Чайная посуда
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Стерхова Любовь Николаевна


НОД по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chaynaya_posuda.docx31.71 КБ
Файл posuda.pptx670.2 КБ
Файл k_posude.docx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка к занятию

Тема занятия: «Чайная посуда».

Тип НОД: интегрированное занятие по развитию речи.

Возрастная группа: первая младшая группа.

Место занятия в изучении темы: занятие по развитию речи при реализации долгосрочного проекта «Посуда».

Цель НОД: способствовать развитию понимания речи, речевой активности, речевого общения посредством ознакомления детей с чайной посудой.

Задачи приоритетной образовательной области "Речевое развитие":

  • обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов чайной посуды; прилагательными, обозначающими цвет;
  • формировать умение отвечать на простейшие вопросы - "Что?" и более сложные вопросы -"Какого цвета?";
  • поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе взрослого рассказывать о своих действиях;
  • развивать умение рассматривать картинки и рассказывать об изображенном;
  • развивать  умение понимать поставленную воспитателем задачу;
  • развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру, называть их местоположение (на верхней - нижней полочке, на блюдце, около блюдца);
  • упражнять в отчетливом произношении гласного звука - "У" (кипит чайник);
  • развивать продолжительный выдох  - (Подуем на чай, чтобы остыл);
  • развивать умение использовать в речи пространственные предлоги и наречия.

Задачи в интеграции образовательных областей:

"Познавательное развитие"

  • развивать представление о чайной посуде и ее назначении;
  • развивать умение различать и называть цвета, определять величину предметов, их нахождение;
  • упражнять в умении находить одинаковые по форме и цвету геометрические фигуры;
  • развивать познавательную активность, внимание;

"Социально-коммуникативное развитие":

  • способствовать общению детей друг с другом и с воспитателем;
  • развивать умение играть рядом, не мешая друг другу, выполнять по заданию взрослого несколько игровых действий, объединенных совместной канвой.

"Художественно-эстетическое развитие":

  • воспитывать желание слушать стихотворения;
  • развивать способность воспринимать и воспроизводить движения, в соответствии с содержанием стихотворения.

"Физическое развитие":

  • развивать мелкую моторику детей в процесс выполнения заданий на кейс-планшете;
  • формировать умение выполнять элементы самомассажа;
  • развивать координацию движений.

План НОД:

  1. Вводная часть (1 мин.).
  2. Основная часть (8 мин.).
  3. Заключительная часть (1 мин.).

Планируемые результаты:

Ребенок

  • понимает речь воспитателя, активно включается в речевое общение;
  • имеет элементарные представления о назначении чайной посуды;
  • различает и называет предметы чайной посуды;
  • умеет различать и сопоставлять предметы по величине (большой, поменьше, маленький); определять их месторасположение;
  • с интересом рассматривает картинки, слушает стихи; вступает в общение с воспитателем, отвечают на вопросы;
  • эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым;
  • старается выполнять элементарный самомассаж в соответствии со словами стихотворения.

Приемы работы: художественное слово, указания, помощь, вопросы, рассматривание предметов, повтор ребенком слов, фраз за воспитателем, совместное выполнение действий, поощрение.

Цель применения ИКТ на данном занятии:

  • привлечь внимание детей, вызвать интерес к деятельности;
  • активизировать познавательно-речевую активность детей.

Обоснование целесообразности применения ИКТ на данном занятии:

Компьютерная презентация помогает расширить представления детей о чайной посуде; помогает детям зрительно увидеть разнообразие чайной посуды; активизирует внимание детей, поддерживает мотивацию при выполнении речевых упражнений; повышает эффективность образовательной деятельности.

Предпосылки УУД:

Коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность, участвовать в совместной деятельности;

Познавательные - умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, умение понимать пространственные отношения;

 Регулятивные -  умение осуществлять действия по заданному правилу, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Личностные – умение оценивать свои поступки, желание помогать друг другу.

Используемое оборудование: мультимедийная система для показа компьютерной презентации, презентация «Чайная посуда», игрушка Чебурашка, набор чайной посуды, корзинка, дидактическая игра "Накрываем на стол".

