Нравственно-патриотическое воспитание « Я и твоё имя»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Харальцова Марина Анатольевна

Знакомство детей со значением имени для человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание « Я  и твоё имя»

Цель: знакомство детей со значением имени для человека.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей русских имён.
  2. Научить вежливо, обращаться друг к другу, использовать ласковые имена.
  3. Развивать умение обращаться по имени и отчеству.
  4. Обогащать словарный запас.
  5. Познакомить детей с понятием тезка.
  6. Вызывать у детей интерес к этой теме.

Оборудование: проектор, экран.

Материалы: мяч, видеозапись мультфильма «Котенок Гав»

Предварительная работа. Чтение  рассказа О. Кириллова «Книга ласковых имён», «Алиса в Зазеркалье» (Л. Кэрролл)

Ход занятия:

Организационная часть.

Собрались все дети в круг 

Я твой друг и ты - мой друг. 

Крепко за руки возьмемся 

И друг другу улыбнемся! 

Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с вами.  

Воспитатель: Ребята вы  каждый день приходите в детский сад, в нашу группу, здороваетесь, называете друг друга по имени. Давайте закроем глаза и представьте, что может случиться, если исчезнут наши имена, какие трудности появились бы у нас?

Ответы: Нам было бы  трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идет речь в разговоре.              

 Воспитатель: Я хочу рассказать и показать вам историю, которая произошла с котенком и щенком. (отрывок из мультфильма «Котенок  Гав», где щенок потерял свое имя.)                                                                                                                         Имена нужны не только людям, но и животным.    

 Основная часть.

Беседа:  «Имя - это важно»                                                                                                               Имя – это отличительное название, обозначение человека, которое даётся ему при рождении. Человеку нельзя жить без имени. У каждого оно свое.

 С помощью имени вы можете назвать человека, отличить его от другого.

 Но у некоторых людей имена одинаковые, такие люди называются ТЕЗКИ.  Есть тезки в нашей группе? (ответы детей)

Ребята, вы сами выбирали свое имя?

Кто дает нам имена? (родители)  

Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить всех богатств, всех званий и прав, но нельзя лишить имени                                              Ребята у  каждого из вас есть полное и неполное имя.                                      Сейчас вас называют не полным именем. А когда вы подрастете, пойдете на работу, как к вам будут обращаться (ответы детей)

Правильно, к вашему имени добавится отчество. Оно присваивается ребенку по имени отца. Отчество также появляется у вас при рождении.        

  И/У «Назови полное имя»                                                                                            игра с мячом (воспитатель кидает мяч ребенку, а ребенок должен ответить - сейчас я Ваня, вырасту, буду Иван Иванович)

Физминутка. 

Осенью, весной, летом и зимой

Мы во двор выходим, дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку:

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты вправо, влево.

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Беседа по вопросам:

Ребята, а вам нравятся ваши имена?

Что вы чувствуете, когда вас называют грубо?

Что вы  чувствуете, когда к вам обращаются ласково?

Давайте попробуем назвать  своих друзей ласково, им будет приятно

Игра: « Назови ласково» ( дети передают игрушку и называют соседа ласково)

Беседа: «Значение имен»

Очень давно на Руси, имена были очень интересными похожи на прозвища и что- то обозначали: Меньшак (самый меньший, Старшой (самый старший), Третьяк (третий ребенок в семье), Одинец  (единственный ребёнок).

 Шли годы. Имена тоже менялись. Наши предки хотели, чтобы их дети росли сильными, мудрыми, добрыми. И стали давать им такие имена: Добрыня (делающий добро),  Любомир  (любящий мир). Людмила (людям милая),  Доброслав  (славящийся добром) и т. д.

Сейчас у вас другие имена, но они тоже имеют свои значения. Вот что означают имена детей из нашей группы:

Просмотр презинтации « Я и Моё имя»                                                                                           Итог.

Прекрасное имя досталось тебе,

 Поверь, это многое значит!

Ведь имя –

Таинственный ключик к судьбе

И радостный вестник удачи.

 Пускай путеводной

 Счастливой звездой

 Оно над тобою сияет,

Любовью и нежностью,

И теплотой

 Всю жизнь твою

 Пусть озаряет.

Воспитатель:  

Дети, о чём мы сегодня говорили?

Что мы узнали?

Имена бывают какие? (полные, ласковые и т.д., дети отвечают)

Значения своих имен вы возьмете с собою домой, и ваши родители почитают и определят, соответствует ли ваше имя вашему характеру.

        

Спасибо вам за общение.

 

Тексты к занятию

«Алиса в Зазеркалье» (Л. Кэрролл)

- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя?

- Конечно, нет, - растерянно сказала Алиса.

- Не знаю, не знаю,- пробормотал Комар. – Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…» и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.

- Ничего из этого не выйдет, - сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «Эй!», или еще как-нибудь.

Книга ласковых имён (О. Кириллов)

Я вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидела,  пригорюнившись, на скамейке.
— Ты чего горюешь? — спросил я.
— О-о-о-х… — вздохнула Света и пожаловалась. — Злодей-грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью ласковыми именами.
— Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, — пообещал я.
Вернувшись с книгой, я открыл ее на странице с именем «Светлана» и прочитал:
— Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка, Светлячок.
Как только я произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее расцвело и засветилось.
— Бежим расколдовывать девчонок! — крикнула она.
— А разве они тоже?.. — спросил я уже на бегу.
— Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть…
Светину подружку, Наташу, мы нашли в самом дальнем темном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.
— Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Таля, Тата, — прочитал я.
И Наташенька ожила, заулыбалась, ее бледные щеки зарумянились. А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь ее ласковых имен:
— Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лёна, Леля, Ляля.
— Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдем ласковые имена? — робко спросила меня Оленька, еще не совсем поверившая в свое спасение.
— Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «СЛОВАРЬ РУССКИХ ЛИЧНЫХ ИМЕН», — сказал я. — В нем вы найдете все ласковые имена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

Нравственно-патриотическое воспитание « Я и твоё имя»

Знакомство детей со значением имени для человека....

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...