Развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Образовательная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Конспект образовательной деятельности

                               по развитию речи

в средней группе «Мы добрые и вежливые»

                      ГБОУ Школа 1391 ДОП №5

                                                                              Выполнила:

                                                                          Кондрашова Татьяна Михайловна

                                               Москва 2019г.

Цель:

- продолжать знакомить с правилами поведения, этикой общения и приветствия;

-  формировать потребность у детей в необходимости говорить вежливые слова.        

Задачи:        

 - развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам, связную, интонационную, выразительную, диалогическую речь,  память;

- продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

Тип занятия: область «Социально - коммуникативная»:

Форма занятия: Игровая

Продолжительность: 20 минут.

Участники: все воспитанники группы.

Возраст обучающихся: средняя группа.

Оборудование и материалы:

-  карточки- иллюстрации с изображением хороших и плохих поступков; воздушный шарик;  конверт с вложенным письмом; игрушка Медвежонок; карточки с «волшебными» словами (спасибо, пожалуйста, добрый день, здравствуйте, всего доброго, добрый вечер, спокойной ночи, благодарю, будьте здоровы, до свидания, пожалуйста..).

Предварительная подготовка:

 - настольно – печатная игра «Что такое хорошо, что такое плохо»;

- рассматривание картинок с изображением положительных и отрицательных поступков детей;

- чтение: Б. Заходер «Очень вежливый индюк»; В.Осеева «Волшебные слова»; С. Маршак «Урок вежливости»; Н. Носов «Карасик»;стихи из сборника В. Данько «Лунный кораблик»;

 - беседы о добре, радости, дружбе;

 - знакомство с пословицами и поговорками о вежливых словах.

Методы и приемы работы с детьми: игры, беседы, чтение художественной литературы.

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Введение

Обозначить проблему

5 минут

Ход

Решение проблемы

15 минут

Физкультминутка

В соответствии с текстом

Итог

Подведение итогов

5 минут

Ход занятия:

 - Воспитатель:

 Здравствуйте ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение с волшебными словами:

 Если наступил на ножку,
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»

«Доброе утро солнцу и птицам!»

«Доброе утро улыбчивым лицам!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

 - Воспитатель:

 Какие волшебные слова вы услышали? (ответы детей). А какие вежливые слова вы знаете? (пожалуйста, спасибо, здравствуйте, будьте добры, мы рады вас видеть, всего хорошего, до встречи, будьте здоровы…). Молодцы. Сегодня утром, когда я пришла на работу в детский сад, почтальон  меня попросил передать вам письмо, на конверте написано: «Д/с №1391, средняя группа».

Давайте откроем его и прочитаем:

«Здравствуйте, дорогие дети. Мы знаем, что вы ходите в детский сад и учите разные правила:

Но Мишка о них совсем  забыл, (воспитатель показывает игрушку медвежонка),

Оттолкнул зайчишку

И лисичке нагрубил –

Разорвал ей книжку….

Помогите, пожалуйста, нашему медвежонку Мише стать добрым, вежливым и послушным.

С благодарностью, звери леса».

- Воспитатель:

 Ребята, поможем медвежонку, подскажем ему, как нужно себя вести? (ответы детей). Тогда, давайте присядем удобнее (дети садятся на стульчики). И ты, Мишутка, садись и слушай (посадить медведя на стульчик). 

- Медвежонок, все наши ребята знают, что бы быть воспитанным, нужны волшебные слова!

Слушай, Мишутка,  и запоминай!

Вопросы к детям:

1. Какое слово нужно детям, когда они приходят в детский сад?  (Ответы.)

Слушайте и помогайте:

Встретив зайку, ёж сосед говорит ему…. (Привет.)

А его сосед ушастый, отвечает ему… (Здравствуй.)

2. Когда мы говорим слово «пожалуйста»?  (Ответы.)

Говорит Лиса Матрёна

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала,

Всем скажу, что не дала!

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи … (Пожалуйста.)

3. Какое есть волшебное слово благодарности? (спасибо)

Трясогузка с бережка

Уронила червячка,

И за угощенье, рыба

Ей забулькала …… (Спасибо.)