II. Содержательная часть

2.1. Конспект занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I.Вводная часть (1 минута)

1.1.Приветствие "Весёлая игра"

Цель: создание доброжелательной атмосферы, эмоциональной безопасности, развитие мелкой моторики рук, элементов самомассажа.

Цель: переключение на новую деятельность, участие в игре.

Воспитатель подзывает детей к себе в кружок.

- Эй, дружок, не робей!

Подходи ко мне скорей!

Приглашаю детвору

На веселую игру.

Дети подходят к воспитателю. Выполняют движения в соответствии с текстом.

- Дети, у вас ручки есть? А щечки есть, а ушки?

Поиграем в веселую игру?

- Поиграем!

У меня такие ручки!

По-смо-три!

Растирают ладошки.

Звонко хлопают в ладоши.

Раз-два-три!

Хлопают в ладоши.

У меня такие щечки!

По-смо-три!

Гладят щечки.

Пощиплю я их немножко.

Раз-два-три!

Легко щиплют щечки.

У меня такие ушки!

По-смо-три!

Массируют мочки ушей.

Разотру их потихоньку.

Раз-два-три!

Растирают ушки.

- Поиграли вот в какую интересную игру.

1.2.Мотивация, целеполагание

Цель: создать положительную мотивацию на образовательную деятельность, сформировать представление о предстоящей деятельности.

Цель: осознать и принять поставленную задачу.

- Дети, кто это к нам пришел? (Вносит игрушку Чебурашку).

- Чебурашка.

- Чебурашка собрался пригласить к себе в гости крокодила Гену, чтобы пить с ним чай. А он не знает, какую посуду ему приготовить.   Поможем Чебурашке, подскажем, какую посуду нужно приготовить для чаепития?

-Поможем.

II. Основная часть

2.1.Д\и «Рассмотри и назови» с использование компьютерной презентации

Цель: обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов чайной посуды; прилагательными, обозначающими цвет; воспитывать желание слушать стихи.

Цель: рассмотреть картинки, ответить на вопросы, прослушать стихи.

Слайд № 1 «Чайная посуда»

Дети встают около экрана.

- Посмотрите, что находится в шкафу?

- Посуда.

Слайд №2 Чашка (картинки появляются постепенно).

- Расскажем Чебурашке, как она называется.

1.Она всем очень нравится,

На блюдечке красавица.

С одной ручкой милашка

Желтенькая ... чашка.

- Чашка

- Какого цвета чашка? Для чего у чашки ручка?

- Чашка желтая. Ручка, чтобы держать чашку.

Слайд №3 Блюдце

2. Я - тарелкина сестричка,

Но сестричка -невеличка.

На тарелке - кашка,

А на мне-то чашка!

- Что это?

- Блюдце.

- Какого цвета блюдце?

-  Блюдце зеленое.

- Что ставят на блюдце?

- На блюдце ставят чашку.

- А что еще нам нужно, в чем воду кипятят для чая?

- Чайник.

Слайд №4 - Чайники

- В каком чайнике будем кипятить воду для чая?

- В большом.

- В этом чайнике будем кипятить воду для чая, а в этом – заваривать чай.

Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится –

Пригласит чайку напиться.

Рассматривают картинку.

- Какого цвета большой чайник, а маленький?

Называют цвета чайников.

- Зачем нужен большой чайник?

- Кипятить воду для чая.

- Как пыхтит чайник, когда в нем кипит вода?

- У-У-У или Ух-ух-ух.

- Подуем на воду, чтобы она быстрее остыла?

Вдох и плавный выдох, губы трубочкой.

Слайд №5 Сахарница

- А  это сахарница. Что в нее кладут?

Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри,

Угощение внутри!

- Сахар.

- Какого цвета сахарница?

Называют цвет.

- А чем мы будем сахар в чашку класть, что нам еще нужно?

- Ложка.

- Ложка нужна большая или маленькая?

- Она тоже называется чайная.

- Маленькая.

