Программа по инновационной деятельности с использованием природного материала с детьми раннего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи

Блинцова Анна Владимировна

Программа по развитию речевой активности у детей раннего дошкольного возраста с использованием природного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma.docx43.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 115 Невского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Решением Педагогического Совета

от

УТВЕРЖДЕНА

Заведующий ГБДОУ № 115

_______________ Н.И.Зорина

Приказ №__________от__________20       г.

     Дополнительная общеразвивающая программа

                    по инновационной деятельности

                               Речевое развитие

  детей  раннего возраста (1,6-3 лет)

«Природный материал как средство развития мелкой моторики  »

                            Разработана   воспитателем:  

                                                      Блинцова Анна  Владимировна                        

                                                             Санкт-Петербург

2018 год

 Содержание

АКТУАЛЬНОСТЬ                                                                           3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 1.1 Пояснительная записка                                                                4

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Комплексно- тематическое планирование                               7

2.1.1. Формы работы                                                                         10

2.2 Система педагогической диагностики (мониторинга) достижений детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы   по инновационной деятельности                                                          11                                                                                                                                                          

2.3. Организация и формы взаимодействия с родителями ( законными представителями) воспитанников                               13

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ                                          

 3.1. Создание развивающей предметно- пространственной среды группы                                                                                                14

3.2. Методическое обеспечение                                                       15    

4.  Приложение                                                                          

4.1 Массаж и упражнения с природным материалом                    17

4.2 Примерное содержание продуктивной деятельности с природным материалом                                                                    22

4.3 Развивающие игры по познавательному развитию с природным материалом                                                                    23

                 

Актуальность

 Мелкая моторика - координированные движения пальцев и кистей рук.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Работая по данной теме, я искала наиболее эффективные и рациональные методы и приемы и решила обратиться к природе.

Данный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи.

1.1. Пояснительная записка 

Цель

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с использованием природного материала.

Задачи

- Развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- Укрепить общую двигательную активность;

- Содействовать нормализации речевой функции;

- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- Развивать тактильные ощущения

- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Основания разработки программы (документы и программно-методические материалы)

-Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26).

Срок реализации рабочей программы

             

          2018 -2019 учебный год

Интеграция областей:

                  область

                    задачи

Социально-коммуникативное

развитие

  • научить ребенка работать в группе с другими детьми
  • приучить к усидчивости
  • научить слушать и понимать воспитателя
  • аккуратно работать с природным материалом (не брать в рот, не запихивать, не тыкать в других детей)
  • - приобщение к нормам и ценностям общества,
  • - адаптация к условиям среды,
  • - психотерапия.

Познавательное развитие

  • знакомство с окружающим миром природы
  • к какому растению относится природный материал
  •  научить

сортировать материал по размеру, к какому растению относится

  • Учить соотносить, формы материала,

сравнивать объекты

и явления, выделять признаки сходства и различия,

классифицировать объекты по форме, цвету, величине

Речевое развитие

  • проговаривать название природного материала
  • учить  стихи, потешки во время работы
  • учить объяснять ребенка про то, что он сделал во время продуктивной деятельности

Художественно-эстетическое

развитие

  • научить использовать природный материал как основу для лепки
  • научить использовать природный материал как предмет для рисования
  • развивать аккуратность в работе

Физическое развитие

использовать природный материал:

  • для массажа рук
  • малоподвижных игр
  • укрепить общую двигательную активность

2. Содержательный раздел программы

        2.1. Комплексно –тематическое планирование

       месяц

         темы

    технологии

Основные задачи работы с детьми

     1 квартал

     Сентябрь

      Октябрь

       Ноябрь

Мониторинг

«Осенние подарки»

Технология обеспечения социально- психологического благополучия ребенка обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье

Технологии исследовательской деятельности беседы, наблюдения. Учить соотносить, формы материала, сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия,

классифицировать объекты по форме, цвету, величине.

Здоровье-сберегающая технология

 массаж пальцев рук с использованием природного материала, игры на развитие мелкой моторики с использованием природного материала, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Технология театрализованной деятельности инсценировка потешек, сказок, мимические упражнения, упражнения для развития речи

Информационно - коммуникативные технологии подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, сканирование, использование интернет- ресурсов, принтер, подбор дополнительного познавательного материала к занятиям

  • познакомить детей с природным материалом
  • объяснить правила безопасной работы с природным материалом
  • показать детям массаж пальцев при помощи природного материала
  • познакомить детей  с каких растений используется природный материал
  • показать, что можно лепить с природным материалом

      2 квартал

       Декабрь

       Январь

     

Февраль

«Вот упала шишка»

«Ёжик – ни головы не ножек»

«Раз горох, два горох»

  • Познакомить детей с мелким природным материалом: семечки, горох, фасоль, пшено
  • Отработать технику раскатывания колбасок из пластилина при помощи жёлудя
  • Отработать технику раскатывания шара из пластилина при помощи каштана
  • Показать технику «налепа» природного материала на пластилин
  • Учить дополнять изделия из пластилина природным материалом, украшать поделки природным материалом

     3 квартал

         Март

      Апрель

 

 Май

«Солнышко»

«Волшебные палочки»

«Наши пальчики умелые»

  • Использовать палочки от деревьев в качестве материала по ФЭМП
  • Показать детям возможность рисования и нанесения узоров краской при помощи шишки, палочки, листика дерева
  • Учиться сортировать природный материал только за счёт тактильных ощущений
  • Закрепить знания о растениях, которые используются в качестве природного материла
  • Закрепить  знания потешек и стихов про природу
  • Закрепить технику массажа пальцев рук

2.1.1    Формы работы

- массаж пальцев природным материалом

- продуктивная деятельность;

-образовательная ситуация;

- тактильные познавательные исследования

- рассматривание природных картинок

 -игровые обучающие ситуации (ИОС);

-разучивание  загадок ,потешек, считалок

-беседа, ситуативный разговор;

- наблюдения

-индивидуальная работа с детьми;

2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга)  достижения детьми планируемых  результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы по инновационной деятельности

Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой дополнительной общеразвивающей программой по инновационной деятельности.

