Консультация для родителей:"Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Елена Владимировна Ерофеева

Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей .33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте»

Речь — динамичное явление. Язык не стоит на месте, а приспосабливается к условиям и реалиям. Дети чувствуют эти нововведения лучше нас. Дошкольный этап определяется интенсивным речевым развитием. У ребят происходит прыжок в расширении словарного запаса. Речь стала конкретной, осмысленной. В старшем дошкольном возрасте словарь малыша достигает уже 3-4 тысячи слов. В этот период у детей складывается «чувство языка.» Юный “лингвист” интуитивно ощущает языковую норму. Ребенок сопровождает комментариями действия. Проговаривает: что я сейчас делаю?

Ни один ребенок не приходит в мир говорящим. Способность обучаться речи — естественное человеческое свойство, заложенное с рождения. Родным языком «маленького человека» становится тот, на котором говорит ближайшее окружение. Значимые взрослые для ребенка — родители или законные представители.

Растущие потребности дошкольника выступают мотивом для овладения языком. Развивается функция регуляции речи, которая помогает контролировать деятельность и поведение. Все виды деятельности связаны с речью. У дошкольника появляются новые задачи и расширяется круг общения среди сверстников и взрослых.  Ребенку важно, чтобы его понимали собеседники.  “Маленький человек” прислушивается к речи людей, копирует понравившиеся словосочетания и фразы.

Наблюдения играют роль в пополнении словарного запаса. Умение видеть и чувствовать красоту природы формируется во время прогулок на свежем воздухе. Пусть захочется рассказать о цвете облаков или форме листьев на деревьях! В процессе наблюдений у детей расширяется богатство словаря, предложения приобретают сложные конструкции. .

Особенности речевого развития старших дошкольников.

Ребенок в 5-7 лет следит за особенностями произношения сверстников и некоторыми погрешностями собственной речи, овладевает звуковым анализом слов. Не сразу получается без ошибок: шипящие проговариваются не четко, в сложных словах происходит перестановка слогов, буква «Р» не выговаривается. У детсадовца увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. Ошибки встречаются при изменении слов по падежам, особенно при образовании существительных в родительном падеже множественного числа (“нет перчатков”). Воспитатели ориентируют детей в правильном использовании грамматических форм. Чтобы понять, как образуются существительные, познакомим детей с понятием словообразовательной пары; расскажем, как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (работа-работник, огород-огородник) или на предмет (дождь-дождевик).

В этом возрасте ребенок пересказывает сказки или короткие рассказы, придумывает сюжет по серии картин. Дети умеют определять тему и выстраивать части текста последовательно. С помощью взрослых подбирает однокоренные слова. Ребята образуют и употребляют в речи прилагательные сравнительной степени (сильный-сильнее; яркий-ярче). Правильно понимают и употребляют без ошибок предлоги. Услышав незнакомое слово, дошкольники часто переделывают в то, которое известно. Ошибки происходят, это из-за тождества корней: грабитель-грабли.

  Развитие речи как фактор успешного развития ребенка

Диалогическая речь важна для малыша: он живет в социуме. Воспитатели работают над ее совершенствованием. Сюда отнесем:

     Умение слушать и понимать собеседника;

     Формулировать вопросы;

     Строить реплику ориентируясь на поставленную задачу;

     Использовать нормы речевого этикета (приветствие, прощание).

 Прививайте ребятам умение строить диалог: спросить, поддержать, поблагодарить, ответить, попросить прощение . Для этого проводятся беседы на различные темы, которые связаны с жизнью в семье и в детском саду. Малыш учится выслушивать собеседника и задавать вопросы. Навыки, которые приобретет ребенок во время построения диалогической речи, пригодятся и в монологической.

Родители часто отдают себя рабочим будням без остатка, поэтому не уделяют должного внимания речевому развитию ребенка. У дошкольника наблюдается бедность словарного запаса.