Слайд №6 Чайная ложка

- Чай можно пить с конфетами или вареньем.  Куда кладут конфеты?  В конфетницу или вазу.

- Вазу.

Слайд №7 – Ваза-конфетница

Конфетница – затейница.
От фантиков вся светится.
Ее всегда мы приглашаем,
Когда садимся выпить чаю.

(Саша Речушкин)

-  Какого цвета ваза?

Называют цвет.

- Вся эта посуда называется «Чайная посуда». Повторите как называется эта посуда?

Индивидуальные и хоровые ответы.

- Давайте назовем, какую посуду нужно купить Чебурашке в магазине для того, чтобы угостить Гену чаем.

- Чашки, блюдца, чайник, вазочку, конфетницу, сахарницу.

2.2. Дидактическая игра "Покупаем посуду" (Игра проводится в игровом уголке «Магазин».

Цель: упражнять детей в назывании предметов посуды, их цвета и месторасположения, активизировать речь детей, побуждать вежливо  обращаться с просьбой к продавцу.

Цель: назвать посуду, ее цвет, обратиться с просьбой к продавцу.

- А теперь можно пойти в магазин и купить посуду.

Вставайте парами и пойдем в магазин.

Идут в магазин.

- Посмотрите, в магазине на полочках стоит разная посуда. Давайте купим для Чебурашки чайную посуду, из которых он с Геной будет пить чай.

Индивидуальные ответы детей.

- Маша, какого цвета тебе нужна чашечка?

- Зеленого.

- Где стоит эта чашечка?

- На нижней полочке (на верхней полочке, рядом с синей чашечкой).

- Как нужно попросить продавца?

- Дайте, пожалуйста, зеленую чашку.

Воспитатель обращается поочередно к каждому ребенку с вопросами, сложность вопроса зависит от уровня речевого развития ребенка.

-А ты, (имя ребенка), какую чайную посуду хочешь купить для Чебурашки?

- Большой чайник, заварочный чайник, сахарницу, вазу для варенья.

- Какую посуду мы с вами купили? Как назвать ее, для чего она нужна?

- Чайная, пить чай.

Воспитатель дает оценку деятельности детей.

- Посуду мы купили, теперь отнесем ее Чебурашке.

Складывают посуду в корзиночку.

2.3. Физкультминутка "Посуда"

Цель: профилактика утомляемости, развитие выразительности движений.

Цель: выполнить движения в соответствии с текстом стихотворения.

- В магазин с вами ходили,

Там посуду мы купили:

Идут по кругу

Чашку, блюдце, чайник, ложку

И еще конфет немножко.

Загибают пальцы.

Будем чай с гостями пить,

А потом посуду мыть.

Движения в соответствии с текстом.

4 .  Дидактическая игра с использованием технологии  "Кейс-технологий""  "Накрываем на стол"" (См. Приложение)

Цель: развивать внимание и память; активизировать в речи детей предлоги и названия чайной посуды и ее цвет; развивать мелкую моторику, умение выполнять задания по инструкции воспитателя; упражнять в умении находить одинаковые по форме и цвету геометрические фигуры; формировать умение элементарно анализировать свою деятельность.

Цель: расставить посуду на планшете по заданию воспитателя; рассказать, какую посуду поставили, какого она цвета; определить, правильно ли выполнил задание товарищ.

- Давайте покажем Чебурашке, как нужно накрывать стол для чаепития?

- Покажем.

- Сначала возьмем салфетку и положим ее на стол (планшет).

Дети по просьбе воспитателя помогают накрывать на стол - располагают посуду, сшитую из фетра с наполнителями (крупа, слюда) на планшете, прикрепляют ее с помощью  липучек, ориентируясь на форму и цвет липучек.

- На середину стола поставим вазочку, сахарницу, чайник.

Дети раскладывают посуду на планшете, называют ее название, цвет. 

По просьбе воспитателя проверяют друг у друга правильность выполнения задания.

- А теперь поставим блюдца, а на блюдца - чашки. Рядом с чашкой на блюдце положим ложку.