Объект

педагогической диагностики (мониторинга)

Формы и методы педагогической диагностики

Периодичность проведения педагогической диагностики

Длительность проведения педагогической диагностики

Сроки проведения педагогической диагностики

Индивидуальные достижения детей в контексте  образовательных областей:

"Социально-коммуникативное развитие",

"Познавательное развитие",

"Речевое развитие",

"Художественно-эстетическое развитие",

 "Физическое развитие".

Формы: Наблюдение, продуктивная деятельность, совместная деятельность, образовательные ситуаций, игровая обучаемая ситуация, индивидуальная работа.

Методы: Анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, анкетирование родителей.

2 раза в год

1-2 недели

Сентябрь

Май

Критерии оценки развития мелкой моторики:

+ развилась положительно: ребенок способен вдеть шнурок в отверстие, застегнуть пуговицу, сортировать природный материал только за счёт тактильных ощущений, способен назвать природный материал, сделать самостоятельно массаж пальцев природным материалом.

- развилась недостаточно: к концу года требуется помощь педагога.

2.3. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

месяц

Темы

Формы работы

Дополнительная информация

IX-2018 г.

« Знакомство с дарами природы»

Оформление информационного стенда

В группе

X-2018 г.

«Осенние подарки»

Выставка детских работ

В группе

XI-2018 г.

«Осенние подарки»

 Конкурс поделок из природного материала с детьми

Индивидуальные консультации

XII-2018 г.

«Вот упала шишка»

Выставка детских работ

Папки-передвижки

В группе

I-2019 г.

«Ёжик – ни головы не ножек»

Выставка детских работ

В группе

II-2019 г.

«Раз горох, два горох»

Выставка детских работ

В группе

III-2019 г.

«Солнышко»

Выставка детских работ

В группе

IV-2019 г.

«Волшебные палочки»

Выставка детских работ

В группе

V-2019 г.

«Наши пальчики умелые»

Выставка детских работ

Открытое занятие для родителей

В группе

3. Организационный раздел рабочей программы.

3.1. Создание развивающей предметно- пространственной среды группы

Образовательная область

Формы организации

(уголки, центры, пространства и др.)

Обогащение (пополнение) предметно-пространственной среды группы

        Содержание

Срок (месяц)

Познавательное развитие

Уголок природы

Предметные картинки. Природный материал: плоды разных   растений (шишки, жёлуди, семена,  палочки от деревьев, коллекция листьев, ракушки,   камушки, каштаны и т.д.)

Сентябрь

октябрь

Речевое развитие

Картотека

Картотека потешек, стихов.

В течение года

Художественно-эстетическое развитие

Выставка продуктивной деятельности

Картинки с изображением поделок из природного материала, пластилин, гуашь, бросовый материал        

В течение года

Физическое развитие

Картотека

Картотека подвижных игр, комплексов массажей для пальцев,  физ. минуток

В течение года

3.2. Методическое обеспечение (список литературы, ЭОР, др.)

Образовательная область, направление образовательной

деятельности

 Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.)

Речевое развитие

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

Физическое развитие

     • Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

      • Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

     • Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

   • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

   • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

   • Пименова Е. П. Пальчиковые игры.

   • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Художественно-эстетическое развитие

  • Высокова Т.П.,  Сенсомоторное развитие детей раннего возраста.- Волгоград, 2012 .
  • Лыкова И.А, Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»-М., Цветной мир,2014.
  • Колдина Д.Н., Нетрадиционные техники рисования с детьми 1,5-3 лет, Современное дошкольное образование.-2009.

Познавательное

развитие

  • Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» - СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.
  • Интернет- ресурсы: maam.ru, doshkolnik.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение с использованием математического материала с детьми старшего дошкольного возраста

Развлечение основано на методе соревнования двух команд. Можно использовать в качестве итогового занятия....

«Изготовление поделок из осеннего природного материала с детьми старшего дошкольного возраста»

Примеры подбора материала для изготовления осенних поделок. Изготовление поделок из выбранного природного материала....

Использование в работе с детьми раннего дошкольного возраста игр по сенсорному развитию

в данном материале предложен вариант консультации для родителей детей раннего возраста...

Насекомые из природного материала с детьми старшего дошкольного возраста

Лето – чудесная пора!Летом увеличивается время пребывания дошкольников на участке, что расширяет возможность для ознакомления с окружающей природой.Живое общение детей с природой обогащает их ду...

«Игры с использованием природного материала с детьми раннего и дошкольного возраста»

laquo;В природе нет ничего бесполезного» Мишель МонтеньИгра с природным материалом – это естественная и доступная форма деятельности для детей. Поэтому, нужно использовать самый разнообра...