Рабочая программа "Обучение дошкольников грамоте"
рабочая программа по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Журина Ольга Николаевна

Рабочая программа

Дополнительного образования по учебной дисциплине

« Обучение дошкольников грамоте»

Средняя, старшая и подготовительные группы.

1.Направленность образовательной программы.

Комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.

2.Причины создания образовательной программы.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обос­нованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образова­ния, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 5-7 лет является необходимой.

3.Новизна.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

4.Актуальность.

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхожде­ние в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адап­тации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предме­ты, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Обучение грамо­те” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Дополнительного образования по учебной дисциплине

« Обучение дошкольников грамоте»

Средняя, старшая и подготовительные группы.

Разработчик программы - Журина Ольга Николаевна,

                             воспитатель МАДОУ

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №27 «Росинка»

(МАДОУ ЦРР - д/с №27 «Росинка»)

2019

                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Направленность образовательной программы.

Комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.

2.Причины создания образовательной программы.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 5-7 лет является необходимой.

3.Новизна.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

4.Актуальность.

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Обучение грамоте” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый-шестой годы жизни ребенка являются периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи.  Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже в средней группе детского сада.

В средней группе осуществляется развитие фонематического слуха детей и подготовка их к овладению звуковым анализом слова (усвоению способа выделения звуков в слове).

В старшей группе продолжается ознакомление дошкольников с основными свойствами звукового строения слова. Дети получают знания о слоговой структуре слова, о словесном ударении. Учатся анализировать звуковой состав слова, сравнивать звуки по их качественной характеристике (гласные, твердые и мягкие согласные), сопоставлять слова по количеству звуков и звуковому составу.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Она рассчитана на 2-а года обучения. Обучение строится на основе пособия  Спецкурс : «Обучение дошкольников грамоте»

 5.Цель программы: Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

6.Задачи образовательной програмы

Развивающие:

  • Развивать желание читать;
  • Развивать потребность в грамотности;

Развивать фонематический слух;

Усваивать зрительный образ каждой печатной буквы.

 

Обучающие:

  • Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
  • Прививать любовь к книге;
  • Обогащать словарный запас и развивать речь;
  • Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.

 

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к книге;
  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.

7.Возраст детей.

Данная программа рассчитана на детей со средней  до подготовительной к школе группы.

8. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на два года и три месяца.

9.Форма проведения, методы и приемы.

Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Для снятия напряжения применяются физкультминутки и малоподвижные игры.

Задачи 1-го года обучения: научить различать смысловую и формальную стороны слова, правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова.

       Задачи 2-го года обучения: формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу.

Задачи 3-го года обучения: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

10.Количество занятий.

Занятия проводятся в первой половине дня перед обедом или во второй половине дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста.

В средней группе проводится 10 занятий  (март-май месяц). Длительность  каждого занятия – 18-20 минут.

 В старшей группе занятия проводятся один раз в неделю длительностью 20-25 минут, в подготовительной к школе группе - два раза в неделю, длительностью 30 минут.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Звуковой анализ слова

Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.

Раздел II. Членение предложения на слова

Знакомство с предложениями.

Раздел III. Знакомство с буквами

Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).

Раздел IV. Обучение чтению

Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.

ГОДОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 -й год обучения

Занятия

Тема занятия, задачи

март

1

Дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»

Дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов.

Учить интонационному выделению в словах звука «ш»; учить называть слова со звуком «ш».

2

Учить детей интонационно выделять в словах звук «ж» - песенку жука. Познакомить с термином «звук».

Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

Занятия

Тема занятия, задачи

3

Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки

Учить произносить слова с интонационным выделением звуков «с» и «сь»

Воспитывать речевое внимание детей, фонематический слух

4

Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

Учить называть слова с заданным звуком.

апрель

5

Учить детей составлять предложения по «живой модели».

Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Дать знание о многозначности слов

Учить называть слова с заданным звуком.        

6

Дать детям знание о первом звуке и слове.

Учить составлять предложения по «живой модели».

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

7

Учить детей сравнивать слова по протяженности.

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Учить определять первый звук в словах.

Учить называть слова с заданным звуком.

8

Учить детей определять 1-й звук в слове.

Закреплять умение различать твердые и мягкие звуки.

Учить составлять предложения о действиях детей.

Учить называть слова с заданным звуком.

9

Закреплять умение определять и называть 1-й звук в слове.

Развивать речевое внимание и фонематический слух.

Дать детям знание, что слова звучат по-разному.

Учить называть слова с заданным звуком.

10

Учить различать на слух твердые и мягкие звуки

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Учить называть слова с заданным звуком.