4. Ребята, а что нужно сказать прощаясь?  (до свиданья, всего доброго)

К  осьминожке камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье,

Ей сказала…… (До свиданья.)

5. Во время завтрака, обеда, ужина, что принято говорить? (Приятного аппетита.)

6. Когда мамочка укладывает вас спать, что вы слышите от мамочки? (Доброй ночи, спокойной ночи.)

- А что вы ей говорите в ответ? (Ответы.)

7. Дети, а что же должен сказать своим друзьям Мишутка, ведь он их обидел? (Ответы.)

- Конечно, ребята, если ребёнок кого- то нечаянно обидел, то обязательно извинится и попросит прощения. И вы, ребята, не забывайте об этом (ответы детей).

Воспитатель:

 - Ребята, не только слова должны быть вежливыми, но и поступки.

Я предлагаю вам поиграть в игру, а Мишутка посмотрит, кто из вас говорит вежливые слова и не забывает совершать добрые поступки. Только надо быть очень внимательными.

- Если вы считаете, что это про вас, то надо хлопать в ладоши говорить «Это я, Это я, это все мои друзья». Если нет – промолчать.

- Кто из вас, проснувшись бодро, «С Добрым утро» скажет твёрдо? (Хлопают)

- Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться? (молчат)

- У кого из вас в порядке вещи, книжки и тетрадки? (хлопают)

- Кто из вас молчит, как рыба, вместо доброго «спасибо»(молчат)

- Кто из вас в маршрутке тесной уступает старшим место? (хлопают)

- Кто быть вежливым желает, малышей не обижает? (хлопают)        

Воспитатель:

 - Молодцы, ребята! Все были внимательны. А сейчас у нас будет физкультминутка. (По стихотворению В. Данько «Прыг – скок»)

Прыг – Скок!

Прыг – Скок!

Сел кузнечик под листок!

Прыг – Скок!

Прыг – Скок!

Лягушонок под листок!

Скачет козлик по дорожке –

Прыг – Скок!

Прыг – Скок!

Дети хлопают в ладоши –

Прыг – Скок!

Хлоп – Хлоп!

Зайчик солнечный на стенке,

Я на папиной коленке –

Прыг – Скок!

Всем хорошо!

Воспитатель:

- Ребята, а ещё я приготовила для вас вот такой замечательный шарик. Замечательный он не только потому, что очень красивый, а ещё и потому, что он волшебный.

Давайте мы с вами сейчас сядем на коврик и передавая этот шарик друг другу, будем называть волшебное слово,  и если

каждый из вас назовёт хоть одно такое слово, шарик не сможет улететь, да и не захочет. Ему очень понравится, что вы такие вежливые. Хотите, чтобы шарик остался у нас в группе? (ответы детей – да)

Воспитатель: - Ребята, у меня есть картинки, где изображены хорошие поступки и плохие. Вы возьмите картинку и если на ней изображен хороший поступок – положите картинку на красный стол, а если плохой – на синий.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель:

 - Молодцы, дети! Вы замечательные, потому что очень хорошо понимаете, что такое хорошо и что такое плохо.

Медвежонок:

 - Я понял, я понял, очень плохо быть грубым, злым, хвастливым и не благодарным!  Я теперь знаю, что значит быть вежливым, воспитанным и добрым!

Спасибо, ребята, я буду помнить все волшебные слова!

Воспитатель: 

 А вам и Мишутке я пожелаю:

Будьте добры –

Это я говорю по секрету –

Будьте добры – и не ждите

За это конфету!

Будьте добры без игры

И во время игры –

Только, пожалуйста, будьте чаще добры!

-  Растите, но оставайтесь такими же добрыми, милыми, и не забывайте, что именно вежливые слова сделают вас счастливыми волшебниками.

                       Список используемой литературы:

  1. Баринова Е.В. «Уроки Вежливости и Доброты: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития» / Е.В. Баринова. – 2-е из., перераб.,- Ростов н/Д: Феникс, - 2013, - 253, [1]с.: ил. – (Сердце отдаю детям).
  2. Гербова В.В. "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада" 2010 г.
  3. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года. Гербова В.В. Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Сост. В.В. Гербова и др.-М.:ОНИКС 21 век,2005.-352 с.
  4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 80с.













По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...