Программа по инновационной деятельности с использованием природного материала с детьми раннего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи
Программа по развитию речевой активности у детей раннего дошкольного возраста с использованием природного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma.docx | 43.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 115 Невского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Решением Педагогического Совета от | УТВЕРЖДЕНА Заведующий ГБДОУ № 115 _______________ Н.И.Зорина Приказ №__________от__________20 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
по инновационной деятельности
Речевое развитие
детей раннего возраста (1,6-3 лет)
«Природный материал как средство развития мелкой моторики »
Разработана воспитателем:
Блинцова Анна Владимировна
Санкт-Петербург
2018 год
Содержание
АКТУАЛЬНОСТЬ 3
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка 4
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Комплексно- тематическое планирование 7
2.1.1. Формы работы 10
2.2 Система педагогической диагностики (мониторинга) достижений детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы по инновационной деятельности 11
2.3. Организация и формы взаимодействия с родителями ( законными представителями) воспитанников 13
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Создание развивающей предметно- пространственной среды группы 14
3.2. Методическое обеспечение 15
4. Приложение
4.1 Массаж и упражнения с природным материалом 17
4.2 Примерное содержание продуктивной деятельности с природным материалом 22
4.3 Развивающие игры по познавательному развитию с природным материалом 23
Актуальность
Мелкая моторика - координированные движения пальцев и кистей рук.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Работая по данной теме, я искала наиболее эффективные и рациональные методы и приемы и решила обратиться к природе.
Данный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи.
1.1. Пояснительная записка
Цель | Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с использованием природного материала. |
Задачи | - Развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; - Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; - Укрепить общую двигательную активность; - Содействовать нормализации речевой функции; - Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность; - Развивать тактильные ощущения - Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. |
Основания разработки программы (документы и программно-методические материалы) | -Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155); - Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26). |
Срок реализации рабочей программы |
2018 -2019 учебный год |
Интеграция областей:
область | задачи |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
сортировать материал по размеру, к какому растению относится
сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине |
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие | использовать природный материал:
|
2. Содержательный раздел программы
2.1. Комплексно –тематическое планирование
месяц | темы | технологии | Основные задачи работы с детьми |
1 квартал Сентябрь Октябрь Ноябрь | Мониторинг «Осенние подарки» | Технология обеспечения социально- психологического благополучия ребенка обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье Технологии исследовательской деятельности беседы, наблюдения. Учить соотносить, формы материала, сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. Здоровье-сберегающая технология массаж пальцев рук с использованием природного материала, игры на развитие мелкой моторики с использованием природного материала, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика. Технология театрализованной деятельности инсценировка потешек, сказок, мимические упражнения, упражнения для развития речи Информационно - коммуникативные технологии подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, сканирование, использование интернет- ресурсов, принтер, подбор дополнительного познавательного материала к занятиям |
|
2 квартал Декабрь Январь
Февраль | «Вот упала шишка» «Ёжик – ни головы не ножек» «Раз горох, два горох» |
| |
3 квартал Март Апрель
Май | «Солнышко» «Волшебные палочки» «Наши пальчики умелые» |
|
2.1.1 Формы работы
- массаж пальцев природным материалом
- продуктивная деятельность;
-образовательная ситуация;
- тактильные познавательные исследования
- рассматривание природных картинок
-игровые обучающие ситуации (ИОС);
-разучивание загадок ,потешек, считалок
-беседа, ситуативный разговор;
- наблюдения
-индивидуальная работа с детьми;
2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы по инновационной деятельности
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой дополнительной общеразвивающей программой по инновационной деятельности.
Объект педагогической диагностики (мониторинга) | Формы и методы педагогической диагностики | Периодичность проведения педагогической диагностики | Длительность проведения педагогической диагностики | Сроки проведения педагогической диагностики |
Индивидуальные достижения детей в контексте образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие". | Формы: Наблюдение, продуктивная деятельность, совместная деятельность, образовательные ситуаций, игровая обучаемая ситуация, индивидуальная работа. Методы: Анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, анкетирование родителей. | 2 раза в год | 1-2 недели | Сентябрь Май |
Критерии оценки развития мелкой моторики:
+ развилась положительно: ребенок способен вдеть шнурок в отверстие, застегнуть пуговицу, сортировать природный материал только за счёт тактильных ощущений, способен назвать природный материал, сделать самостоятельно массаж пальцев природным материалом.
- развилась недостаточно: к концу года требуется помощь педагога.
2.3. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
месяц | Темы | Формы работы | Дополнительная информация |
IX-2018 г. | « Знакомство с дарами природы» | Оформление информационного стенда | В группе |
X-2018 г. | «Осенние подарки» | Выставка детских работ | В группе |
XI-2018 г. | «Осенние подарки» | Конкурс поделок из природного материала с детьми | Индивидуальные консультации |
XII-2018 г. | «Вот упала шишка» | Выставка детских работ Папки-передвижки | В группе |
I-2019 г. | «Ёжик – ни головы не ножек» | Выставка детских работ | В группе |
II-2019 г. | «Раз горох, два горох» | Выставка детских работ | В группе |
III-2019 г. | «Солнышко» | Выставка детских работ | В группе |
IV-2019 г. | «Волшебные палочки» | Выставка детских работ | В группе |
V-2019 г. | «Наши пальчики умелые» | Выставка детских работ Открытое занятие для родителей | В группе |
3. Организационный раздел рабочей программы.
3.1. Создание развивающей предметно- пространственной среды группы
Образовательная область | Формы организации (уголки, центры, пространства и др.) | Обогащение (пополнение) предметно-пространственной среды группы | |
Содержание | Срок (месяц) | ||
Познавательное развитие | Уголок природы | Предметные картинки. Природный материал: плоды разных растений (шишки, жёлуди, семена, палочки от деревьев, коллекция листьев, ракушки, камушки, каштаны и т.д.) | Сентябрь октябрь |
Речевое развитие | Картотека | Картотека потешек, стихов. | В течение года |
Художественно-эстетическое развитие | Выставка продуктивной деятельности | Картинки с изображением поделок из природного материала, пластилин, гуашь, бросовый материал | В течение года |
Физическое развитие | Картотека | Картотека подвижных игр, комплексов массажей для пальцев, физ. минуток | В течение года |
3.2. Методическое обеспечение (список литературы, ЭОР, др.)
Образовательная область, направление образовательной деятельности | Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.) |
Речевое развитие | • Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001. |
Физическое развитие | • Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. • Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. • Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. • Пименова Е. П. Пальчиковые игры. • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. |
Художественно-эстетическое развитие |
|
Познавательное развитие |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение с использованием математического материала с детьми старшего дошкольного возраста
Развлечение основано на методе соревнования двух команд. Можно использовать в качестве итогового занятия....
Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник с детьми младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)
Работа с детьми...
«Изготовление поделок из осеннего природного материала с детьми старшего дошкольного возраста»
Примеры подбора материала для изготовления осенних поделок. Изготовление поделок из выбранного природного материала....
Использование в работе с детьми раннего дошкольного возраста игр по сенсорному развитию
в данном материале предложен вариант консультации для родителей детей раннего возраста...
Насекомые из природного материала с детьми старшего дошкольного возраста
Лето – чудесная пора!Летом увеличивается время пребывания дошкольников на участке, что расширяет возможность для ознакомления с окружающей природой.Живое общение детей с природой обогащает их ду...
«Игры с использованием природного материала с детьми раннего и дошкольного возраста»
laquo;В природе нет ничего бесполезного» Мишель МонтеньИгра с природным материалом – это естественная и доступная форма деятельности для детей. Поэтому, нужно использовать самый разнообра...