Словесные игры по развитию речи.
картотека по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Игнатьева Татьяна Сергеевна

Словесные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные игры.

Какое что бывает.

Ведущий спрашивает, что бывает высоким, а дети отвечают: дерево, дом, столб, человек, небо и т. д. Здесь же можно спросить (проведя сравнение): что выше - дом или дерево, слон или человек, машина или велосипед?

Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов.

Эту игру можно проводить с самыми различными словами, например: что бывает широким (дорога, лента, река, доска и т. д.) или что бывает красным, зеленым, круглым, квадратным и т. д.

Окружающий мир


Дети становятся по кругу. В центре - ведущий с мячом в руках. Он говорит: «Сейчас будем называть зверей» — и бросает мяч одному из ребят. Поймавший мяч должен назвать кого-нибудь из животного мира (кошка, мышь, заяц, белка, волк, овца) и бросить мяч обратно ведущему. Игра продолжается дальше. После 8-10 бросков ведущий может менять тему: «Сейчас будем называть птиц» - и бросает мяч. Поймавший называет какую-нибудь птицу.

Такую игру можно проводить с самыми различными темами: рыбы, цветы, вещи, пища, грибы, фрукты и т. д.

Угадай, кто пришел


Ведущий уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, знакомых детям (корове, собаке, козе, кошке и др.), а ребята угадывают, кто это.

Дети и волк


Дети гуляют по площадке. Появляется ведущий, изображая волка. Где тут маленькие детки?

Дети. Тут их нет.

В о л к. А кто тут есть?

Дети. Собачки.

В о л к. А почему они не лают?

Дети (подражают собачкам). Ав-ав!

Волк. Собак мне не надо. (Уходит.)

Дети прыгают и веселятся. Вновь появляется волк. Происходит выше описанный разговор. Теперь дети изображают кошек. При повторении игры малыши могут быть и лошадками, и свинками, и козочками, и коровками, и другими животными.

Кто летает

Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.

- Голубь, воробей, ворона, пчела, стрекоза, божья коровка, собака, слон, кошка, ракета, стол, змея, облака, орел и т.д.

Отгадай, кто позвал

Выбирается водящий, он становится спиной к детям на расстоянии 3-4 м и закрывает глаза. Ведущий подходит к кому-либо из участников игры и притрагивается рукой. Тот громко называет имя водящего, зовет его, например: Саша-а-а!

Водящий разворачивается.

- Кто тебя позвал, угадай! - спрашивает ведущий. Водящий называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

Если весело живется

Дети свободно располагаются по площадке. Ведущий становится так, чтобы все его хорошо видели, запевает песню и показывает ребятам движения. Малыши должны повторять движения ведущего.

Если весело живется,

Делай так

(2 хлопка в ладоши перед грудью)

Если весело живется,

Делай так.

(2 хлопка в ладоши над головой)

Если весело живется,

Делай так.

(2 хлопка по коленям)

Если весело живется,

Делай так

(2 притопа ногами)

Если весело живется Делай все. (Повторяется подряд одно за другим все движения: 2 хлопка в ладоши перед грудью, 2 хлопка в ладоши над головой, 2 хлопка по коленям, 2 притопа ногами.)

По желанию детей можете повторить игру несколько раз, постепенно добавляя различные движения - прыжки вверх, поворот вокруг себя, кивок головой, поднятие одной из ног, щелчки пальцами, приседания и т. д.

Хрюша


Дети свободно располагаются по площадке. Ведущий запевает песню и показывает движения. Дети подхватывают песню и повторяют движения за ведущим. Можно поставить резиновую игрушку свинку (Хрюшу) так, чтобы ее хорошо видели

А у Хрюши, а у Хрюши Вот такие уши!

(Изображает руками возле головы огромные уши.) А у Хрюши нос курносый Вот такой, вот такой! (Показывает.)

А у Хрюши хвост вертлявый Вот такой, вот такой! (Показывает.) А у Хрюши ножки Вот такие, вот такие. (Показывает.) А у Хрюши ушки Вот такие, вот такие. (Показывает.) А у Хрюши живот Вот, вот, вот. (Показывает.) Ходит Хрюша наш бочком, Вот так, вот так. (Показывает.) Ходит Хрюша с пятачком Вот таким, вот таким. (Показывает.) А наш Хрюша говорит Вот так, вот так. (Хрю-Хрю Хрю-Хрю.) Хватит Хрюшу Нам дразнить, Лучше будем Дружно жить! (Подходит к игрушке и гладит ее.)