2 -й год обучения

Занятия

Тема занятия, задачи

сентябрь

1

Мониторинг

- Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания

2-3

Звук и слово

  • Закреплять представление детей о слове;
  • закреплять умение интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки

4

Звук, слово, слог

-Учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить с термином «слог»;

  • учить называть слова с заданным слогом;
  • закреплять умение интонационно выделять звук в слове.

октябрь

5

Предложение, слово, звук

  • Учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово;
  • учить называть слова с заданным звуком.

6-8

Схема звукового состава слова

- Познакомить детей со схемой звукового состава слова, сделать звуковой анализ слова ау, мак, дом.

ноябрь

9-12

Схема звукового состава слова

  • Познакомить детей со схемой звукового состава слова, находить одинаковые звуки в словах;
  • познакомить со словоразличительной ролью звука

декабрь

13-14

Гласные звуки

-Дать понятие о гласных звуках;

- продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком.

15-16

Гласные и согласные звуки

  • Продолжать обучение звуковому анализу слова;
  • познакомить с тем, что бывают звуки гласные и согласные, а согласные - твердые и мягкие.

январь

17-20

Твердые и мягкие согласные

  • Закреплять умение проводить звуковой анализ слов;
  • познакомить со словоразличительной ролью твердых и мягких согласных звуков.

февраль

21-24

Твердые и мягкие согласные

- Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки

        

март

25-28

Словесное ударение

  • Закреплять умение детей делить слова на слоги;
  • учить вычленять в слове ударный слог;
  • закреплять умение проводить звуковой анализ слов.

апрель

29-32

Ударный гласный звук

-продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;

  • учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове;
  • учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.

май

33-35

Ударные и безударные звуки

-Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные, безударные, твердые и мягкие согласные звуки;

- закреплять знание о различительной роли звука.

36

Мониторинг

  • Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.
  • Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.
  • Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т.д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.

3-й год обучения

занятия

Тема занятия, задачи

сентябрь

1

Мониторинг

  • Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания
  • Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.
  • Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.
  • Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т.д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.

2-3

Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков

  • учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв;
  • закреплять умение определять место ударения в словах;
  • учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово.

4

Буква а, А

  • Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;
  • познакомить с гласными буквами а, А;
  • учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов.

5-6

Буква я, Я

- Познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания Я после мягких согласных звуков.

7

Буква о, О

- Познакомить с гласными буквами о, 0.

8

Буква ё, Ё

- Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать звук «о».

октябрь

9

Буква ё, Е

- Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать два звука «йо».

10

Буква у, У

- Познакомить с гласными буквами у, У.

11-12

Буква ю, Ю

- Познакомить с гласными буквами ю, Ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков.

13

Буква ы

- Познакомить с гласными буквами ы.

14

Буква и, И

  • Познакомить с гласными буквами и, И;
  • учить детей словоизменению.

15

Буква э, Э

  • Познакомить с гласными буквами э, Э;
  • учить детей словоизменению.

16

Буква е, Е

  • Познакомить с гласными буквами е, Е;
  • учить детей словоизменению.

ноябрь

17

Буква е, Е

  • Объяснить детям, что буква е может обозначать два звука - «йэ»;
  • учить детей словоизменению.

18-22

Правила написания гласных букв

  • Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
  • учить составлять слова из трех слов.

23

Буква м, М

  • Познакомить с буквой м, М, что она обозначает звуки «м» и «мь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой м.

24

Буква н, Н

  • Познакомить с буквой н, Н, что она обозначает звуки «н» и «нь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой н.

декабрь

25

Буква р, Р

  • Познакомить с буквой р, Р, что она обозначает звуки «р» и «рь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой р.

26

Буква л, Л

  • Познакомить с буквой л, Л, что она обозначает звуки «л» и «ль»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой л.

27

Буква г, Г

  • Познакомить с буквой г, Г, что она обозначает звуки «г» и «гь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой г.

28

Буква к, К

  • Познакомить с буквой к, К, что она обозначает звуки «к» и «кь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой к.

29

Закрепление

  • Закреплять чтение слогов, слов и предложений с пройденными буквами;
  • учить отвечать на вопросы по тексту;
  • продолжать учить детей выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил.

30

Буква с, С

  • Познакомить с буквой с, С, что она обозначает звуки «с» и «сь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой с.

31

Буква з, 3

  • Познакомить с буквой з, 3, что она обозначает звуки «з» и «зь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой з.

32

Буква ш, Ш

  • Познакомить с буквой ш, с правилами написания сочетания ши
  • учить детей пересказывать прочитанный рассказ.

