОД....

Интегрированная ООД по « Речевому развитию » с использованием ИКТ в средней группе на тему:« Космическое путешествие »

Конспект открытого занятия с использованием ИКТ в средней группе ДОУ на тему:"Космическое путешествие",...

Конспект речевого занятия по системе ТРИЗ в средней группе по теме: «В гостях у Волшебницы Зимы»

На этом занятии закрепляются знания у детей о зиме, активизируется словарный запас. Здесь используются приёмы стихосложения, упражнения на творческое воображение. Дети учатся решать задачи на разрешен...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ в старшей группе «Спасем сказочную принцессу».

. Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора;  активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; развивать умение находить не...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ на тему: «В гостях у сказки». В средней группе

Цель: Углублять и расширять знания детей о сказках, развитие творческого воображения посредством работы над русскими народными сказками....

Конспект занятия по речевому развитию с использованием мнемотехники в средней группе

Тема: «Пересказ рассказа «Лиса» Е.Чарушина Цель: формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем....