Главные вкладки

    Игры для активизации речи детей дошкольного возраста
    методическая разработка по развитию речи

    Автором представлена подборка игр для активизации речи детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_dlya_aktivizatsii_rechi_detey.docx26.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

     Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1

    «Образовательный центр» имени 21 армии Вооружённых сил СССР

    п.г.т.  Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

    структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

    Игры для активизации речи детей дошкольного возраста.

    (практический материал для педагогов и родителей)

    Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

    Так как для старшего дошкольного возраста наиболее характерным является активное усвоение речевых конструкций разного типа, освоение формы монолога и параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя речи и освоение смысловой стороны слова, то и лингвистические игры подбираются мною исходя из этого и, конечно, цели каждого отдельного занятия.
    Для активизации речевого развития детей, на занятиях и в повседневной жизни используются упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь
    . Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.

    Игры на развитие звуковой культуры речи.

    Игра «Замени звук»

    Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

    Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

    Ход игры: Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

    Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

    Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

    По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

    «Измени слово»

    Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

    Ход игры: Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:

    друг — дружок,

    пирог — пирожок,

    сапог — сапожок,

    снег — снежок,

    рог — рожок,

    луг — лужок,

    творог — творожок,

    флаг — флажок.

    Игра «Поймай слог»
    Цель: Развивать слуховое внимание и его быстроту.
    Ход игры: Педагог «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.
    Например: Ку – кукла, ар – арбуз и т.д.

    «Третий лишний»

    Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

    Ход игры: Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:

    шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;

    голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

    Игры на формирование грамматического строя речи.

    Игровое упражнение «Подбираем рифмы»

    Цель: Развивать умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
    Ход игры: Педагог читает детям шуточное стихотворение – начало английской народной песенки в переводе С.Я.Маршака:
    - Даю вам честное слово, вчера в половине шестого
    - Я видел двух свинок без шляп и ботинок.
    - Даю вам честное слово!
    Далее учитель задаёт детям вопросы на понимание текста:
    - Кого видел поэт? В каком виде они были?
    - Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)
    - Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

    Даём честное слово:
    Вчера в половине шестого
    Мы видели двух сорок
    Без…(ботинок) и …(чулок).
    И щенков без …(носков).
    И синичек без …(рукавичек).

    Данное стихотворение можно продолжать и дальше по усмотрению учителя. По образцу этого упражнения можно брать другие стихи и делать тоже самое.

    Игра «Кузовок»
    Цель
    : Образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
    Ход игры: Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:

    - Вот тебе кузовок,
    - Клади в него, что на – ок.
    - Обмолвишься – отдашь залог.

    Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством учителя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

    Игровое упражнение «Чьё всё это?»
    Цель
    : Упражнять в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном  числе и падеже.
    Ход игры: Детям показывается картинка с изображением животного, и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

    - Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
    - Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
    - Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.
    - Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
    - Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

    Игра «Домики»
    Цель: Упражнять в определении рода слов – предметов.
    Ход игры: Педагог объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором – «она моя», в третьем – «оно моё», в четвёртом – «они мои». Нужно «расселить» слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.

    Игры на обогащение словарного запаса.

    Игра «Наоборот»
    Цель: Упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
    Ход игры: Педагог говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее педагог играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч педагогу.
    Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать  стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

    - Нам с тобой пришёл черёд
    - Сыграть в игру «Наоборот».
    - Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
    - Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
    - Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
    - Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
    - Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
    - Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

    Игровое упражнение «Закончи фразу»
    Цель: Развивать умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).
    Ход игры: Педагог называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил педагог, т.е. закончить фразу.

    - Сахар сладкий, а лимон … .
    - Луна видна ночью, а солнце … .
    - Огонь горячий, а лёд … .
    - Река широкая, а ручей … .
    - Камень тяжёлый, а пух … .

    Игровое упражнение «Скажи по-другому»
    Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).
    Ход игры: Педагог говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова – приятели.
    Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт в школу.
    Какое слово повторилось два раза? (идёт)
    Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.
    Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.
    Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
    Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

    - Чистый воздух (свежий воздух).
    - Чистая вода (прозрачная вода).
    - Чистая посуда (вымытая посуда).
    - Самолёт сел (приземлился).
    - Солнце село (зашло).
    - Река бежит (течёт, струится).
    - Мальчик бежит (мчится, несётся).
    - Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный)
    очень маленький (малюсенький).

    Игры на развитие связной речи.

    Игра «Пойми меня»
    Цель: Развивать умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
    Ход игры: Педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше педагог объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось педагогу. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди, и когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

    Игровое упражнение «Если бы…»
    Цель: Развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
    Ход игры: Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

    - «Если бы я был волшебником, то …»
    - «Если бы я стал невидимым…»
    - «Если весна не наступит никогда…»

    Игровое упражнение «Закончи сам»
    Цель: Развивать воображения, связной речи.
    Ход игры: Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.

    Литература и интернет источники:

    1.  Гербова В.В. занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175с.

    2. Речевые игры и упражнения для дошкольников: Пособие для воспитателей и родителей / Под ред. О.С. Ушаковой. – М: ТЦ Сфера, 217. – 208 с.

    3. https://infourok.ru/kartoteka-slovesnih-igr-po-zvukovoy-kulture-rechi-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-3443796.html 

    4. https://uchitelya.com/pedagogika/127183-kartoteka-didakticheskih-igr-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppe.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

    В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...

    Консультация на тему: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста".

    Игровая деятельность - это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясь таковой,именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его психических...

    Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста

    «Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»....

    Обогащение словаря и активизация речи детей дошкольного возраста.

    В данной статье даны рекомендации по обогащению словаря и развитию речи детей дошкольного возпаста, приведены примеры игр и упражнений по данной теме....

    Активизация речи детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук

    Папка-передвижка для родителей детей младшего дошкольного возраста, информирующая о том, что такое мелкая моторика и для чего ее нужно развивать, так же представлены способы развития мелкой моторики д...

    Использование технологии ТРИЗ в активизации речи детей дошкольного возраста.

    В статье показаны основные методы и приемы по применению Триз технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста....

    Сценарий "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет

    Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...