Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Покормите птиц зимой"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Такташова Анна Валерьевна

Методическая разработка непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokormite_ptits_zimoy.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственной  образовательной  деятельности по формированию целостной картины мира  и развития  речи с использованием  технологии исследовательской деятельности в средней группе.

Тема:  «Покормите  птиц  зимой».

Составил воспитатель : Такташова    Анна   Валерьевна.

Санкт – Петербург

2015 г.

Программное содержание :

Образовательные задачи :

- Закладывать  основы  экологического  воспитания

-Расширять  словарь за счёт имён существительных  (снегирь , синица , воробей , голубь , ворона , семена , крупа , зерно , следы ) ; имён прилагательных (короткохвостая , желтогрудая , красногрудая , длиннохвостая ) ; уточняем  значение глаголов (скачет , свистит , воркует)

- Активизировать в речи имена прилагательные – антонимы (большой – маленький , длинный – короткий)

- Учить образовывать  глаголы от звукоподражаний («чирик-чирик» - чирикает , «кар – кар» - каркает и сложные слова ( птица с красной грудкой – красногрудая , птичка с коротким  хвостом – короткохвостая)

- Учить отвечать на вопросы полными   ответами

- Учить решать проблемную ситуацию

Развивающие задачи :

- Развивать слуховое и зрительное внимание – отгадывать загадки – рифмовки

- Развивать чувствительность пальцев рук – отличать  качества предметов на ощупь

-Развивать речь ,мышление, наблюдательность , любознательность

-Обобщать , устанавливать причинно – следственные зависимости , умение делать выводы

Воспитательные  задачи :

- Воспитывать умение работать сообща , аккуратность при работе

- Формировать  эмоционально – ценное отношение к окружающему миру

- Воспитывать заботливое отношение к птицам , желание помогать им в трудных  зимних   условиях

Методы приёма :

-Словесные: - Объяснение ,напоминание , уточнение , оценка деятельности детей , указание , беседа , вопросы , художественное слово .

 - Практические :Опыты,эксперименты.

- Динамические паузы : пальчиковая  гимнастика « Сколько птиц в кормушке нашей» , физкульминутка  « Снегири».

Материалы и оборудование для воспитателя :

- Фигурки  из картона птиц – ворона , воробей , голубь , синица ,  снегирь ; «Снегирь» ( к фигурке привязана нитка) ; разные виды кормушек ; игрушка синички ; кусочки замёрзшего хлеба ;  картинки с изображением  следов птиц  на  снегу ( воробья и вороны) ; корм  для  птиц ( ягоды , хлеб , семечки , зёрнышки , кусочек сала) ; волшебная палочка

-  Использование  технических средств : Музыкальный центр – аудиозапись «Голоса  птиц» из   серии  « Звуки природы»  г. Москва . ООО « Диско   ПРО»   Лицензия  ВАФ  № 77 - 228

Материалы и оборудование для детей :

-Жёлтый лист картона , альбомный лист ( на каждого ребёнка)

Интеграция  образовательных областей :

- «Здоровье» : Динамические   паузы : пальчиковая гимнастика « Сколько птиц  в кормушке нашей» , физкульминутка  « Снегири».

-«Познание» : Проведение опытов

- « Использование технических средств» : Музыкальный центр – аудиозапись «Голоса  птиц» из   серии  « Звуки природы»  г. Москва . ООО « Диско   ПРО»   Лицензия  ВАФ  № 77 - 228

- « Безопасность» :  Инструктаж   по  технике  безопасности   при проведении опытов.

Предварительная работа :

- Конкурс  на  лучшую  кормушку.

- Чтение рассказов и стихотворений о птицах.

Ход   НОД :

  1. я часть : Вводная ( информационно- познавательная )

Загадка :

В. – Послушайте  внимательно и отгадайте  , о каком времени года сейчас прозвучит загадка.

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю ,

Белю поля , дома  ,

Зовут меня … (Зима)

В.-  Правильно , кончилась осень , а за ней  пришла зима. Зима вступила  в свои права : дуют холодные ветры , мороз   сковал землю , кругом лежит снег , голые деревья скрипят от холода.

В.- Кому хорошо зимой , когда много снега ?

