Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира: «Какая бывает осень?». Средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Чернова Надежда Сергеевна

конспект какая бывает осень

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 «Маячок» комбинированного вида

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ

_____________________Т.Г. Куркина

                                                                   «____» ____________________ 20___г.

Конспект непосредственно  образовательной деятельности по формированию целостной картины мира: «Какая бывает осень?».

Средняя группа

Подготовила: Чернова Н.С.

пгт. Ногинск – 9

2014 год

Цель: Закреплять знания о временах года: характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе. Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира; расширить представление детей о поведение диких животных осенью; учить правильно вести себя в лесу, не нарушать его жизни; воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое; развивать музыкально-творческие способности детей.

Материал и оборудование: Костюм осени (для взрослого), нарисованные осенние листья, картины с изображением пасмурной и солнечной золотой осени, листы белой бумаги, гуашь, вода, салфетки, макет цветка с разноцветными лепестками, корзина с яблоками, макет лиственного дерева, нарисованный замок, мольберты, музыкальное сопровождение. 


Словарная работа: осень дождливая, пасмурная, золотая, хмурая; пора увядания; страна, приметы.

Предварительная работа: 
1.Разучивание пальчиковой игры: «Замок»
2. Разучивание скороговорки.
3. Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования (рис. скомканной бумагой)
4. Разучивание разминки « Мы - осенние листочки » 
5. Беседа о грибах съедобных и несъедобных, рассматривание иллюстраций и макетов грибов.

Ход образовательной деятельности

Осень: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?
А кто я угадайте из моих загадок? 
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья. 
Осень: Не догадались? Тогда слушайте следующую загадку. 
Я деревья раздеваю
И листочки с них снимаю.

Дети: Осень.
Правильно, я и есть осень. Я пришла к вам в гости рассказать о себе
и узнать, что вы знаете обо мне. 
А для этого я предлагаю вам отправиться ко мне в гости на осеннюю полян-ку. Согласны? ( Да). Итак, в путь! 
Подводит детей к двери с замком (дверь в группу), делает вид, что ищет ключ. 
(Осень): Я, кажется, потеряла ключ от замка! Помогите, пожалуйста,
отпереть дверь. Ребята, а чем мы можем открыть дверь?
Дети: Ключом, игрой замочек.
Осень: Как хорошо, что вы знаете такую игру.
«Замок». 
На двери висит замок, (руки в замок)
Кто открыть его бы смог? Потянули, покрутили, постучали 
И... открыли! (раскрывают руки)
(Открывает дверь.)

Спасибо вам за помощь. Сейчас мы отправляемся в чудесную страну,
страну загадочную, полную тайн, страну под названием осень. 
Но в эту страну не идут поезда,
И самолет не летает туда,
Как же страну эту назвать?
Страну, до которой рукою подать… (Звучат голоса птиц)
Осень: У каждого времени года есть свои приметы.
Сейчас мы проверим, знаете ли вы приметы осени.

Игра: «Да или нет» (дайте правильный ответ):
Осенью цветут цветы? 
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

Осень: Ребята, проходите ко мне на лесную полянку, и присаживайтесь на пенёчки.
Осень: Ребята, а какие приметы осени вы еще можете назвать?
Дети: Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве, синицы в стаи собираются, летает паутина – будет тепло, птицы в стаи собираются и кричат, к дождю.
Осень: Ребята, есть такая поговорка: В сентябре и лист на дереве не держится, а пословица гласит: « Сентябрь птиц в дорогу торопит»,
Молодцы, вы знаете приметы осени. 
Ребята, а что может расти на полянке или в лесу осенью? (ответы детей: гри-бы и ягоды)
Дети, а какие грибы бывают? (съедобные и несъедобные)
Осень: А какие съедобные грибы вы знаете? (белый, подберезовик,….)
А не съедобные? (мухомор) а можно эти грибы пинать или топтать?

Дети: Нет!
Осень: Конечно, нет, а почему? 
Дети: Мухомором звери лечатся.
Осень: Правильно, ведь все в природе взаимосвязано, все что растет и живет на земле, приносит пользу.
Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как готовятся осенью к зиме дикие животные? ( Белка, медведь, заяц, ёжик)

Дети: звери собирают запасы, меняют шубки…..
Осень: А как вы думаете, зачем меняют шубки зайчик , а белочка? А мишка что делает?
Осень: А как готовятся к зиме птицы?
Дети: Птицы улетают в теплые края.
Осень: Молодцы, а что делаю муравьишки?
Дети запасаются кормом и закрываются в муравейнике.