По желанию детей можете повторить игру несколько раз.

Что видели


Дети сидят или стоят в любом порядке. Ведущий говорит: «Сейчас я буду рассказывать вам, что видел, и

если это бывает, вы скажете: «Видели, видели, в зоопарке видели, если такого в жизни не бывает, вы молчите. Слушайте внимательно и думайте, где надо говорить, а где нет».

- За решеткой у ворот Спит огромный бегемот.

Дети. Видели, видели, в зоопарке видели.

- А пятнистая гиена Точит когти о полено.

Дети. Видели, видели, в зоопарке видели.

- До чего свиреп и лют Хищный зверь большой верблюд.

(Дети молчат.)

- На хвостах висят мартышки -То-то рады ребятишки.

Дети. Видели, видели в зоопарке видели.

- Пони, маленькие пони, До чего красивы кони.

Дети. Видели, видели в зоопарке видели.

- За морями, за долами Ходит курица с рогами.

(Дети молчат.)

- Выше ели и осины Полетели вдруг пингвины.

(Дети молчат.)

- А вчера - вот это дело! -Свинья по небу летела.

(Дети молчат.)

По желанию детей можете повторить игру несколько раз.

Русские потешки

Эти игры проводятся с одним ребенком.

Взяв руки ребенка, хлопают ими в ладоши, а при последних словах ручки разводят и поднимают их на голову ребенка.

- Ладушки, ладушки! Где были? - У бабушки.

- Что ели? - Кашку.

- Что пили? - Бражку. Кашка сладенька, Бражка пьяненька, Бабушка добренька. Попили, поели, Шу-у-у - полетели,

На головушку сели, Ладушки запели.

берут ребенка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока, Сорока-белобока Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Кашки не едали. Все своим деткам отдали.

Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривает:

Этому дала на блюдечке, Этому - на тарелочке, Этому - на ложечке, Этому - поскребушки.

Останавливаясь на мизинце, добавляют:

А этому нет ничего, А ты, мал-маленек. За водицей не ходил. Дров не носил, Кашки не варил.

Можете использовать в игре более простой вариант текста:

Сорока-белобока Кашку варила, Деток кормила: Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому не дала: Ты дров не таскал, Воды не носил, Каши не варил.

Водите ручкой или пальчиком ребенка по его ладошке, касайтесь всех пальчиков на ручках, последние слова обращены к мизинцу.

Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик гриб нашел (загибайте мизинец), Этот пальчик чистить стал (загибайте безымянный палец),

Этот резал (загибайте средний палец),

Этот ел (загибайте указательный палец).

Ну, а этот лишь глядел (загибайте большой палец)!

Посадите ребенка на ногу и легко подбрасывайте:

Ехал Тит на дрожках 
По ровненькой дорожке, 
По кочкам, по кочкам - 
Да 6ух!

Угадай, кто сказал

Каждый ребенок получает по несколько картинок с изображением разных зверей. Ведущий произносит фразу, меняя высоту голоса, подражая животному, которое есть у детей на картинках. Например:

Медведь. Ры-ры, где тут мед? Целый день хожу по лесу, ищу мед. Очень хочется есть

Или:

Белка. Прыг да скок, с ветки на ветку - и так

целый день. Главное - набрать шишек в корзинку, орешков, а еще мне надо насушить грибов на зиму.

Дети поднимают соответствующие картинки. Ведущий объявляет тех, кто угадал, а кто нет.

Загадки-складки (Доскажи словечко)

Ведущий предлагает детям поиграть в загадки, где необходимо, внимательно слушая текст, угадать, договорить, добавить нужное по звучанию и по смыслу слово.

Всех он любит неизменно, Кто б к нему ни приходил. Догадались. Это Гена, Это Гена... (Крокодил)

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит -Это доктор... (Айболит)

У отца был мальчик странный, Необычный - деревянный, На земле и под водой Искал ключик золотой. Его девочка Мальвина Называла... (Буратино)

Он и весел, и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин - мальчик Робин,

И приятель - Пятачок.

