Обследование связной речи детей с задержкой психического развития
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа) на тему

Гаврилова Александра Владимировна

Обследование связной речи детей с задержкой психического развития

Для осуществление коррекционной деятельности на логопедических занятиях, необходимо иметь представление об особенностях связной речи детей с ЗПР, а значит необходимо исследовать уровень сформированности связной речи у детей с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обследование связной речи детей с задержкой психического развития

        Для осуществление коррекционной деятельности на логопедических занятиях, необходимо иметь представление об особенностях связной речи детей с ЗПР, а значит необходимо исследовать уровень сформированности связной речи у детей с ЗПР.

        Исследование нужно начать с изучения медицинской документации. Затем необходимо провести обследование речи, в ходе которого нужно выяснить уровень понимания обращенной речи; владеет ли ребенок умением высказываться или использует в речи односложные конструкции (слова); сформированность лексико-грамматического строя речи; умеет ли ребенок давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать, используя в разнообразные синтаксические конструкции; целенаправленна ли речь.

        Для проведения обследования связной необходимо руководствоваться предложенными методиками для исследования устной речи, использовать материалы и альбомы рекомендованные для логопедических обследований адаптированные для решения задач исследования.

        При проведении обследования необходимо помнить, что речевая деятельность - это сложная многофункциональная система, составляющие части которой взаимно обуславливают друг друга.

        Поэтому, недоразвитие у ребенка одного из языковых компонентов используемых в речи, приводит к вторичным и третичным изменения в речевой системе.

        Таким образом, необходимо использовать при обследовании следующие компоненты: вопросно-ответную форму (тематическая беседа), пересказ прочитанного рассказа, составление рассказа-описания предмета, составление рассказа по сюжетной картинке, составление рассказа по серии сюжетных картинок, составление рассказа по картинке (творческий рассказ).

        Перед началом проведения каждого задания необходимо давать четкую инструкцию, в которой должна быть отражена последовательность предстоящих действий обследуемых детей.

        В большинстве случаев после объяснения здания детям необходимо повторить его с целью уточнения понимания содержания задания. Проводить индивидуальную работу с каждым ребенком. Уточнять и разъяснять задания, пояснения к ним.

        Необходимо руководствоваться следующими критериями оценки уровня развития связной речи. Во-первых, это понимание обращенной речи, умение придерживаться темы беседы на протяжении всего обсуждения. Во-вторых, умение строить самостоятельные высказывания, используя в речи разнообразные синтаксические конструкции. В-третьих, умение четко образовывать свои высказывания согласно лексико-грамматическим нормам. В-четвертых, отсутствие длительных пауз между высказываниями.

        Исходя из этого можно выявить три уровня сформированности связной речи. Самый высокий уровень - это понимание ребенком обращенной речи, умение придерживаться темы на протяжении всей беседы, Умение строить самостоятельные высказывания, используя в речи разнообразные синтаксические конструкции, умение четко излагать свои высказывания придерживаясь лексико-грамматической нормы, отсутствие пауз между высказываниями. Средний уровень - это понимание обращенной речи, отвлеченность от темы на протяжение обсуждения, умение строить самостоятельные высказывания, с преобладанием простых нераспространенных предложений, наличие лексико-грамматических неточностей, наличие коротких пауз в процессе обсуждения. Низкий уровень - это понимание обращенной речи , уход от темы беседы в процессе обсуждения, использование в высказываниях простых синтаксических конструкций, наличие в речи лексико-грамматических ошибок, длительных пауз между высказываниями.

        При исследовании с использованием пересказа рассказа мы выявляем следующие умения детей: понимание и способность воспроизводить литературный текст по памяти, самостоятельно и последовательно строить высказывания, используя различные синтаксические конструкции.