Осень: А можно разрушать муравейник? (нет) Конечно, нет, муравьи - санитары леса, их трогать нельзя!
Осень: Ребята, а можно шуметь в лесу? А ломать ветки на деревьях? 
Осень: Ребята, а посмотрите, у нас на полянке растет странный цветок,
у него разный каждый лепесток. 
Давайте найдем у него цвета осени. А для этого нам нужно сказать заклинания, но быстро-быстро, иначе не подействует.
Заклинание (скороговорка)
Осень просекой прошла,
Краски свои разлила.
Скажите, а какие цвета осени вы знаете?

Ответы детей: Желтый, красный, оранжевый, зеленый, коричневый.
Осень: Молодцы, видите, как подействовало заклинание,
вы вспомнили все цвета осени.
Ребята, а какая бывает осень
Дети: Хмурая, пасмурная, золотая, дождливая.

Осень: А еще её называют порой увядания. 
Вот она, осень: полюбуйтесь, как хороша!
Такой ее увидели художники.
Как переливаются краски. Деревья надели золотой наряд. 
Демонстрация незаконченной картины осени.

Осень: Ребятки посмотрите, вокруг нашей полянки стоят деревца, а листиков на деревьях и на земле нет, помогите мне украсить их осенней листвой.
Правда, много у осени работы! (да) 
А сейчас вы будете рисовать, а музыка будет вам помогать!
Посмотрите, а кисточек у нас нет, чем мы можем нарисовать листья?
Ответы детей: Бумагу сжать в комочки и ею рисовать.

Осень: Листья падают, кружатся, тихо по ноги ложатся…
(Звучит осенняя мелодия, и дети рисуют под музыку листья).

Осень: На опушке осень краски разводила, 
По листве тихонько кистью проводила. 
Пожелтел орешник, и разделись клены, 
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Осень: Вот вы и помогли мне украсить деревья, а комочки бумаги сами у вас под музыку плясали, с листика на листик, и все позолотили!

Осень: Ребята, а что это шумит? Ой, какой сильный ветер поднялся, закружил листики, давайте попросим его: 
Ветер, ветер не шали! 
Лучше с нами пошути! (Дети хором произносят слова.)
Он шепчет мне на ушко, что хочет поиграть с вами и осенними листочками.

Проводится разминка «Мы - осенние листочки».

Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
(Дети образуют круг.)

Ветер дунул - полетели. 
(Разбегаются по комнате).

Мы летали, мы летали -
(Бегают, помахивая листьями).

Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (Садятся на корточки, поднимают листья над головой.)

Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
(Бегают, помахивая листьями.)

Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Подбрасывают листья.)

Осень: Вам понравилось играть с осенним ветерочком?
Он вас поблагодарил за игру и улетел. Ребята присаживайтесь на стульчики.

Осень: Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (Ответ детей) 
А что вы интересного узнали?
Ребята, а какая я бываю?
Осень: Ребята, а я хочу отблагодарить вас за чудесные картины, которые вы нарисовали, за то, что вы очень много знаете об осени, о приметах осени, о правилах поведения в лесу и на опушках леса, о поведении диких животных осенью.
Примите от меня дары осени (из корзины достает яблочки и угощает детей)

Осень: А сейчас нам пора возвращаться с осенней полянки в детский сад, 
закройте глаза и наша красивая музыка перенесет вас с опушки леса в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: «Путешествие в прошлое одежды»

Программное содержание занятия:Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежд...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и речи в средней логопедической группе. «В гостях у русской народной сказки «Репка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и речи в средней  логопедической группе. «В гостях у русской народной сказки «Репка»...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Лесные обитатели весеннего леса»

Конспект  образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий:Тема:...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «Юные покорители космоса»

Конспект  образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленностиТема: «Юные покорители космоса»...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе «Мир комнатных растений»

Цель: формировать элементарные представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении; учить различать комнатные растения по внешнему виду.Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональную отз...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе «Мир комнатных растений»

Цель: формировать элементарные представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении; учить различать комнатные растения по внешнему виду....

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе «Путешествие Чебурашки в страну насекомых»

Цель: расширить представления детей о многообразии насекомыхЗадачи:Образовательные задачи:Расширить представление детей о жизни насекомыхУточнить представления о пользе насекомыхФормировать умения наз...