январь

33

Буква ж, Ж

  • Познакомить с буквой ж, с правилами написания сочетания жи
  • учить детей пересказывать прочитанный рассказ.

34

Буква д, Д

  • Познакомить с буквой д, Д, что она обозначает звуки «д» и «дь»
  • учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ.

35

Буква т, Т

  • Познакомить с буквой т, Т, что она обозначает звуки «т» и «ть»
  • совершенствовать навык чтения.

36

Буква ь

  • Познакомить с буквой ь;
  • совершенствовать навык чтения.

февраль

37

Буква ъ

  • Познакомить с буквой ъ;
  • совершенствовать навык чтения.

38

Буква п, П

  • Познакомить с буквой п, П, что она обозначает звуки «п» и «пь»
  • совершенствовать навык чтения.

39

Буква б, Б

  • Познакомить с буквой б, Б, что она обозначает звуки «б» и «бь»
  • совершенствовать навык чтения.

40

Буква в, В

  • Познакомить с буквой в, В, что она обозначает звуки «в» и «вь»
  • совершенствовать навык чтения.

41

Буква ф, Ф

  • Познакомить с буквой ф, Ф, что она обозначает звуки «ф» и «фь»
  • совершенствовать навык чтения.

42

Закрепление

- Совершенствовать навык чтения

43

Буква й

  • Познакомить с буквой й, повторить правило, что звук «й» - самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный;
  • совершенствовать навык чтения;
  • учить детей словообразованию.

44

Буква ч, Ч

  • Познакомить с буквой ч, Ч, что звук «ч» всегда мягкий согласный;
  • учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.

Март

45

Буква щ, Щ

  • Познакомить с буквой щ, Щ, что звук «щ» всегда мягкий согласный, написание сочетаний ща, щу;
  • совершенствовать навык чтения.

46

Закрепление

- Совершенствовать навык чтения

47

Буква ц, Ц

  • Познакомить с буквой ц, Ц, что звук «ц» всегда твердый согласный;
  • совершенствовать навык чтения.

48

Буква х, X

  • Познакомить с буквой х, X, что она обозначает звуки «х» и «хь»
  • совершенствовать навык чтения.

49

Разделительная функция ь

  • Совершенствовать навык чтения;
  • познакомить детей с разделительной функцией буквы ь;
  • учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.

50

Разделительная функция ъ

  • Совершенствовать навык чтения;
  • познакомить детей с разделительной функцией буквы ъ;
  • учить детей отгадывать слово, выложенное фишками.

51-52

Закрепление

- Совершенствовать навык чтения

апрель

53-60

Закрепление

- Совершенствовать навык чтения

май

61-67

Закрепление

- Совершенствовать навык чтения

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

Занятия с детьми старшей группы проводятся 1 раз в неделю (всего 36 занятий) продолжительностью 20-25 мин.

Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 2 раза в неделю (всего 68 занятий) продолжительностью 30 минут.

Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Мониторинг проводится 2 раза в год.

Результаты к концу 1-го года обучения

(старшая группа)

Самостоятельно проводят звуковой анализ слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах. Вычленяют ударный слог и ударный гласный звук. Умеют составлять предложения из 2-3 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.

Результаты к концу 2-го года обучения

(подготовительная к школе группа)

Дети знают все буквы русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.

2. Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н. Невская Обучение дошкольников грамоте» Спецкурс., 1994г.

3.Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Поиграем в слова. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие листы (обучение грамоте, согласные)

Рабочие листы представляют собой материал собранный из различных источников. Его можно редактировать....

Рабочие листы (обучение грамоте, гласные)

В материале представлены рабочие листы для кружка по ДО "Лучики". Материал составлен из различных источников....

Рабочая программа кружка « АБВГД-ейка» Раздел «Обучение дошкольников грамоте» для детей старшей группы (5-6 лет)

Цель: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения. Задачи: Развивающие:·         Развивать жела...

Рабочая программа "Обучение грамоте для детей 5-6 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Обучение грамоте для детей 5-6 лет"...

Рабочая программа по подготовке к обучению дошкольников грамоте «УМНЫЕ ЗВУКИ» подготовительной группы «Капельки», как приложение к основной рабочей Программе.

Эта рабочая Программа, разработана как приложение к основной рабочей Программе подготовительной группы нашего ДОУ и содержит календарно - тематический план, и план образовательной деятельности по подг...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 121 ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ по пособию «Обучение дошкольников грамоте. Подготовительная к школе группа» автор: Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова , Л.Н.Невская

Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с:  Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред...