Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Определение специфических признаков предмета»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Лекомцева Елена Юрьевна

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое, познавательное развитие.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

- связная речь: учить составлять описание игрушки, называя её характерные признаки;

-словарь и грамматика: закреплять навыки согласования существительных и прилагательных;

-звуковая культура речи: учить слышать звук (Ч,) в словах,  подбирать слова с этим звуком.

 

Материалы и оборудование: колобок, записка, коробка, матрёшка, мяч, бассейн с водой, корзиночка, деревянные предметы в группе, флешка с мультфильмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Российская Федерация

                                  Калининградская область

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ     УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №21 «АЛЁНКА»

238300, Калининградская обл., г.Гурьевск, ул.Фабричная, д.2, тел. 74-13-55,                       факс (8-451) 741354

Конспект НОД по развитию речи

в средней группе

«Определение специфических признаков предмета»

                                           

                                             Разработала и провела:

                                             воспитатель высшей квалификационной

                                             категории МАДОУ «Детский сад №21 «Алёнка»

                                             Лекомцева Елена Юрьевна

                                                           

                                             

 

   

                                       Гурьевск

                                                       2017

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое, познавательное развитие.

Цель: развитие речи детей.

Задачи: 

- связная речь: учить составлять описание игрушки, называя её характерные признаки;

-словарь и грамматика: закреплять навыки согласования существительных и прилагательных;

-звуковая культура речи: учить слышать звук (Ч,) в словах,  подбирать слова с этим звуком.

Материалы и оборудование: колобок, записка, коробка, матрёшка, мяч, бассейн с водой, корзиночка, деревянные предметы в группе, флешка с мультфильмом.

Ход непосредственно - образовательной деятельности.

Этап образовательной деятельности

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия

Вводная часть (организационный момент)

 В.: Дети, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Гости отдохнут, а мы с вами поиграем. Согласны?

Дети стоят в  кругу.

Ответы детей.

Создание условий для  психологического комфорта в группе:

обеспечение интереса и эмоциональности детей.

Вводная часть (мотивационный момент)

В.: К нам пришёл наш друг Колобок и принёс коробочку, чтобы поиграть. Но он так волновался, что у него пропал голос. Что же делать? Ой, а вот и записка.

В.: Вы хотите узнать, что тут написано?  

Ответы детей.

Условия для проявления поисковой активности

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Основная часть: проблемная ситуация.

В.: Дети, тут написано, чтобы открыть коробочку, надо отгадать загадки.

Дети слушают, что написано в записке.

Условия для развития речевой активности.

Отгадывание загадок.

В.: Это игрушка, она деревянная, в ней много сестричек, её можно раскладывать. (Воспитатель достаёт из коробки матрёшку).

В.: Это игрушка, он резиновый, круглый, мальчики любят им играть в футбол. (Воспитатель достаёт из коробки матрёшку).

Отгадывают загадку: это матрёшка.

Отгадывают загадку: это мяч.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Дидактическая игра «Матрёшка какая?»

В.: Дети, скажите: «Матрешка какая?», передавайте её друг другу.

Ребёнок держит в руках матрёшку, при этом называя, какая она, передаёт её рядом сидящему ребёнку.

Условия для развития речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Дидактическая игра «Мяч какой?»

В.: Дети, скажите: «Мяч какой?», передавайте его друг другу.

Ребёнок держит в руках мяч, при этом называя, какой он, передаёт его рядом сидящему ребёнку.

Условия для развития речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Дидактическая игра «Назови одним словом»

(работа над словообразованием)

В.: Ребята, как назвать одним словом матрёшку и мяч? Что можно с ними делать?

Ответы детей.

(игрушки, играть).

Условия для развития,  и стимулирования речевой активности.

Речевое творчество: составление описательных рассказов об игрушках.

В. предлагает детям рассказать об игрушках (матрёшке и мяче), которые принёс Колобок. (Заслушивается по 1 рассказу о мяче и о матрёшке).

Дети рассказывают об игрушках, составляют описательный рассказ.

Условия для развития речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Постановка задачи-перспективы на будущее.

В.: Ребята, я знаю, вы все хотели бы рассказать об игрушках и вы мне расскажете о них, только не сейчас, а после сна. Хорошо?

Ответы детей.

Условия создания ситуации ожидания.

Физкультурная минутка: «Мой весёлый, звонкий мяч».

В.: «Раз, два, три! Дети превратитесь в мячи!».

«Мой весёлый, звонкий мяч, ты, куда помчался вскачь? Жёлтый, красный, голубой, не угнаться за тобой!».

(Воспитатель проговаривает слова и одновременно дотрагивается до детей).