        Критерии оценки уровня сформированности связной речи данного компонента исследования будут следующими: учитывается понимание текста и его точное воспроизведение, умение самостоятельно последовательно передавать смысл текста, в высказывании употреблять разнообразные синтаксические конструкции, умение строить высказывания согласно лексико-грамматическим нормам. Таким образом, высокий уровень - это будет понимание ребенком смысла текста, умение самостоятельно последовательно воспроизводить, используя в речи разнообразные синтаксические конструкции, умение четко излагать свои высказывания придерживаясь лексико-грамматической нормы, отсутствие пауз между высказываниями. Средний уровень - это понимание смысла теста, воспроизведение текста частичное с нарушением последовательности излагаемых событий, умение строить самостоятельные высказывания с преобладанием простых нераспространенных предложений, наличие лексико-грамматических неточностей, наличие коротких пауз в процессе обсуждения. Самый низкий уровень - это отдаленное осмысление текста, неточное воспроизведение событий, нарушение последовательности воспроизведения, использование в речи простых синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов.

        Следующий компонент исследования - это составление рассказа-описания предметов, в ходе которого выявляются

умения детей составлять рассказ-описание по восприятию; описывать предмет (объект), выделяя его существенные признаки – основные и второстепенные, воспользовавшись необходимыми языковыми средствами (определениями, сравнениями и др.)

        Критериями оценки уровня сформированности связной речи в ходе данного исследования будут являться умение составлять описательный рассказ, выделяя существенные признаки предмета или объекта; умение последовательно строить высказывания; умение строить высказывания, используя в речи разнообразные синтаксические конструкции, умение строить высказывания согласно лексико-грамматическим нормам.

        Исходя из этих критериев, выделятся три уровня сформированности связной речи. Самым высоким уровнем будет умение самостоятельно составлять рассказ выделяя существенные признаки умение последовательно выстраивать высказывания, используя в речи разнообразные синтаксические конструкции, умение четко излагать свои высказывания придерживаясь лексико-грамматической нормы, отсутствие пауз между высказываниями.         Средний уровень – это не точное построение высказываний, с выделением несущественных признаков, нарушенной последовательностью изложения, высказывания с преобладанием простых нераспространенных предложений, наличие лексико-грамматических неточностей, наличие коротких пауз в процессе обсуждения. Низкий уровень - это когда составление рассказа вызывает значительные затруднения, неспособность выделить существенные признаки, нарушение последовательности воспроизведения, использование в речи простых синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов

        Следующий компонент - это составление рассказа по сюжетной картинке, в ходе исследования которого мы ставим задачу выявить возможности детей самостоятельно составлять программу высказывания, включающую основные составляющие повествования: начало, кульминация, развязка; умение строить развернутые высказывания; используя в речи лексико-грамматические нормы.

        Критериями оценки уровня сформированности связной речи будут: умение устанавливать причинно- следственные связи (между предметами и персонажами, понимание сюжета); умение самостоятельно последовательно выстраивать высказывания ( начало, кульминация , развязка); умение использовать в речи разнообразные синтаксические конструкции; умение точно выстраивать высказывания согласно лексико-грамматическим нормам.

        Соответственно, исходя из критериев оценки степени сформированности связной речи в рамках исследования данного компонента, выделяются три уровня. Высокий уровень - это умение устанавливать причинно-следственные связи, умение последовательно выстраивать высказывания, используя в речи разнообразные синтаксические конструкции, умение четко излагать свои высказывания придерживаясь лексико-грамматической нормы, отсутствие пауз между высказываниями. Средний уровень – это когда дети испытывают трудности при установлении причинно- следственных связей, нарушенной последовательностью изложения, высказывания с преобладанием простых нераспространенных предложений, наличие лексико-грамматических неточностей, наличие коротких пауз в процессе обсуждения. При низком уровне затрудненно установление причинно-следственных связей, нарушение последовательности воспроизведения, использование в речи простых синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов.

        Еще одним компонентом исследования является - составление рассказа по серии сюжетных картинок, в ходе исследования которого мы выявляем способности детей устанавливать причинно-следственные зависимости между предметами и явлениями, самостоятельно строить программу высказывания и оформлять ее в соответствии с лексико-грамматическими нормами языка.

        Критериями оценки степени сформированности связной речи при исследовании данного компонента будут: умение устанавливать причинно-следственные связи (между предметами и персонажами, понимание сюжета); умение самостоятельно последовательно выстраивать высказывания; умение использовать в речи разнообразные синтаксические конструкции; умение точно выстраивать высказывания согласно лексико-грамматическим нормам.

        Соответственно, выделятся три уровня оценки. Высокий уровень - это умение устанавливать причинно-следственные связи, умение последовательно выстраивать высказывания, используя в речи разнообразные синтаксические конструкции, умение четко излагать свои высказывания придерживаясь лексико-грамматической нормы, отсутствие пауз между высказываниями. Средний уровень – это когда дети испытывают трудности при установлении причинно- следственных связей, нарушенной последовательностью изложения, высказывания с преобладанием простых нераспространенных предложений, наличие лексико-грамматических неточностей, наличие коротких пауз в процессе обсуждения. Низкий уровень - это когда затрудненно установление причинно-следственных связей, нарушение последовательности воспроизведения, использование в речи простых синтаксических конструкций, наличие ошибок.

        Последним компонентом исследования является - составление рассказа по картинке (творческий рассказ), в процессе исследования которого выявляют умения детей составлять связное высказывание с опорой на собственный жизненный опыт и речевые возможности.; умения воссоздавать события выходящие за пределы изображения.

        Критериями оценки уровня сформированности связно речи данного компонента будут: умение составлять рассказ силой воображения, воссоздавать события, выходящие за пределы изображенного на картинке и выражать в речи; умение выстраивать высказывания, не отклоняясь от темы; умение использовать в речи сложные синтаксические конструкции; умение строить правильные лексико-грамматические высказывания.

        Таким образом выделяют три уровня сформированности связной речи.         Высокий уровень - это способность составлять рассказ силой воображения и воссоздавать события, выходящие за пределы изображенного на картинке, умение последовательно выстраивать высказывания, используя в речи сложные речевые конструкции, способность четко излагать свои высказывания соответсвующие лексико-грамматическим правилам, отсутствие пауз между высказываниями. Средний уровень – это недостаточная способность составления рассказа , т.к. необходимо воссоздавать событие предшествующее или последующее изображенному на картинке в своем воображении, нарушенной последовательностью изложения, высказывания с преобладанием простых нераспространенных предложений, наличие лексико-грамматических неточностей, наличие коротких пауз в процессе обсуждения. Низкий уровень - это когда дети затрудняются составить рассказ по воображению, нарушение последовательности воспроизведения, использование в речи простых синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов.

        При проведении анализа исследоваия речевых высказываний нужно определить особенности восприятия и продуцирования детьми высказываний (предложений), содержащих сложные логико-грамматические связи, сложноподчиненные предложения, и предложения с различным интонационным оформлением. Изучить способности детей составлять тексты. Определить характер ошибок, допускаемых в речи.

        Узучив результаты исследования, необходимо помнить- отклонения в связной речи у детей с задержкой психического развития наблюдаются уже в предложениях и имеют своебразные особенности. Обычно, у детей с задержкой психического развития наблюдается большое количество ошибок семантического и лексико-грамматического характера, которые проявляются на уровне предложений и текстов. У этих детей обнаруживаются определенные сложности в понимании текстовых конструкций. Наиболее видимые проблемы в восприятии и продуцировании вызывают предложения, которые содержатся подчинительные связи. Изучая возможности воспроизведения предложений различной синтаксической сложности, нужно учитывать, что дети с задержкой психического развития не способны использовать сложные синтаксические конструкции в речи. Большая часть детей, как правило использует в речи простые односложные синтаксические конструкции в которых обнаруживается большое количество грамматических ошибок

        Из предложенных заданий обследования, которые были предложены детям с ЗПР, самым доступным является тематическая беседа. Доступность этого задания, объясняется тем, что дети не связаны с содержанием конкретного текста или картинок. Продуцирование не связано с тем или иным припоминанием каких-либо событий или конкретных вещей. Дети самостоятельно выбирают речевые средства из своего запаса словаря , что позволяет допускать значительно меньше количество ошибок. Фразы как правило, характеризуются односложностью и бедностью в интонационном оформлении, наблюдаются семантические ошибки.