(Детям )

В.- А почему детям хорошо зимой ?

Д.- Зимой можно кататься на санках , лыжах , коньках , лепить снежную бабу .

В.- А кому живётся плохо зимой?

Д.- Птицам плохо живётся зимой.

В. - Почему ?

Д. – Холодно птицам зимой , нет еды .

В.-  Голодно птицам  , насекомые  в зимней спячке , плоды  , ягоды , семена трав –под снегом. Мало корма птицы находят зимой. Пуховые  ,тёплые перьевые шубки птиц защищают от холода , но не от голода.

Сюрпризный момент:

(   Создание    мотивации  для  деятельности.)

В.- Сегодня к нам на занятие прилетела синичка ( показ игрушки синички) . Послушайте , что она нам расскажет :

Чтение стихотворения :

Ну , морозы , ну , морозы ,

Нос  наружу – ой – ой – ой !

Даже белые берёзы

В серой корке ледяной .

Даже белки  - непоседки

В ожидании  тепла

Не снуют на  ветки с ветки ,

Не  вылазят  из дупла

И голодная синица

Тихо плачет у окна :

«Негде греться  и кормиться

Ни козявки , ни зерна.

День  дымит морозной далью

Ночи  стылы  и темны ,

Замерзаю  , голодаю ,

Не дожить мне до весны !»

В.-  Ребята , жалко синичку ? Давайте мы оставим её   на нашем занятии. Пускай немного погреется.

В.- Кто же  сможет помочь голодающим птицам ?

Д.- ( ответы детей)

В.- Правильно ,птицам на помощь должны прийти люди. И  надо спешить ! Дорог   каждый час.

В.- Ребята , а вы  хотите помочь птицам ? А как?

Д.- (ответы детей)

В.- Правильно  , можно сделать и повесить кормушки.

В.- А вы знаете ,синичка прощебетала мне  , что у соседней школы она хотела поесть  на кормушке корм ,  но не наелась , потому что  он был твёрдый. Я принесла вам эти твёрдые кусочки. Подойдите ко мне . Посмотрите. Потрогайте их пальчиками.

В.- Скажите мне , пожалуйста , какие эти твёрдые кусочки ?

Д. – Замёрзшие,  ледяные  , очень холодные.

В .- Давайте мы оставим  этот корм  на блюдечке и посмотрим  в конце  нашего занятия , что  с ним произойдёт.

В.- Ребята , синичка  сказала   мне  , что  эти  твёрдые  кусочки  корма были  вот в такой кормушке  (показ.   кормушку  без крыши ) , а  я вам  принесла  вот такие  (  показ образцов ).

В.- Подумайте  и  скажите  , чем  главным  отличается  синичкина кормушка  от моих кормушек ?

Д.-  У  синичкиной  кормушки  нет  крыши.

В.- Сегодня  я вам принесла вот такую красивую кормушку. Посмотрите          на неё  , потрогайте  пальчиками .

В.-  Скажите , ребята , из чего она сделана ?

Д.- Она сделана из дерева.

В.- Какая у нас будет кормушка , сделанная из дерева ?

Д.-  Деревянная.

В.-  Ещё раз хором  скажем это слово.

Д.-   Де – ре – вян – ная

В.- Посмотрите ,я вам  принесла  ещё разные материалы  , из чего может   быть сделана  кормушка.

В.- Возьмите  в руки  жёлтые листочки все по одному. Потрогайте их.  

В.- Скажите  что у вас в руках ?

Д.- Это  картон .

В.- Какая  у  нас  будет кормушка ,  сделанная из картона ?

Д.-  Картонная .

В.- Ещё раз скажем  это слово .

Д.- Кар – тон – ная

В.- А теперь  возьмите  в руки белые листочки все по одному. Потрогайте их.

В. – Ребята , скажите  ,  что у вас в руках ?

Д. – Это бумага

В.-  Какая у нас будет  кормушка , сделанная из бумаги ?

Д.- Бумажная.

В.- Давайте  ещё раз     скажем  хором  это слово.

Д.- Бу  - маж   - ная.

В.- Молодцы !

В.- Чтобы сделать  кормушку для птиц можно использовать бумажный пакет  из – под  молока  или  сока  или картонную коробку , в  которой  вырезано   отверстие   для птичек . А я сделала  кормушку   для   птиц из  

коробки ( показ кормушки воспитателем ).

В.- Давайте ,мы пойдём  повесим её на наш мольберт  и сядем на стульчики.

В.- Только  я повесила  кормушку , как к ней  стали слетаться птицы. Отгадайте загадку ,  кто же прилетел к ней первым.

1-я   загадка :

В серой шубке перьевой ,

И в  морозы он герой.

Назови его скорей

Кто  там скачет  … (воробей)

В.- Кто это?

Д.- Это воробей.

(воспитатель показывает  фигурку  из  картона   воробья )

В.- А если их много ,как нам сказать?

Д.- Воробьи .Прилетели  воробьи.

В.- Поставим  нашего воробышка  в кормушку .

( показ её одного воробья)

  В.-  Посмотрите  и скажите  какой у  воробья хвост короткий или длинный ?

Д.- Короткий.

В.- Хвост у птички  короткий , значит птичка какая?

Д.-Короткохвостая.

В.- Скажем  ещё  раз  это  слово.

(дети проговаривают это слово по слогам)

В.- Поставим  ещё одного воробья в кормушку.

В.- Отгадайте  загадку , кто прилетел следующий.

2-я загадка :

Чёрная  шапочка

И  полоска шарфика

У   желтогрудой птицы

По  имени  … (синица)

В.- Кто  это ?

Д.-  Это синица. Прилетели синицы.

В.- Поставим нашу синицу в кормушку.

(показ  ещё одной синицы )

В.- Какого цвета у синички грудка ?

Д.- Жёлтая.

В.- Грудка  у  птички  жёлтая  ,  значит , птичка какая?

Д.- Желтогрудая.

В. – Скажем  ещё  раз  это  слово

(дети проговаривают это слово по слогам)

В. – Поставим  ещё одну  синицу в кормушку.

В.- Отгадайте следующую загадку.

3-я загадка :

Выпал  снег  , метут метели  ,

А  к  нам  гости  прилетели.

На  рябину  посмотри –

Там  расселись  … ( снегири)

В.- Кто это ?

Д.-  Это снегирь.

(показ снегиря)

В.- Посмотрите  и  скажите  , какого цвета  у  птички  грудка?

Д.- Красная

В.-  Грудка  у птички   красная  , значит птичка  какая ?

Д. Красногрудая.

В.- Скажем ещё раз это слово.

(дети проговаривают это слово  по слогам )

В.- Поставим  нашего  снегиря  в кормушку.

В.- Ребята , ко мне прилетел ещё один снегирь .Он очень замёрз.

(показ снегиря на ниточке )

В.- Давайте подуем на птичку , чтобы отогреть её своим дыханием. Нужно осторожно , чтобы не вспугнуть птичку.

(дети  дуют  на птицу)

В.-   Давайте  поставим  этого снегиря  в  кормушку.

В.-  Отгадайте загадку:

4-я загадка:

Эти  птицы рядом с нами –

Мы  зовём  их  сизарями ,

А   зимой  в  мороз  и  голод

Не  покинет  город  … ( голубь )

В.- Кто это ?

Д. – Это  голубь.

(показ голубя)

В.- А если их  много как  сказать ?

Д. – Голуби. Прилетели голуби.

В. – Поставим  нашего голубя в кормушку.

В. – Послушайте  следующую загадку:

5-я загадка:

Сама  вся  сероватая ,

Походка мешковатая

Важная  персона

Зовут  её  … (ворона)

В. – Кто это ?

Д. – Это  ворона.

В.- А  если  их  много ?  Как  сказать ?

Д. – Это вороны. Прилетели вороны.

В.- Поставим  нашу  ворону  в  кормушку.

В.- Пока  наши птички  слетаются  , мы  поиграем  пальчиками.

Динамическая пауза. (  Пальчиковая гимнастика    « Сколько птиц в кормушке  нашей» )

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело мы расскажем:

Две синицы ,

Воробей ,

Шесть   щеглов и голубей ,

Дятел  в  пёстрых пёрышках –

Всем  хватило  зёрнышек !

В.- Посмотрите , сколько птичек слетелось на нашу кормушку. Надо их подкормить.

(воспитатель  достаёт коробку с кормом)

В.-  Подойдите ко мне ,выберите корм , которым вы будете угощать наших птичек.

(дети подходят к воспитателю)

В.- Что даст …

Я дам … (ягоды, семечки, зёрнышки, кусочек сала, крупу) .

(повторение   состава  предложений )

В – Вот  вы , какие  заботливые и внимательные. Пусть кушают птички. Какой бы ни был мороз , птичка не замёрзнет ,

если будет сыта.

В.- Пока наши птицы осваивают корм  , мы с вами превратимся в птичек с красными грудками  -  в  снегирей. Кто хочет стать снегирём ?

Динамическая пауза . ( Физкультминутка « Снегири» )

Вот на ветках посмотри

В красных грудках снегири

Распушили пёрышки

Греются  на солнышке.

Головой вертят  , улететь хотят

За метелью , за метелью  …

В. – И на веточки сели , а мы  на стульчики.

В. – О  каких  птицах  мы  сегодня  с вами позаботились ? Покормили?

Д. – Мы покормили…… (воробья, синичку, снегиря, голубя, ворону)

(повторение состава предложений)

(воспитатель  ставит 2-ю кормушку , берёт птиц )

В.- Ребята, посмотрите ,  только   я  поставила 2-ю кормушку  , ко мне на руку  слетелось  много  птичек. Помогите мне  , пожалуйста , посадить  птиц в кормушку , но не по одной  птице , а по две.

( показ …)

В.- В кормушку сели синица и голубь.

( Далее дети берут птичек  , говорят  предложение и ставят  птиц в кормушку)

Д.- В кормушку сели  …

В.- А остальных птиц я посажу под кормушку по трое.

( воспитатель говорит образец )

В.- В кормушку сели воробей , голубь  и ворона.

В.- Вот  какие  молодцы ! Посмотрите  сколько   много  птиц мы посадили  в кормушку  и  накормили . Давайте посмотрим  на них  и расскажем  о  наших  птицах.

( показ  картинок  вороны и синицы )

В. – Ворона  большая , а синица какая ? ( маленькая ) 

У   синицы хвост  короткий , а у вороны какой ? ( длинный)

У  вороны клюв   длинный  , а у синицы какой ? ( короткий)

Синица маленькая , а ворона какая ? (большая)

В.- Ребята ,  давайте  подойдём  к  окну   и посмотрим  на  нашу  кормушку  .Вы сейчас закроете глазки  ,  я  взмахну  волшебной палочкой  и  на  счёт  1 – 2 – 3 окажетесь на улице  у  нашей  кормушки.

( воспитатель   взмахивает   палочкой   1- 2- 3 )

В.- Мы стоим  очень тихо  , не двигаясь , не шумя . Будем   говорить  тихо ,  чтобы не вспугнуть  птиц.

Д/ И  « Узнай , чей  голос»

( кто  - то  каркает   кар – кар )

В.- Кто  это ?

Д.- Это ворона.

В.- Слушаем  дальше.

( кто-то   чирикает   чирик  -  чирик )

В.  – Кто  это ?

Д. – Это   воробей.

( кто - то   воркует    гу- гу –гу )

В. – Кто  это ?

Д. – Это голубь.

( кто - то   свистит   цинь – цинь )

В.- Кто  это ?

Д.- Это  синица.

В. –Много   птиц  слетелось  в зимнюю  столовую  . Птицы  всё летят  и  летят.  Всем   им  уже не поместиться   в  кормушке. И  они  оставили на  снегу  следы .Это   след  той  птицы ,которая  чирикает  . Чей это след ? (показ)

Д.- Это след воробья.

В.- Воробей  - маленькая  птичка  и  лапки    у  него  маленькие  ,  поэтому   следы   на   снегу  остаются  тоже  какие ?

Д.- Маленькие.

В.-  А это  след  той   птицы  , которая   каркает  . Чей  это след ? ( показ )

Д.- Это  след  вороны.

В.-  Ворона  - большая  птичка  и   лапки  у   неё  большие  ,поэтому   следы  на  снегу  остаются  большие.