«Раз, два, три! Мячи  превратитесь в детей!».

Дети соглашаются поиграть, встают и прыгают на месте.

Условия для оздоровления детей и двигательной активности:

 длительность в зависимости от степени утомляемости детей.

Чтение художественной литературы.

В.: Дети, я знаю Таню, которая очень расстроилась, когда мяч у неё оказался в воде.

Кто знает стихотворение о  Тане.

Ребёнок рассказывает стихотворение

А. Барто «Мячик».

Условия для развития речевой активности.

Проблемная ситуация.

В.: Ребята, как думаете, мяч в воде тонет или нет?

Ответы детей.

Условия для развития речевой активности.

Условия для взаимодействия детей с взрослым.

Игра-эксперимент «Тонет мяч в воде или нет».

Дыхательная гимнастика «Подуй на мяч».

В.: Дети, давайте проверим, тонет ли в воде  резиновый мяч? А как будем проверять?

Я вас приглашаю в лабораторию, мы проведём опыт и узнаем, тонет ли в воде  резиновый мяч. 

В.: предлагает детям подуть на мяч. Сначала – потренироваться, затем дуют на мяч девочки, потом – мальчики.

В.: Дети, что происходит с мячом: он тонет или нет?

В.: подсказывает детям, если они будут играть с мячом и мяч окажется в воде, то расстраиваться не надо. Почему?

Дети вместе с воспитателем обговаривают способы проверки.

Опустили мяч в воду (1 ребёнок). Ответы по ходу исследовательских действий детей.

Дети дуют на мяч (вдыхают носом, выдыхают ртом, губы трубочкой, не раздувая щёк).

Дети обсуждают сложившуюся ситуацию и приходят к выводу, что мяч не тонет, и Тане не надо было расстраиваться.

Ответы детей.

Условия для развития речевой активности.

Условия для взаимодействия детей с взрослым.

Условия для проявления поисковой деятельности.

Условия для развития  исследовательских действий.

Условия для оздоровления детей.

Создание условий работы детей по подгруппам.

Условия для развития,  и стимулирования речевой активности.

Условия для взаимодействия детей с взрослым. Условия для выяснения практического применения новых знаний.

Дидактическая игра «Подбери слова со звуком (Ч,)».

В.: произносит слово «мяч», при этом выделяя голосом звук (Ч,), предлагает детям назвать выделенный звук.

В.: просит детей подобрать слова, в которых есть звук (Ч,), и «положить» их в корзиночку.

Дети слушают произношение слова «мяч», и называют выделенный звук.

Подбирают слова, в которых есть звук (Ч,), и «кладут» их в корзиночку.

Условия для развития,  и стимулирования речевой и звуковой активности.

Условия для взаимодействия детей с взрослым.

Дидактическая игра «Что бывает резиновым?».

В.: предлагает детям подумать и назвать предметы, которые сделаны из резины.

Дети называют предметы, которые сделаны из резины.

Условия для развития речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Дидактическая игра «Назови деревянные предметы».

В.: предлагает детям посмотреть и назвать деревянные предметы, которые находятся у нас в группе.

Идут друг за другом (едут «паровозиком»), смотрят и называют деревянные предметы, которые находятся в группе.

Условия для развития,  и стимулирования речевой активности.

Постановка задачи-перспективы на будущее.

В.: просит детей поблагодарить Колобка за интересные игры и сообщает, что он передал для них флешку с мультфильмом про Машу и её игрушки, который  дети посмотрят вечером, в их домашнем кинотеатре.

Ответы детей.

Условия создания ситуации ожидания.

Рефлексия: итог НОД.

Оценка деятельности детей.

В.: -Что мы делали?

-Что у тебя получилось?

-Что было трудным?

-Что ты расскажешь маме (папе) о нашей игре?

Ответы детей.

Условия для выражения детьми отношения к образовательной деятельности.

Условия для развития,  и стимулирования речевой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи /средняя группа/

Конспект занятия по развитию речи ОБЖ по мотивам русской народной сказке "Гиси-лебеди" (средняя группа). Занятие со здоровьесберегающими технологиями В.Ф. Базарного....

Конспект занятия по развитию речи средняя группа «В гости к леснику»

Тема. «В гости к леснику»Цель. Формирование грамматического строя речи у детей средней группы....

Конспект занятия по развитию речи. Средний возраст.

Составление детьми описательных рассказов....

Конспект НОД по развитию речи (средняя группа) "Подарки для котят"

Конспект НОД "Подарки для котят" для детей средней группы....

Конспект НОД по развитию речи средняя группа "Золотая рыбка"

Конспект НОД по развитию речи  в средней логопедической группе на тему "Золотая рыбка"...