Для него прогулка - праздник, И на мед - особый нюх. Этот плюшевый проказник Медвежонок... (Винни-Пух)

Сам он круглый, а не мяч, Рта не видно, а кусач, Голой ручкой не возьмешь, А зовется это... (Еж)

Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверушка. Щелкает орешки мелко Ну, конечно, это... (Белка)

Вместо носа — пятачок, Вместо хвостика - крючок. Голос мой визглив и звонок, Я веселый... (Поросенок)

Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь, Это зверь лесной... (Медведь)

Апельсины и бананы Очень любят... (Обезьяны)

Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу, Хвост короче уха. Живо угадай-ка, Кто же это? ... (Зайка)

Эта рыжая плутовка И коварна и хитра: Быстрых зайцев ловит ловко, Кур ворует со двора. И мышами поживиться Любит шустрая... (Лисица)

Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако, И теперь он не щенок -Взрослая... (Собака)

Посмотрите, по дорожке  ходят маленькие ножки. На головке - гребешок. Кто же это? ... (Петушок)

Этот маленький ребенок Спит без простынь и пеленок, Под коричневые ушки Не кладут ему подушки. Он сказать не может: «Мама, есть хочу!» А потому весь день Мычит упрямо: «Му-у!» Это вовсе не ребенок -Это маленький... (Теленок)

Летом в болоте Вы ее найдете. Зеленая квакушка -Кто это? ... (Лягушка)

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут ее... (Лиса)

Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок, кто же это?   (Петушок).

Загадки и отгадки

Ведущий раздает детям карточки с картинками. Сам же берет карточку с текстом загадки и читает ее. Дети рассматривают свои картинки, и если среди них найдется предмет, являющийся отгадкой, то ребенок поднимает карточку и говорит: «Это про...» Тот, кто отгадал загадку, получает пустую карточку, которой накрывает свою картинку.

Игра продолжается, пока ребята не закроют все картинки на своих карточках.

Кто на елке, на суку

Идет, бредет, бородой трясет, Травки просит: «Ме-е-е». (Козел)

На заборе сидит, «Ку-ка-реку» кричит. (Петух)

Мычит: «Му-у». Кто это? Не пойму. (Корова)

Гав! Гав! На заре. Гав! Гав! На дворе. (Собака).

Мохнатенькая, усатенькая, Молочко пьет, песенки поет, Мягкие лапки, , А в лапках цап-царапки. (Кошка)

Под полом таится, Кошки боится. (Мышка)

Голодна - мычит, Сыта - жует, Малым ребяткам Молочко дает. (Корова)

Чистоговорки и скороговорки


Дети в возрасте 3-4 лет пропускают и недостаточно четко произносят звуки с, з, ц, также нечетко произносят и пропускают шипящие звуки ш, ж, ч, щ, смягченно произносят согласные (лёзецька - ложечка), пропускают звуки л и р.

Учитывая эти недостатки, ведущий предлагает детям поиграть в игру «Скажи четко и правильно».

С

Са-са-са - в лесу бегает лиса. Со-со-со — у Вовы колесо. Су-су-су - было холодно в лесу. Ас-ас-ас — у нас свет погас.

Or - oc - oc - на поляне много ос. Усь-усь-усь - на лугу пасется гусь.

У Сени и Сани в сетях сомики с усами и сомы с усищами.

Сорок сорок съели сырок.

Сухие листочки на сучках-сучочках.

Сшила Саша Сашке шапку.

3


За-за-за - уходи домой, коза. Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу. У зайки Бубы заболели зубы. У маленькой Зины бузина в корзине. Зонного зайку зовут Зазнайка. Видит волк козу, забыл и грозу.

Водовоз вез воду.

Карась в лаз не лазь. Застрял в лазе карась. Зовут завтракать Козла Козловича. От Зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.

Ц


Цо-цо-цо - на руке кольцо. Цы-цы-цы - поспели огурцы. Ец-ец-ец - очень вкусный огурец.

Огурец-молодец.

У кольца нет конца.

Бегают две курицы прямо по улице.

Цыпленок цапли цеплялся за цепь.

Стоит цапля у болотца, Улыбается, смеется.

Цапля, стоя на крыльце, Написала букву Ц.