В.- Чем  следы  воробья  отличаются  от  следов  вороны ?

Д.- У вороны  следы  большие,  а воробья маленькие.

В.- А   сейчас  вы   закроете  глазки  ,  я  взмахну    волшебной  палочкой  и  на  счёт 1-2-3  мы  снова  окажемся  в садике.(дети   закрыли  глазки).  Итак . 1-2-3 ,снова  в  садике. ( дети  открыли  глазки )

В.- Давайте  подойдём  к  столу. Посмотрим  ,  что   случилось  с  кусочками  корма   , которые  не  смогла  съесть наша синичка ( показ  блюдца ).  Что вы видите ?

Д.- Хлеб  и  воду.

В.-  Что случилось  с нашим кормом ?

Д.- Он оттаял.

В.- Хлеб  у  нас   был замёрзший  , а  когда  растаял   ,  появилась  вода.

В.- Почему  кусочки  хлеба   замёрзли ?

Д.- Нельзя  класть  в  кормушку  сырой  корм   , иначе  он  превратится в лёд .Птицы  его  не смогут  есть  и останутся  голодными.

В.- Как  вы  думаете   ,  что  нам   нужно  поставить  в  нашу  кормушку  .  чтобы  снег  не  попадал   в  неё  и  корм  не  намокал ?

Д.- Нужно   установить   крышу.

В.- Давайте   поставим   крышу  в  нашей  кормушке.

( воспитатель  совместно   с  детьми  устанавливают  крышу  на кормушке)

В.- А   теперь , ребята , послушайте  стихотворение :

Чтение   стихотворения  « Покормите   птиц  зимой»)

Покормите   птиц   зимой ,

Пусть  со  всех  концов

К   вам  слетятся  ,  как домой

Стайки  на   крыльцо.

Небогаты  их  корма ,

Горсть   одна  нужна ,

Горсть  одна  -  и  не  страшна

Будет  им  зима.

В.- О  чём  это   стихотворение ?

( ответы  детей )

В.- Да  ,  надо заботиться  о  птицах  ,  чтобы им  легче  перенести  холод. Если  мы   позаботимся  о  птицах  зимой  ,летом   птицы  позаботятся   о  наших  садах , лесах  ,  парках.

Итог   занятия:

В.- Ребята , а   чему  мы  сегодня  научились  ?

Д.- Мы    учились  правильно   выбирать   кормушку.  У кормушки   обязательно  должна быть  крыша  ,чтобы  корм  не   намокал  и  мы могли   покормить птиц.  Учились правильно   подбирать   корм.

В.- Ребята  , посмотрите  , наша   синица  отогрелась  в  тепле. Она благодарит   вас  , дети ,  за   заботу   и  внимание  к  своим  друзьям  птицам. Мы  возьмём   с  собой  синичку  , на   прогулке  развесим  наши  кормушки  на  деревья . Будем   постоянно   кормить  птичек  и  за  ними  наблюдать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ НА СТОЛ»

Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его появлении на столе; объяснить, что хлеб пекут из муки, муку получают из зерна, зерно вырастает в поле и т. д.; воспитывать бережное...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и речи в средней логопедической группе. «В гостях у русской народной сказки «Репка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и речи в средней  логопедической группе. «В гостях у русской народной сказки «Репка»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе с использованием здоровьесберегающей технологии и личностно-ориентированного обучения по теме: «Что мы знаем о насекомых?

Что я услышал – я забыл.Что я увидел – я помню.Что я сделал – я знаю.КонфуцийДошкольный возраст – яркая страница жизни, а впереди – взросление и самостоятельная жизнь, и ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с учетом НРК и использованием УМК по изучению татарского языка в старшей группе Тема: «Что мы Родиной зовем?»

Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, интереса к изучению татарского языка, уважения к символике России, Татарстана. Задачи: 1. Дать детям представление, что такое страна, Роди...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира в средней группе с использованием интерактивной доски "Зимние забавы"

   Конспект  непосредственной  образовательной  деятельности по  Формированию  целостной  картины  мира   в  средней  групп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, образовательная область «Познавательное развитие» в средней группе «Домашние животные»

Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных.Задачи:·        Учить выделять и называть характерн...