Модель занятия по речевому развитию в средней группе «Определение предмета по его специфическим признакам»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Абрамова Галина Петровна

Программное содержание:

1. закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах,

2. закрепить согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде.

3. закреплять правильное произношение звуков (р) - (р)

4. продолжать учить слышать эти звуки в словах, подбирать слова с этими звуками, чётко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные (р)-(р)

5. произносить чистоговорку отчётливо с разной громкостью и темпом.

Предварительная работа : отгадывание описательных загадок, рассматривание овощей и фруктов.

Материал: карандаш, матрешка, рыба, курица, ведро. Картинка «портрет Буратино», разрезанная на 6 частей. Мешочек с овощами и фруктами (длинные морковь и огурец, круглые яблоко и апельсин, продолговатой формы редис и такой же формы лимон, игрушки и предметы, в названиях которых есть звуки (р)(р/) (рыба, курица, карандаш, ведро).

Ход ООД:

Дети стоят на коврике полукругом. Воспитатель: Посмотрите, что сегодня утром я нашла у дверей нашей группы. Это письмо. Но кому оно предназначено? От кого пришло? Посмотрим, вместе. Садитесь поудобнее (все садятся в круг, читаем).

- Адрес наш, но кто прислал не написано. Интересно, что в нем. (достаёт письмо)

- Посмотрите, здесь что-то написано (воспитатель читает)

«Сложите картинку и вы узнаете, кто прислал письмо» (картинка разрезана на 6 частей). Дети складывают и угадывают.

Дети: - Буратино.

Воспитатель читает: «Здравствуйте, ребята! Ворона, моя добрая знакомая рассказывала, что вы любите играть, отгадывать загадки, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята.

В стране чудес я нашел чудесный мешочек с различными предметами, а для чего они нужны я не знаю. Расскажите мне о них. – «Буратино».

Воспитатель: - Ребята, посмотрите и правда чудесный мешочек. Давайте поиграем. Тот, кого я вызову должен на ощупь угадать, что за предмет ему попался, и рассказать, какой он. Называть предмет не надо. Все должны сами догадаться, что это. Описание должно быть точным и полным. Если сказать, что этот предмет вытянутый, будет непонятно, о чём вы говорите. А вот если сказать, что она вытянутая, продолговатая, гладкая, то вы догадаетесь, что это. О каком предмете я говорила?

Послушайте ещё раз: она вытянутая, продолговатая, гладкая (морковь)

Воспитатель: - Артём Х, подойди ко мне и на ощупь угадай предмет. Даёт ребёнок описание. Желающие высказывают свои догадки. Воспитатель: - Угадали, что это? Дети отвечают. Воспитатель: - Кто думает так же? Дети отвечают. Воспитатель: - Кто думает по- другом? Дети отвечают. Воспитатель: - Посмотрим о каком предмете говорил Артём. Если ответы неправильные, следует предложить ребёнку уточнить описание, подумать, о чём ещё следует рассказать (какой предмет по цвету, на вкус).

Воспитатель: - Теперь ко мне подойдет Кирилл. Опиши еще один предмет.

Игра повторяется 2-3 раза. Воспитатель отмечает, кто из детей наиболее полно охарактеризовал предмет. А сейчас мы с вами отдохнём.

Физкультурная минутка. «Мишка вылез из берлоги»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна(Потягивания — руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки —

Для медведя витаминки. Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся. И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

Дети вспоминают, как рычит тигр, собака, как каркает ворона, крякает утка, хрюкает поросёнок, кукарекает петух, мурлычет кошка, фыркает ёж, чирикает воробей, как рычит медведь, т. е произносят звукосочетания: р-р-р, кар-кар, кря-кря, хрю-хрю, ку-ка-ре-ку, мур –мур, фр-р-фр-р, чик-чирик. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети выделяли голосом звуки (р)-(р/).

Детям предлагается договаривать следующие слоги. Произнесите недостающие слоги. Ра-ра-ра- начинается иг…. (ра) Ро-ро-ро- у мальчика вед…. (ро) Ру-ру-ру- продолжаем мы иг….(ру) Ры-ры-ры- подарили нам ша (ры) Ре-ре-ре- стоит дом на го (ре) Ри-ри-ри- на ветках снеги… (ри) Ар-ар-ар- кипит наш само….(вар) Арь-арь-арь- на стене висит фо… (нарь). Несколько детей поочерёдно отчё тливо произносят чистоговорки: Ра-ра-ра- у мышонка есть нора; ре-ре-ре –носим воду мы в ведре. Воспитатель: - А теперь каждый назовёт своё имя и скажет, есть или нет в нём звуков (р)-(р/). Катя С. называет своё имя и сразу же говорит, что в её имени нет звука (р). Кирилл говорит, что в его имени есть (р/, и т. д. Затем воспитатель предлагает детям поднять руки, если в их именах слышится (р) или (р/).Ответы детей оцениваются.

Дети рассматривают предметы в комнате и отмечают, в каких названиях есть звуки (р) и (р/). Воспитатель заранее помещает на видном месте карандаш, расчёску, картину, ведёрко и др. Всем предлагается произнести с различной громкостью и скоростью чистоговорку«Три вороны на воротах» (сначала говорится тихо, потом вполголоса, быстро, но с обычной громкостью).

 

Воспитатель: - Со всеми заданиями, которые нам прислал Буратино, мы справились!

- Ребята, а теперь ответьте, что у вас получилось лучше всего?

- Что у вас не получилось и почему?

- Что было самым трудным для вас?

- Что было самым интересным?

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель занятия по речевому развитию в средней группе «Определение предмета по его специфическим признакам»

Программное содержание:

1. закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах,

2. закрепить согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде.

3. закреплять правильное произношение звуков (р) - (р)

4. продолжать учить слышать эти звуки в словах, подбирать слова с этими звуками, чётко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные (р)-(р)

5. произносить чистоговорку отчётливо с разной громкостью и темпом.

Предварительная работа : отгадывание описательных загадок, рассматривание овощей и фруктов.

Материал: карандаш, матрешка, рыба, курица, ведро. Картинка «портрет Буратино», разрезанная на 6 частей. Мешочек с овощами и фруктами (длинные морковь и огурец, круглые яблоко и апельсин, продолговатой формы редис и такой же формы лимон, игрушки и предметы, в названиях которых есть звуки (р)(р/) (рыба, курица, карандаш, ведро).

Ход ООД:

Дети стоят на коврике полукругом. Воспитатель: Посмотрите, что сегодня утром я нашла у дверей нашей группы. Это письмо. Но кому оно предназначено? От кого пришло? Посмотрим, вместе. Садитесь поудобнее (все садятся в круг, читаем).

- Адрес наш, но кто прислал не написано. Интересно, что в нем. (достаёт письмо)

- Посмотрите, здесь что-то написано (воспитатель читает)

«Сложите картинку и вы узнаете, кто прислал письмо» (картинка разрезана на 6 частей). Дети складывают и угадывают.

Дети: - Буратино.

Воспитатель читает: «Здравствуйте, ребята! Ворона, моя добрая знакомая рассказывала, что вы любите играть, отгадывать загадки, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята.

В стране чудес я нашел чудесный мешочек с различными предметами, а для чего они нужны я не знаю. Расскажите мне о них. – «Буратино».

Воспитатель: - Ребята, посмотрите и правда чудесный мешочек. Давайте поиграем. Тот, кого я вызову должен на ощупь угадать, что за предмет ему попался, и рассказать, какой он. Называть предмет не надо. Все должны сами догадаться, что это. Описание должно быть точным и полным. Если сказать, что этот предмет вытянутый, будет непонятно, о чём вы говорите. А вот если сказать, что она вытянутая, продолговатая, гладкая, то вы догадаетесь, что это. О каком предмете я говорила?