Нагнись в корытце. Напиться водицы.

Ш


Ша-ша-ша - мама моет малыша. Шу-шу-шу - я письмо пишу. Аш-аш-аш - у Вовы карандаш.

Шы-шы-шы - шепчут камыши. Тише, мыши, кот на крыше. Нашей Маше дали манной каши.

Наша река широка.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!"

Саша шапкой шишку сшиб.

У Ивашки рубашка, У рубашки кармашки.

Ж

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа. Жу-жу-жу - молока дадим ежу. У ежа ежата, у ужа ужата. Лежит ежик у елки, у ежа иголки. Заржавел железный замок.

Жужжит жук.

Не живут ужи, где живут ежи.

Зажужжала муха.

Испугались медвежонка Еж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.

Ч

Ча-ча-ча - горит в комнате свеча. Чу-чу-чу - молоточком я стучу. Оч-оч-оч - наступила ночь. Чи-чи-чи - продавали кирпичи. Чо-чо-чо - навалился на плечо.

Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Течет речка, печет печка.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

В четверг четвертого числа, В четыре с четвертью часа

Четыре черненьких курчавеньких чертенка. Чертили черными чернилами чертеж Чрезвычайно чисто.

Щ

Ща-ща-ща - мы несем домой леща. Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.

Волки рыщут, пищу ищут. Щетинки у чушки, чешуя у щучки. Щипцы да клещи - вот наши вещи. В нашей пуще чащи гуще. Ящичек для ящерички.

Щенок жалобно пищит, Тащит он тяжелый щит.

Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.

Л

Ло-ло-ло - на улице тепло. Лу-лу-лу - стол стоит в углу. Ул-ул-ул - у нас сломался стул. Оль-оль-оль - мы купили соль.

Милая Мила мылась мылом; намылилась, смыла -так мылась Мила

Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не любила.

Галка села на палку, Палка ударила Галку.

У елки иголки колки.

Иголка, иголка, ты остра и колка.

Угольки поставили в уголки, в уголки поставили угольки.

Наш Полкан попал в капкан.

Клала Клава лук на полку, Кликнула к себе Николку.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Р

Ра-ра-ра - Кате спать пора. Ро-ро-ро — по полу ведро. Ры-ры-ры - летают комары. Ри-ри-ри - на ветке снегири. Ор-ор-ор - подмели мы двор. Арь-арь-арь - на стене фонарь.

Повтори без запинки: на осинке росинки засверкали утром перламутром.

Крот рыл ход, ход рыл крот. Три вороны на воротах. Проворонила ворона вороненка.

Орел на горе, перо на орле. Орел под пером, гора под орлом.

"Грабь граблями гравий, краб!» Гроза грозна, грозна гроза. Роса на траве, трава во дворе. На горе, на горке ревет Егорка.

Считалка


Считалка — это короткий рифмованный стишок, как правило, веселый и смешной. В простейшей форме это счет.

Счетом решают, кому водить, но сам процесс выбора водящего является для детей игрой.

Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить, Выходи, тебе водить'

Бывают и такие считалки, в которых тот, на кого пришлось последнее слово, выходит из круга, считают дальше, и кто остается последним - становится водящим. Например:

Вышла мышка как-то раз Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре, Мышка дернула за гири. Вдруг раздался сильный звон. Выходи из круга вон!

Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели, Сели пчелы на цветы, Мы играем - водишь ты.

Раз, два, три, четыре, Кто у нас живет в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я -Вот и вся моя семья! Раз, два, три, четыре, пять, Всех начну считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Выходи меня искать.

Тара-тара-тара-ра, Вышли в поле трактора, Стали пашню боронить, Нам бежать - тебе водить!

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел месяц погулять. А за месяцем луна -Оставайся ты одна.

Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Звезды, месяц, луг, цветы. Ты пойди-ка поводи!

Я - зверек И ты - зверек, Я - мышонок, Ты - хорек, Ты хитер. А я умен. Кто умен, Тот вышел вон!

Шла кукушка мимо леса -За каким-то интересом, Инге, инте, интерес, Выходи на букву С!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические (словесные) игры по развитию речи.

Подборка игр с целью и описанием....

Дидактические и словесные игры для развития речи для детей дошкольного возраста

Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...