        При выполнении остальных заданий (пересказ рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ-описание, рассказ с элементом творчества) дети, как правило , испытывают значительные трудности.         Подавляющее большинство ошибок- это ошибки семантического характера.

        Количество лексико-грамматических ошибок в речи зависит от специфики, того или иного задания. В заданиях, требующих точного воспроизведения (пересказ текста, описание предмета) в речи ,как правило, наблюдаются ошибки словоизменения и словообразования. В самостоятельно составленных рассказах, ошибок лексико-грамматического характера, встречается значительно меньше , но синтаксические конструкции, воспроизводимые детьми, как правило, простые малораспространенные.

        Из практики, можно заключить, что высокий уровень развития связной речи из числа обследуемых детей с задержкой психического развития, как правило, не обнаруживаются ни у одного ребенка.

Средний уровень развития связной речи встречается у 36% детей с задержкой психического развития.

        Низкий уровень развития связной речи встречается, примерно, у 63% .

        Таким образом, можно сказать, что развитие связной речи детей с задержкой психического развития соответствует, как правило, среднему и низкому уровням развития. Низкий уровень встречается значительно чаще.

Таким образом, моно выделить из общего числа детей две группы, отличаются наличием определенных допущенных ошибок в их связной речи. Эти нарушения у обеих групп детей обнаруживаются как во внутреннем, так и на внешнем этапе образования высказывания.

        Первую группу составляют дети со средним уровнем развития свзной речи. По количеству и характеру допускаемых ошибок в речи, можно отметить, что наиболее часто встречаются: пропуски слов , которые лишены определенной смысловой нагрузки или неточно используют их, что не влияет на общий смысл высказывания.

        Восприятие и воспроизведение предложений различной интонационной окрашенности у этих детей вызывает значительные затрудности .

        Нарушения воспроизведения текстов, наблюдается уже на семантическом, и на лексико-грамматическом уровнях. Как правило, отмечается замена слов (часто близких); нарушение логической последовательности в изложении, отвлечение от описания одних деталей) на другие; пропуски фрагментов; не использование в речи предлогов; не правильное использование межфразовых средств связи.

        Как правило, трудности у этих детей заключаются в нарушениях коммуникативной и структурной целостности . Это выражается в наличии следующих речевых ошибок: неправильное использование слов, нарушение порядка слов в предложении, пропуски важных фрагментов, а также, нарушение причинно-следственной связи.

        Вторую группу образуют дети с низким уровнем. Они как правило, уже не понимают и могут продуцировать текст. Они не воспринимают сложные логико-грамматических конструкции, сложные предложения , в которых содержатся союзы, не улавливают интонационного оформления высказываний. Что свидетельствует, в свою очередь, о более тяжелых и сложных нарушениях связной речи. Здесь обнаруживаются большие затруднения при работе с текстом. Встречающиеся ошибки – это замены, пропуски слов; использование в речи предложений абсурдного содержания; переходы на другие темы, побочные ассоциации; изменения общего смысла.

Особенностью этой группы детей является то, что ученики , как правило, не хотят выполнять задания и не пользуются помощью.

        Можно заключить, что нарушения программирования связного речевого высказывания у этих детей наблюдается уже в отдельных высказываниях ,что свидетельствует о более сложных и тяжелых нарушениях речи, чем у первой группы детей. В высказываниях наблюдается отсутствие смысла, коммуникативной и структурной целостности, отсутствие взаимосвязи.

        Нужно отметить, что исследуемая группа детей неоднородна по наличию нарушений в связной речи. Как правило, у всех детей с задержкой психического развития, преобладает сложность восприятия семантического характера. Семантические нарушения в речи этих детей, как правило, разнообразны. Навыки, представленных видов рассказывания не сформированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества при организации работы по развитию речи детей с задержкой психического развития

Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  Е.А. Екжановой, Е.А.  Стребелевой....

Развитие связной речи детей с задержкой психического развития

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность...

Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития

Консультационный материал для воспитателей об особенностях развития связной речи дошкольников с задержкой психического развития...