Тесное сотрудничество семьи и детского сада — траектория к правильной речи и богатому словарному запасу. Важно, чтобы дома с ребенком разговаривали: читали вслух книжки, обсуждали события дня.

Дети старшего дошкольного возраста и речевое творчество

Воображение дошкольников имеет различия с воображением взрослых. В этом возрасте воображение сопоставимо с интеллектуальной деятельностью, которая направлена на изменение окружающего мира. Малыш “поднимается” над ситуацией и видит происходящее глазами предметов, сказочных персонажей и даже явлений.

 Обучение творческому рассказыванию  – сложный этап работы, который формирует связную речь малыша. Дети учатся придумывать завязку, ход событий и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логические связи в развитии сюжета, отличать реальность от вымысла. Дошкольники рисуют в воображении наряды героев, описывают характер, черты лица, прическу.

 Предоставьте ребенку поле для творчества  – наделять предметы магическими способностями, сочинять сказки, фантазировать, адаптировать к жизни вымышленного персонажа. Главными героями сказок становятся любимые игрушки и герои из мультфильмов. Ребенок легко сопоставляет себя со сказочным персонажем: девочки мечтают о платье как у принцессы, а мальчики о плаще, который наделяет магическими способностями.

При создании сказки ребенок самостоятельно делает выборку событий, черпая материал из личного и литературного опыта. Создает и собственные образы героев, событий, рисует сюжет. С детьми старшего дошкольного возраста разыгрывают сюжеты сказочного характера: “История старого сундука”, “Приключения Деда Мороза в лесу”, “Мой любимый мультфильм.” Развитие мышления позитивно влияет на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника.

Такие задания развивают фантазию, совершенствуют словарный запас, обогащают структуру речи. Наукой доказано: представление о мире формируется у детей раньше, чем связная речь. Часто во время пересказа малыш стремится сказать больше: в итоге замолкает, вспоминает, подбирает слова. Помогите ребенку перевести слова из пассивного словаря в активный. Для этого используем:

  • Логические задачи;
  • Игры по усвоению категорий рода;
  • Игры на формирование образной речи;
  • Игры на развитие деловых качеств личности;
  • Игры на умение находить в тексте небылицы и правдивые события.

Стоит сказать о знакомстве с детской литературой и книжной культурной. В семье не читают, т.е. у детей нет опыта семейного чтения и активного слушания, книга не является ценностью. Развитие ребенка осуществляется в условиях полной развивающей среды. Естественную обстановку заполняют сенсорными приспособлениями и материалами для игр. В помещении группы не обойтись без аудио и видеотеки. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

Учитывайте еще один методический момент — речевая активность воспитателя. При этом педагог не мешает ребенку творить, понимает и принимает позицию малыша. Дошкольник обучает себя самостоятельно, опираясь на творческий потенциал и личный опыт. Даже застенчивый малыш раскрывается.

В дошкольном возрасте формируется детская речь. Со стороны взрослых в этот период речь требует внимания. Под ее влиянием формируются взгляды, сознание, чувство воли и характер. Познавательные процессы также совершенствуются с помощью речи. К началу первого учебного года в школе ребята усваивают словообразовательную модель родного языка, традиционные нормы произношения слов закрепляется в головах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре».

Презентация была подгтовлена для защиты практико-значимого проекта на курсах повышения квалификации в 2011г....

Консультация для родителей "Формирование речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте"

В данном материале раскрываются особенности речевого развития детей 5 - 7 лет....

Характеристика развития речи детей в старшем дошкольном возрасте

Характеристика развития речи детей в старшем дошкольном возрастеВ ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: со...

План по самообразованию «Использование методов мнемотехники для развития речи детей средне-старшего дошкольного возраста»

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. УшинскийЦель: пов...

Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте»

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребёнка? До школы осталось немного времени – 1 год. Все вы знаете, что поступая в 1 класс, ребёнок проходит собесе...