Старшая группа. Речевое развитие
материал по развитию речи (старшая группа)

Фоменкова Татьяна Александровна
Старшая группа. Речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие» - Развитие речи

Тема

Цель

Источник

 СЕНТЯБРЬ                                                                   «Мы – воспитанники старшей группы»

Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа  2017г. Стр.30

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки»…

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…».

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа  2017г. Стр.32

Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа  2017г. Стр.33

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с

Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с  и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

Гербова В.В.                        « Развитие речи в детском саду». Старшая группа  2017г. Стр.34                    

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». «Чтение стихотворений о ранней осени»

Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа  2017г. Стр. 35

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа  2017г. Стр.37

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней

Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа  2017г. Стр.38

Веселые рассказы Н. Носова

Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа  2017г. Стр.40

                     ОКТЯБРЬ                            Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа  2017г. Стр.40

«Учимся вежливости»

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа  2017г. Стр. 41

Обучение рассказыванию: описание кукол

Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа  2017г. Стр.43

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц

Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи. Познакомить детей с новой загадкой.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа  2017г. Стр.44

Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана

Гербова В.В.   «Развитие речи в детском саду». Старшая группа  2017г. Стр. 46

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа              2017г. Стр.47

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Продолжать упражнять детей в умении быть вежливым. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа  2017г. Стр.48

«Литературный калейдоскоп»

Выяснить у детей какие литературные произведения они помнят.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа          2017г. Стр.49

НОЯБРЬ                                                         Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа         2017г. Стр.50

«Рассказывание по картине»

Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ

Гербова В.В.            «Развитие речи в детском саду». Старшая группа                             2017г. Стр.51

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка». Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр.52

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр.53

              «Обучение рассказыванию»

Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.).

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр.55

Завершение работы над сказкой «Айога»

Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр.56

Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»

Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа    2017г.  Стр.56

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 57

                      ДЕКАБРЬ                               «Чтение стихотворений о зиме»

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа      2017г. Стр.60              

Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе»

 Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета, вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр.61        

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела», учить пересказывать ее.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр.63

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр.64

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце»

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр.66

Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой»

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа         2017г. Стр.66

Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» Дидактические игры со словами

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

Гербова В.В.                        « Развитие речи в детском саду». Старшая группа       2017г. Стр.68

«Дидактические игры со словами»

Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр.68

                    ЯНВАРЬ                               Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму»

Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

Гербова В.В.            «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 70

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

Гербова В.В.                        « Развитие речи в детском саду». Старшая группа        2017г. Стр. 71

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 72

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 74

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж.

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа          2017г. Стр. 75

Пересказ сказки Э. Шима                        «Соловей и вороненок»

Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа        2017г. Стр. 76

Чтений стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения Ию Сурикова «Детство»

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 77

Обучению рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»

Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 79

                           ФЕВРАЛЬ                      Беседа на тему «О друзьях и дружбе»

Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа         2017г.  Стр. 80

Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение "Подскажи слово»

Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 82

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова).

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа        2017г. Стр. 83

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ.

Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 83

Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 84

Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки»

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 6

Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)) [8] , придерживаясь плана.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 87

Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»

Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 88

                       МАРТ                                 Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине" и А. Барто «Перед сном»

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 91

Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»

Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа        2017г.  Стр. 92

Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…»

Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 93

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»

Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 94

Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»

Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору)

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа           2017г.  Стр. 95

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»

Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр.95

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Учить детей дифференцировать звуки ц – ч ; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 96

Чтение сказки «Сивка-Бурка»

Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 97

Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.

Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 98

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово».

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 99

Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм».

Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа          2017г. Стр. 101

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 102

Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову)

Продолжать учить детей пересказывать.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 103

Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»

Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 104

«Дидактические игры со словами. Чтение небылиц»

Активизировать словарь детей.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 104

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 105

     МАЙ      

«Обучение рассказыванию по картинкам»        

Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 107

Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения

Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 107

«Лексические упражнения»

Проверить, насколько богат словарный запас детей

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 108

Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол»

Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол».

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа           2017г. Стр. 109

Звуковая культура речи (проверка усвоенного материала)

Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 109

Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни»

Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 110

Литературный калейдоскоп (повторение пройденного материала)

Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. (Работа по закреплению пройденного материала).

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа   2017г. Стр. 106, 110


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей старших групп «Речевое развитие дошкольников»

Методы и приемы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Речевое развитие. Тема: «В стране дорожных знаков»

Тема: «В стране дорожных знаков»Задачи:«Социально – коммуникативное развитие»1.Расширять знания детей о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира. Закрепить знания дошко...

Самообразование по развитию речи в старшей группе «Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС»

В самообразование подготовлен материал по развитию речи для  саморазвития педагога....

Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе. ( речевое развитие и художественно-эстетическое развитие) "Весна"

Цель: закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения я природе, связанные с этим периодом.Задачи:Обогащение и активизация словаря: март, апрель, май; капель; оттепель; скворцы; долгожда...