Влияние биоэнергопластики на развитие речи детей, в старшем дошкольном возрасте.
статья на тему

Решетникова Лариса Сергеевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bioenergoplastika.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Центр Развития Ребенка - детский сад №11 "Росинка" г.Саяногорска

Влияние биоэнергопластики на развитие речи детей,

в старшем дошкольном возрасте.

                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                   Разработано:

Решетниковой Л.С.

Воспитатель Iкв.кат.

                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                           

Движения пальцев рук исторически,

 в ходе развития человечества,

оказались тесно связанными

с речевой функцией.

М.М. Кольцова

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Очень важно своевременно обратить внимание на имеющиеся трудности в формировании устной речи детей, так как эти недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах, спровоцировать возникновение различных психологических проблем, которые будут иметь далеко идущие негативные последствия.

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. Необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах с использованием разнообразных методов и приемов.

Анализ литературы по  проблеме  речевых нарушений, опыт работы в старшей группе детского сада и результативность использования традиционных методов таких как:  пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика и т.д. –  позволили мне выявить возможность и необходимость использования в  работе со старшими дошкольниками как традиционных, так  и нетрадиционных методов, таких как: биоэнергопластика, кинезиология и Су Джок. Остановимся более подробно на методе биоэнергопластики.

        Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук и всего тела.

 По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И., совместные артикуляционного аппарата, движения руки и движения тела, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределения биоэнергии в организме.

Биоэнергопластика включает в себя такие компоненты как:

  • Пальчиковую гимнастику – она развивает у ребенка мелкую моторику и координацию движений активизирует речевые навыки, память, мышления, творческое воображения и внимание.
  • Логоритмику – игры учат малышей координировать  движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
  • Эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи и речевым общением, эмоциональная окрашенность речи предопределяет эффективность общения, поскольку состояние эмоциональной напряженности влияет на речевое высказывание. Речь не только передает мысли, но и характеризует эмоциональность человека, формирует его чувство.
  • Мимика – в жизни люди часто не задумываются, каким образом они выражают чувства, пока случайно не глянут в зеркало, в момент сильного эмоционального подъема. На лице отражается все наши эмоции. Глаза, нос, рот, могут продемонстрировать самые разные чувства: озадаченность, злость, удивление, испуг.
  • Пантомимика – выразительные движения, язык тела. Лицо может многое рассказать о чувствах, но и все тело может сказать очень многое. Не говоря не одного слова, с помощью языка, выразительных движений, можно показать свое настроение, эмоции, характер, профессию.        

Биоэнергопластика  имеет три направления:

  1. Развитие артикуляционной моторики;
  2. Развитие тонкой моторики;
  3. Развитие общей моторики и координации.

                Освоение технологии бионергопластики детьми на занятии происходит поэтапно:

  • Ознакомление с упражнением для губ, языка и челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука, ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.
  • Присоединение к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Когда освоены оба движения (артикуляционное и пальчиковое),
  • Разучивание движений на развитие координации: соединения слова с движением тела.

         При применении технологии «биоэнергопластики» синхронизируется работа полушарий головного мозга, развивается способность, улучшается внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

При планировании работы, мною предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также использование элементов самостоятельной деятельности детей.

Хороший эффект в работе с детьми старшего дошкольного возраста дает сочетание методов биоэнергопластики и  театрализации на интегрированных занятиях математического, риторического и познавательного направления в комплексе с продуктивными видами детской деятельности. Наивность детского восприятия и вера в реалистичность происходящего позволяют им через обыгрывание ситуаций вживаться в образы героев. При этом, принимая на себя роль, стараясь выглядеть реалистичнее и правдоподобнее, ребёнок раскрепощается, у него пропадает чувство стеснения перед аудиторией, появляется интонационная выразительность, эмоциональная окрашенность речи, совершенствуется дикция.

        Каждое занятие состоит из 2 частей:

I часть (условно обозначенная нами как лингвистическая) — формирование культуры устной речи;

II часть — формирование творческого мышления.

Общая продолжительность занятия — 30 минут.

Основное содержание первой части занятия складывается из следующих разделов:

1. Артикуляционные упражнения (2-3 мин):

а) упражнение для тренировки нижней челюсти;

б) упражнение для тренировки губ;

в) упражнение для тренировки языка.

2. Развитие речевого дыхания (3 мин).

3. Развитие мимической выразительности (2-3 мин).

4. Формирование речевого голоса (умения регулировать высоту и силу голоса) (3 мин).

5. Воспитание интонационной выразительности (3 мин).

Всего на эту часть занятия отводится 15 минут.

Вторая часть содержит познавательный материал.

Такие занятия оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движения и  мелкую моторику, а также эмоционально – волевую сферу (выражение эмоций). У ребенка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощенности, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение; формируются положительные личностные качества: уверенность в том, что он может донести себя и свои мысли до окружающих.

Использование метода биоэнергопластики в работе с детьми старшей  группы оказало положительное влияние на речевое развитие выпускников: если  в начале года старшей группы 36% детей показывали высокий уровень речевого развития, то, к концу года  уровень речевого развития повысился на 42% и составил 78%.

Таким образом: есть все основания рассматривать биоэнергопластику как один из эффективных методов воздействия на становление речемыслительной деятельности воспитанников детского сада при подготовке их к школе.

                 

Литература:

  1. Т. Бабаева, З. Михайлова «Методические советы к программе «Детство» - Санкт-Петербург, 2001 г.
  2. Т.В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
  3. М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера, 2003 г.
  4. С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
  5. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2001 г.
  6. Формирование социально-психологических предпосылок к обучению детей 6 - 7 лет. Программа Лазаренко О. И., Ястребова А. В.
  7. Л. Пименова «Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду» - Пермь, 1997 г.
  8. Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» - М., 2000 г.
  9. Ж. Управление ДОУ статья К. Белая, И. Павленко и др. «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ» - М., № 4-03 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре».

Презентация была подгтовлена для защиты практико-значимого проекта на курсах повышения квалификации в 2011г....

Характеристика развития речи детей в старшем дошкольном возрасте

Характеристика развития речи детей в старшем дошкольном возрастеВ ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: со...

План по самообразованию «Использование методов мнемотехники для развития речи детей средне-старшего дошкольного возраста»

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. УшинскийЦель: пов...

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА) "

в статье рассмотрены теоретические аспекты изучения двуязычия, анализируются его типовые различия и проблемы. Приводятся наиболее распространенные речевые трудности детей-билингвов на примере Республи...

Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте»

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребёнка? До школы осталось немного времени – 1 год. Все вы знаете, что поступая в 1 класс, ребёнок проходит собесе...