Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Консультационный материал для воспитателей об особенностях развития связной речи дошкольников с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей543 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Развитие связной речи

дошкольников с задержкой психического развития

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От уровня ее развития зависит, и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Формирование связной речи у детей изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место задержка психического развития

Значительные трудности в овладении связной речью у детей с ЗПР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы и особенностями психической деятельности.

Для них характерна низкая активность во всех видах деятельности, нарушения в эмоционально-личностная сфере, низкая работоспособность по сравнению с относительно более высокими показателями мышления и памяти.

 В интеллектуальной деятельности наиболее ярко нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления.

Дети с трудом справляются с заданиями, требующими установления сложных причинно-следственных связей, оперирования материалом, отсутствующим в житейском опыте детей;

Формирование речевой деятельности этой категории детей носит также специфический характер. Отстает развитие способности осознавать речевую действительность как что-то отличное от предметного мира. Обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, обобщающих понятий и родовидовых соотношений.

Объем понятий недостаточен, а иногда содержание понятий просто ошибочно. Неполноценная игровая деятельность детей с задержкой психического развития также тормозит развитие новых форм речи.

Детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи и они довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов школы.

Для ребенка с задержкой психического развития, получившего задание пересказать содержание текста, важным является - воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью.

Память ребенка захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержанные памятью только для такой цели, они потом очень быстро «выветриваются», так и не войдя в активный словарный запас ребенка.

 При пересказе текстов дети с ЗПР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на нарушение внутреннего речевого программирования (плана высказывания) и грамматического оформления речи.

Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов. Создается впечатление, что ребенок, начав высказывание, не может его закончить. Для рассказов детей с задержкой психического развития характерно увеличение доли существительных, местоимений, наречий, служебных слов.

Перечисленные особенности речевой деятельности этих детей вызывают значительные трудности при обучении. Но стоит отметит, что дети с ЗПР иногда обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость

Организация обучения детей с задержкой психического развития предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Дети нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке.

 Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность и конкретную ситуацию.

При работе необходимо учитывать возрастные особенности и индивидуальные возможности ребенка. Поэтому в системе работы должны применяться разные методы и приемы для заучивания стихотворных текстов, пересказа рассказов и сказок

 Для этого используются схемы-подсказки (модели-подсказки), что способствует развитию речевой и зрительной памяти, логического мышления и воображения.

Например, педагог «кодирует» стихотворение, изображая его с помощью символов, выразительно прочитывает. Затем дает установку детям: «Сегодня мы пробуем «нарисовать» стихотворение». Читается текст и выполняются рисунки по ходу чтения.

Затем вместе с детьми воспроизводится текст с опорой на рисунки, Дети «прочитывают» хором, группами, по одному.

Дети старших групп придумывают рисунки сами или совместно с педагогом. Рисунки выполняются схематично, без мелких деталей.

 Рисунок-таблица вывешивается на видном месте на протяжении дня, чтобы дети при желании могли вспоминать и рассказывать друг другу текст.

Известно, что совокупность движений рук и речевых органов способствует более быстрому запоминанию стихотворного текста. Содержание этого приема состоит в том, что к слову или строке стихотворного текста подбираются движения. Эти движения дети выполняют совместно с педагогом, а потом и самостоятельно во время проговаривания текста.

 С детьми младшего возраста можно и нужно «изображать» потешки и песенки.

Старшие дошкольники уже могут придумывать движения сами или с помощью педагога.

«Изображая» стихотворение, можно использовать пальчиковый, настольный театр, фланелеграф, «театр игрушек». Для малышей целесообразно «показать» стихотворение несколько раз для того, чтобы они могли запомнить его и проговорить совместно с педагогом.

Детям старшего возраста можно предложить поиграть в игру «Расскажи и покажи», где один ребенок рассказывает стихотворение, а другой «показывает».

На развитие связной речи детей огромное влияние оказывает художественная литература в частности - чтение сказок:

-дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев, последовательность событий;

-обогащаются знания детей об окружающих предметах и явлениях, словарь, развивается смысловую сторону речи, понимание слова в соответствии с контекстом;

-формируются навыки и умения, которые составляют основу повествовательной речи.

Общие требования, предъявляемые к сказке, на основе которой строятся занятия по развитию связной речи детей таковы:

-небольшой объем

-четкий сюжет

-знакомая лексика (допустимо 3-4 новых слова)

-яркие красочные эстетичные иллюстрации.

Для этого хорошо подходят сказки В.Сутеева.

По каждой сказке проводится по два занятия.

На первом занятии воспитатель рассказывает детям сказку, задает вопросы по ее содержанию, чтобы определить, как поняли дети смысл сказки, ее тему, запомнили последовательность событий.  Проводит словарную работу. Новые слова запоминаются не механически, а осознанно, в процессе их активного использования.

Для того, чтобы научить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением целесообразно давать образец ответа.

В конце занятия дается задание творческого характера для развития воображение и продуктивных видов деятельности (изображение эпизода или героя).

Между 1-м и 2-м занятием по одной сказке воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, не усвоившими содержание произведение.

На втором занятии детям предлагается серия дидактических игр и упражнений, направленных на развитие связной речи, а также основных психических процессов (памяти, мышления, внимания и т.д.).

Вот некоторые приемы работы с сюжетными картинками:

- Педагог раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит детей рассмотреть их. Затем читает рассказ, после чего каждому ребенку дает по одной картинке - эпизоду. Педагог повторяет рассказ, а дети по ходу рассказа показывают соответствующие картинки, «иллюстрируют» его

-Педагог раздает детям предметные картинки, а сам показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказом.

Детям предлагается подобрать (выбрать) предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.

- Педагог читает рассказ, и сам расставляет на наборном полотне картинки. Затем снимает их и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднений можно задать наводящие вопросы.

- На наборном полотне расставляются сюжетные картинки. Педагог задает детям вопросы по их содержанию, помогая устанавливать причинно — следственные связи.

 Далее следуют задания на выкладывание последовательности и пересказ сказки.

В ходе работы необходимо применять разнообразные игровые приемы: схемы, инсценировки с игрушками, «договаривание» фразы, предложения и т.д.

Пересказ литературного произведения – трудная задача для детей с ЗПР, педагогу необходимо проявлять терпение, использовать разнообразные приемы для активизации и развития потенциальных возможностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников с задержкой психического развития

Наиболее трудным предметом для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообраз...

Обследование связной речи детей с задержкой психического развития

Обследование связной речи детей с задержкой психического развитияДля осуществление коррекционной деятельности на логопедических занятиях, необходимо иметь представление об особенностях связной речи де...

Развитие связной речи детей с задержкой психического развития

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития...

Консультация "Развитие связной речи дошкольников с задержкой психоречевого развития"

данный материал содержит информацию об основных направлениях работы с воспитанниками с ЗПР в ОО "Речевое развитие" по такому направлени, как развитие связной речи....

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре...

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре...

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре...