Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и речи в средней логопедической группе. «В гостях у русской народной сказки «Репка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Тивякова Татьяна Алексеевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и речи в средней  логопедической группе.

 «В гостях у русской народной сказки «Репка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyakh_u_russkoy_narodnoy_skazki_repka.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира и речи

в средней  логопедической группе.

 «В гостях у русской народной сказки «Репка»

Программное содержание

  1.Познавательные задачи:

- расширение и закрепление знаний детей о признаках весны;

- знакомство детей с весенними работами в огороде;

- знакомство детей с семенами репки;

- закрепить представление о  понятиях «большой», «поменьше», «еще меньше», «самый маленький»;

- развитие навыков детей в сравнении предметов по величине;

- развитие навыков количественного и порядкового счета в пределах 5;

- расширение и закрепление знаний детей сюжета русской народной сказки «Репка».

 2.   Речевые задачи:

- расширение активного и пассивного словаря детей через названия овощей и основных признаков весны;

- развитие диалоговой речи;

- автоматизация поставленных звуков;

- согласование числительных с существительными.

3. Задачи социализации:

- формирование коммуникативных навыков в общении со сверстниками и взрослыми;

- развитие и активизация мыслительных процессов;

- развитие чувства взаимопомощи.

4. Материал к занятию:

- пять муляжей репки, разных по величине;

- репка (настоящая);

- герои русской народной сказки «Репка» (фигурки для ковролина);

- емкость с землей для посева семян репки («грядка для подоконника»);

- авторская игра для развития мелкой моторики «Золушка» (см. Приложение №).

               5. Предварительная работа:

- чтение русской народной сказки «Репка»;

- рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Репка» в книгах разного издания;

- рассматривание иллюстраций с признаками весны;

- освоение Д/и «Времена года»;

- драматизация русской народной сказки «Репка»;

- отгадывание загадок из серии «Овощи».

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Сейчас весна.

В.: А что происходит весной?

Д.: (Все дети по очереди  называют весенние признаки)

В.: Молодцы, правильно. А скоро, когда растает весь снег, и солнце прогреет землю, многие люди займутся посадками в своих огородах. А что можно посадить или посеять в огороде на грядках?

Д.: (отвечают по очереди все дети, называя различные овощи)

В.: Как можно все сказанное назвать одним словом?

Д.: (Дети должны вспомнить, что это -  овощи.  В противном случае воспитатель сама называет обобщающее слово и просит всех детей его повторить.)

В.: А один мой знакомый любит выращивать то, о чем я вам сейчас загадаю загадку, слушайте внимательно:

Кругла, а не месяц.

Желта, а не масло.

Сладка, а не сахар.

С хвостом, а не мышь.

 Д.: (думая, обсуждая, анализируя и споря, может быть с помощью воспитателя, дети приходят к выводу,  что это репка)

В.: Молодцы, правильно догадались. А как вы думаете кто же мой знакомый?

Д.: (дают всевозможные ответы, пока не догадаются, что это дед из сказки «Репка»)

В.: Правильно! Только в этой сказке  было все немножечко иначе. Так вот, прошлой весной  дед посадил репку, а точнее он посеял семена (показываю настоящие семена репки и даю их всем потрогать). А где он их посеял?

Д.: (Должны вспомнить, что в огороде, на грядке.  В противном случае, воспитатель сама говорит им об этом и просит детей повторить.)

В.: Да! Он приготовил грядку: вскопал, взрыхлил землю, убрал корни сорняков и посеял семена, полил (все демонстрирую на «грядке для подоконника»). Но одно семечко не уместилось на этой грядке, и дед посадил его отдельно. Ему так было жаль то одно семечко, что оно растет в одиночестве, что он стал больше ухаживать за ним, чем за всеми остальными. Как вы думаете, как он ухаживал за репкой? Что делал?

Д.: (перечисляют все действия по уходу за посадками)

В.: Правильно! А при хорошем уходе выросла репка большая пребольшая. Стал дед ее тянуть. Тянет-потянет, не может вытянуть. А как вы думаете кого позвал дед на помощь?

Д.:  (отвечают и иллюстрируют свои ответы  на ковролине, выкладывая  героев сказки в соответствии с сюжетом)

В.: Ребята, а как вы думаете,  без мышки смогли бы вытянуть репку?

Д.: Нет!

В.: А почему?

Д.: (дают возможные варианты ответов)

В.: А если  все- таки не оказалось бы мышки, то кто мог бы помочь вытянуть репку?

Д.: (дают возможные варианты ответов: животные, птицы, насекомые, герои сказок, вымышленные герои и т.д.)

В.: И, вот репку вытащили! Всем нашим героям, конечно же, захотелось попробовать ее. Но репка одна, а желающих много. Как ее можно разделить на всех?

Д.: (дают  возможные варианты решения проблемы)

В.: (голосом внучки, с элементами театрализации) «Дедуля, ты же забыл про грядку, на которой сеял много семян. А я за ней ухаживала! Посмотри, какие репки на ней выросли! Здесь всем хватит по целой!» Подходим к забытой грядке и видим, что там выросли прекрасные репки (муляжи, которые незаметно для детей выставила помощник воспитателя).

В.: Давайте мы их вытащим и сосчитаем, сколько же их здесь?

Д.: (один из детей считает, остальные следят за правильностью, при необходимости исправляют. Выросло шесть репок.)

В.: А героев в сказке сколько? Всем ли хватит репок?

Д.: (один из детей пересчитывает персонажей сказки, остальные следят за правильностью, при необходимости исправляют. Получилось шесть персонажей.)

В.: Так что всем хватит репок?

Д.: (Все дети проговаривают, что и репок, и персонажей поровну, значит, репок хватит всем!)

В.: Ребятки, посмотрите внимательно,  чем отличаются репки друг от друга?

Д.: (анализируя и рассматривая муляжи, дети приходят к мнению, что они отличаются друг от друга размерами )

В.: Давайте мы их выложим по порядку, начиная с самой большой.

Д.: (выкладывают репки в порядке уменьшения размера и проговаривают: «большая», «поменьше», «еще меньше», «самая маленькая»)

В.: Попробуем их сосчитать по порядку.

Д.: (порядковый счет в пределах 6)

В.: Ну, а теперь уже давайте будем репки делить! Кому дадим самую большую репку?

Д.: (все дети по очереди определяют кому какую репку дать в соответствии с размером: самому большому, деду, - самую большую репку и т. д. по убыванию. Свое решение дети обязательно проговаривают.)

В.: Как все удачно получилось! Репок действительно хватило всем!

 В.: (голосом деда  с элементами театрализации) «Ребятки,  вот эту, самую большую репку, которая росла в одиночестве, я хочу подарить вам! Она очень сладкая! Кушайте на здоровье!» (подаренную репку дети съедят во время второго завтрака)

Д.: (благодарят)

В.: Мои хорошие, у меня к вам есть просьба: я принесла еще и другие семена на посадку, но они все перемешались. Помогите мне, пожалуйста, их перебрать.

Д.: (игра на развитие мелкой моторики «Золушка»)

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЧТО ТАКОЕ ГЕРОИЗМ».

Формировать представление о героизме; воспитывать у детей эмоционально – положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в с...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Покормите птиц зимой"

Методическая разработка непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира, расширение кругозора в подготовительной группе.

Конспект занятия по расширению кругозора детей о строении собственного тела, о внутренних органах человека, их значении. о правильном питании, его значении и взаимосвязи здоровья и питании....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и познавательному развитию игра инсценировка по сказке «Репка»

Цель: создать условия для приобщения детей к театрализованной деятельности, доставить детям радость. Задачи: Обучающая: Учить согласовывать свои действия при проведении игры-инсценировки, продолжать...