Послушайте ещё раз: она вытянутая, продолговатая, гладкая (морковь)

Воспитатель: - Артём Х, подойди ко мне и на ощупь угадай предмет. Даёт ребёнок описание. Желающие высказывают свои догадки. Воспитатель: - Угадали, что это? Дети отвечают. Воспитатель: - Кто думает так же? Дети отвечают. Воспитатель: - Кто думает по- другом? Дети отвечают. Воспитатель: - Посмотрим о каком предмете говорил Артём. Если ответы неправильные, следует предложить ребёнку уточнить описание, подумать, о чём ещё следует рассказать (какой предмет по цвету, на вкус).

Воспитатель: - Теперь ко мне подойдет Кирилл. Опиши еще один предмет.

Игра повторяется 2-3 раза. Воспитатель отмечает, кто из детей наиболее полно охарактеризовал предмет. А сейчас мы с вами отдохнём.

Физкультурная минутка. «Мишка вылез из берлоги»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна(Потягивания — руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки —

Для медведя витаминки. Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся. И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

Дети вспоминают, как рычит тигр, собака, как каркает ворона, крякает утка, хрюкает поросёнок, кукарекает петух, мурлычет кошка, фыркает ёж, чирикает воробей, как рычит медведь, т. е произносят звукосочетания: р-р-р, кар-кар, кря-кря, хрю-хрю, ку-ка-ре-ку, мур –мур, фр-р-фр-р, чик-чирик. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети выделяли голосом звуки (р)-(р/).

Детям предлагается договаривать следующие слоги. Произнесите недостающие слоги. Ра-ра-ра- начинается иг…. (ра) Ро-ро-ро- у мальчика вед…. (ро) Ру-ру-ру- продолжаем мы иг….(ру) Ры-ры-ры- подарили нам ша (ры) Ре-ре-ре- стоит дом на го (ре) Ри-ри-ри- на ветках снеги… (ри) Ар-ар-ар- кипит наш само….(вар) Арь-арь-арь- на стене висит фо… (нарь). Несколько детей поочерёдно отчё тливо произносят чистоговорки: Ра-ра-ра- у мышонка есть нора; ре-ре-ре –носим воду мы в ведре. Воспитатель: - А теперь каждый назовёт своё имя и скажет, есть или нет в нём звуков (р)-(р/). Катя С. называет своё имя и сразу же говорит, что в её имени нет звука (р). Кирилл говорит, что в его имени есть (р/, и т. д. Затем воспитатель предлагает детям поднять руки, если в их именах слышится (р) или (р/).Ответы детей оцениваются.

Дети рассматривают предметы в комнате и отмечают, в каких названиях есть звуки (р) и (р/). Воспитатель заранее помещает на видном месте карандаш, расчёску, картину, ведёрко и др. Всем предлагается произнести с различной громкостью и скоростью чистоговорку«Три вороны на воротах» (сначала говорится тихо, потом вполголоса, быстро, но с обычной громкостью).

Воспитатель: - Со всеми заданиями, которые нам прислал Буратино, мы справились!

- Ребята, а теперь ответьте, что у вас получилось лучше всего?

- Что у вас не получилось и почему?

- Что было самым трудным для вас?

- Что было самым интересным?

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по речевому развитию в средней группе. «Книга – друг человека»

Книга – есть жизнь нашего времени.                                            ...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Прогулка в зимний лес».

Занятия по речевому развитию для детей средней группы «Прогулка в зимний лес»....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: "Заучивание стихотворения Е.Трутневой "Ёлка".

Предлагаю интересную методику заучивания стихотворения. Эта методика была апробирована в 2013 году при подготовке детей к Новогодним праздникам и дала положительные результаты, дети с желанием и лёгко...

Конспект занятия по речевому развитию для средней группы Тема: «Знакомство со звуком Р»

Данное занятие предназначено для детей средней группы. На этом занятии дети учатся правильно произносить звук "Р"  изолированно и в словах. Все занятие построино на словестных и дидактических...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе «Лесная прогулка»

Программное содержание:  1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.  2. Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.3. Закреплять умение детей использовать в реч...

Занятие по речевому развитию в средней группе «Заюшкина избушка» .

Цели:формировать умения связно высказывать свои мысли, составлять небольшой рассказ на определенную тему...