НОД по развитию речи с использованием дидактических игр по ТРИЗ в подготовительной группы. Тема: «Зимушка-зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

НОД по развитию речи с использованием дидактических игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи с использованием дидактических игр по ТРИЗ в  подготовительной группы. Тема: «Зимушка-зима»

НОД по развитию речи с использованием дидактических игр по ТРИЗ-ртв с детьми старшей группы. Тема: «Зимушка-зима»

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Систематизировать знание детей о сезонных изменениях в природе. Развивать навык к нахождению аналогов. Обучать детей сравнению объектов по различным свойствам (цвет, форма, размер). Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.

ОБОРУДОВАНИЕ: Аудиозапись «Веселая природа»; «Волшебная коробочка»; цветы из бумаги разного цвета (красный, синий, желтый). Игрушка кота. Интерактивная доска.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Предварительная работа: Заучивание пальчиковых игр «Зима», «Лето», «Бабочка», «Снеговик». Рассматривание иллюстраций на тему: Зима, Лето. Дидактические игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание». «Какое бывает». «Кто что делает». «Цепочка слов».

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ: В гости к детям приходит персонаж Кот и обращается за помощью. В его сказочном городе все жители поссорились, не могут разобраться какое время года лучше зима или лето.

Ход НОД: Игра - «приветствие».

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В: У нас с вами сегодня необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.

Попробуйте задать мне вопросы, на которые я вам буду отвечать, а ответы помогут вам угадать нашего гостя.

Д: Это птица?

В: Нет, это нет птица.

Д: Может это насекомое?

В: Нет, это не насекомое

Д: Может это какой-то зверек?

В: Да, но это необычный зверь, а сказочный. (Воспитатель загадывает загадку про кота Баюна)

Персидский Князь

Не любит грязь.

С ног до головы оближется

И уткнётся в книжицу.

В полосатой пижаме

Лежит он на диване.

(Котик)

В: Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Это кот Баюн. Поздоровайтесь с ним. Как вы думаете, каким образом он у нас появился?

Д: Пришел.

В: Как еще он мог появиться у нас?

Дети: Мог прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и. т. д.

В: Если кот Баюн прилетел, то на чем он мог это сделать?

Д: На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле.

В: Кот Баюн говорит, что он появился у нас не просто так, а пришел попросить помощи. Дело в том, что в его сказочном городе все жители поссорились и не могут определиться какое время года лучше зима или лето. Кот говорит, что очень любит зиму! Ведь зимой самый лучший праздник «Новый Год». Как вы думаете ребята, что хорошего в этом празднике?

Д: Можно елку наряжать. Дед мороз приносит подарки.

В: Ребята за что вы любите зиму?

Дети: Можно на лыжах кататься и на санках, в снежки играть, крепость строить, лепить снежную бабу, наблюдать за снегопадом, можно проводить опыты, растопить снег в группе и талой водой поливать комнатные растения.

В: Неужели все хорошо зимой? А что плохого?

Д: Плохо когда сильные морозы, можно замерзнуть. Когда гололед, можно поскользнуться и упасть, и повредить себе что ни будь.

В: Значит выходит, что зимой то же есть и хорошее, и плохое.

Д/И «Что бывает летом, что бывает зимой.»

В: Ребята, чем отличается зима от лета? Я буду говорить, что бывает летом, а вы что зимой.

В: Летом-жарко, а зимой

Д: холодно.

В: Летом на деревьях листья, а зимой

Д: Листьев нет (или лежит снег).

В: Летом день длинный, а зимой

Д: Короткий.

В: Зимой солнце низко, а летом

Д: Высоко.

В: Зимой птицам голодно, а летом

Д: Сытно.

В: Зимой земля покрыта снегом, а летом

Д: Травой, песком, землей, цветами.

ФИЗМИНУТКА: «МОРОЗ»

Но вечер приближается (разведите руки в стороны,

Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).

Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)

Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)

Руки стали замерзать (потрите ладони)

Надо их отогревать (подышите на ладони).

Вечер приближается (разведите руки в стороны)

Темнота сгущается.

Нам домой давно пора

—До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: «ЛЕТО»

Вот и лето наступает

Всех на отдых приглашает.

Будем плавать, загорать,

И на даче отдыхать.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА С МЯЧОМ.

В: А сейчас поиграем с мячом, я называю слово, а вы ребята, рассказываете, что оно представляют.

Снег – зима, снеговик, снежки.

Новый год – елка, праздник подарки.

Варежки – гулять, руки, тепло.

Лето – море, радуга, солнце.

Цветок – бабочка, трава солнце.

Мороз – холодно, зима, Дед Мороз.

ИГРА «ПОДБЕРИ ПРИЗНАКИ» (2 минуты)

Мяч передавай – слова, признаки называй.

В: Зима, какая?

Д: холодная, морозная, снежная, веселая.

В: Лето, какое?

Д: жаркое, солнечное, веселое.

В: Снежинка, какая?

Д: Легкая, колючая, нежная холодная, красивая.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. (1 минута)

В: Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе?

В: Как завывает вьюга

Д: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).

В: Как морозным днем хрустит под ногами снег?

Д: ХР-ХР-ХРХР!

В: Как дворник сметает с порога снег?

Д: Ш-Ш-Ш-Ш!

В: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?

Д: С – С - С - С!

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СНЕЖИНКА) (1 минута)

В: Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть

(вдох носом и короткий сильный выдох,

(вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы).

Теперь на варежку упало несколько снежинок (вдох носом и медленный прерывистый выдох).

В: Ребята, а кот Баюн хочет поиграть в веселую игру. Поиграем?

Игра «Гирлянда ассоциаций».

-Что?

Д: Сахар.

В: какой?

Д: Белый.

В: Что еще белое?

Д: Снег.

В: снег какой?

Д: Пушистый.

В: Что еще пушистое?

Д: Одуванчик.

В: Одуванчик какой?

Д: Белый.

В: Что еще бывает белым?

Д: Снег.

В: Ребят вы молодцы, очень много знаете о лете и зиме. Ребят у кота сложилась такая ситуация. Его бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега, а дедушка живет на крайнем севере, там снег никогда не тает, чтобы придумать, что бы бабушка смогла увидеть снег, а дедушка траву и деревья? (только переезжать никуда они не хотят).

Обсуждение проводится в режиме «Мозгового штурма». Сначала высказываются различные варианты а затем анализируются и выбираются наиболее удачный вариант.

ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА» (интерактивная доска)

В: Ребята если вам было интересно то посадите на поляну красные цветы, а если вам не понравилось, то желтые, было неинтересно, скучно синие цветы.

- Ребята я вижу вам все понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Покормите птиц зимой"

Методическая разработка непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе....

Конспект занятия по развитию речи с использованием фольклорных произведений В 1 младшей группе Тема Кошка

Задачи:Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.Формировать познавательную активность, приобщая малышей к национальной культуре. Воспитывать любовь к родному языку,обогащая речь словам...

Конспект НОД по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий (подготовительная к школе группа). Тема: «Что мы знаем о зиме?»

Тема мероприятия в рамках комплексно-тематического планирования: «Что мы знаем о зиме?» (лексическая тема «Зима»).Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физиче...

Открытое занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в 1 младшей группе. Тема: по произведению К.И.Чуковского «Путаница»

Открытое занятие  по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в 1 младшей группе.Тема: по произведению К.И.Чуковского «Путаница»...

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники (схематизации) во второй младшей группе. Тема: «Путешествие в сказку»

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники (схематизации) во второй младшей группе.Тема: «Путешествие в сказку»  Цель: формировать умение пересказывать художественное...

ООД по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в старшей группе Тема: «Волшебные приключения снежинки»

ООД по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в старшей группеТема: «Волшебные приключения снежинки»Задачи:  •        п...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования (первая младшая группа) Тема: «В гостях у Мишутки»

Цель: организация совместной игровой деятельности взрослого и ребенка по предложенной теме.Задачи:Образовательная:-Научить целенаправленным действиям с предметами и взаимодействию в социуме, подражать...