- Что поставили на стол?

- Проверим, все ли правильно поставили посуду.

- Аня, посмотри и скажи все ли правильно поставил Миша.

- Какого цвета вазочка, чайник, сахарница?

Индивидуальные ответы детей.

Дети с более развитой речью отвечают предложениями на вопрос.

- Что положили рядом с чашкой?

- Что стоит на середине стола?

- Как называется посуда, которую поставили на стол?

- Вот стол и накрыт, посуда расставлена. Теперь, Чебурашка, можно приглашать гостей на чай!

Дети показывают Чебурашке накрытый стол и встают в круг.

Воспитатель от лица Чебурашки благодарит детей, отмечает правильность выполнения ими заданий.

- Спасибо, ребята, теперь я знаю, какая посуда нужна для чаепития и, как накрывать стол. Пойду готовиться к встрече гостя! До свидания!

Дети прощаются с Чебурашкой.

III. Заключительная часть (1 минута)

1.Итог занятия

Цель: подвести итог занятия, снять умственное и эмоциональное напряжение обобщить знания детей, создать мотивацию для дальнейшей деятельности.

Цель: ответить на вопросы воспитателя, получить положительную оценку.

- Кому мы сегодня помогали?

- Что мы ему помогли сделать?

- Как называется посуда для чаепития?

- Чебурашке.

- Купить посуду для чаепития и накрыть стол.

- Чайная посуда.

- Воспитатель дает положительную оценку деятельности детей на занятии.

2. Рефлексия

Цель: выявить отношение детей к деятельности; мотивировать детей на дальнейшее продолжение игры.

Цель: ответить на вопросы воспитателя, высказать свое желание продолжить игру.

- Какое хорошее дело мы с вами сделали?

- Помогли Чебурашке.

- А вы хотите пригласить в гости кукол и угостить их чаем?

Ответы детей.

- У нас в уголке в шкафчике тоже есть посуда, давайте и мы для кукол устроим чаепитие.

Дети по желанию идут играть.

2.2. Информационные ресурсы

1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т,С,Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2019.

2.Литвинова О.Е. Речевое развитие детей раннего возраста. Владение речью как средством общения. – Ч.3 – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

3. Игровой самомассаж:[Электронный ресурс]:https://infodoo.ru/igrovoj-samomassazh-v-dou.

4.  Яндекс. Картинки:[Электронный ресурс]:https://yandex.ru/images.

5. Международный образовательный портал МААМ.ru:[Электронный ресурс]:https://www.maam.ru.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 8

Источники: 1.Яндекс . Картинки:[Электронный ресурс]: https ://yandex.ru/ images .


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Чайная посуда. Куклы у нас в гостях»

Цель: Ознакомление с чайной посудой, активизация речи.Задачи: Знакомить детей с названиями предметов чайной посуды: чайник, чашка, блюдце, сахарница. Обучать детей правильной сервировке стола Раз...

конспект интегрированного занятия по теме:"Чайная посуда" в группе с ЗПР (старший дошкольный возраст)

Закрепление знаний детей о чайной посуде, с использованием элементов сюжетно-ролевой игры и аппликации....

Тема: Чайная посуда. Куклы у нас в гостях.

Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо образовательной области познание, коммуникация.Тема: Чайная посуда. Куклы у нас в гостях.( занятие по развитию речи )  Цель: Рас...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и ФЭМП с использованием технологии ТРИЗ и логических блоков Дьёнеша во второй младшей группе "Чайная посуда"

Цели:1. Обучающиесистематизировать знания детей о чайной посудеформировать умение называть предметы чайной посуды (чашка, блюдце, заварочный чайник, сливочник, сахарница)расширить представление о чайн...

Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности вовторой младшей группе «Чайная посуда»

знакомить детей с предметами ближайшего окружения-чайной посудой, её назначением, выделяя основные признаки предмета:материал и его качества, цвет, детали и назначение...

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе по теме "Чайная посуда"

Предлагаю вам в помощь конспект открытого занятия в младшей группе по развитию речи по теме "Чайная посуда"....