Дидактические игры по развитию речи.
картотека по развитию речи (старшая группа)

Крайнова Полина Петрова

Дидактические игры направленнына формирование высших психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_razvitiyu_rechi.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 57» городского округа Самара

Дидактические игры по развитию речи.

Выполнила: воспитатель

Крайнова Полина Петровна

Самара 2020

Содержание

1. Дидактическая игра на фонематическое восприятие…………………………. 3

2. Дидактическая игра на формирование произношения…………………………4

3. Дидактические игры по формированию грамматического строя речи:

1) Дидактическая игра на формирование предложения…………………………..6

2) Дидактическая игра на формирование операций словоизменений……………7

3) Дидактическая игра на формирование операций словообразования …………8

4. Дидактическая игры на формирование лексики:

1) В импрессивной речи…………………...………………………...……….….…..9

2) В экспрессивной речи………………...…...………………………….…….…...10

5. Список использованной литературы………………………………………...…11

  1. Дидактическая игра на фонематическое восприятие.

«Весёлые человечки»

Игровая цель: учить различать гласные звуки.

Лингвистический материал: важно при выборе предметных картинок подбирать слова, состоящие из одного слога (к[и]т, м[а]к, ж[у]к, б[ы]к, с[о]м).  

Игровые атрибуты: красные прищепки с наклеенными на них буквами, диск с картинками.

Игровая ситуация: К нам в гости  пришли веселые человечки. Кто же они? Давай познакомимся с ними.

Рассматриваем зажимы. Обсуждаем с воспитанником, какие буквы напечатаны на них (например, [А, О, У, Ы, И,]). Выясняем, почему они именно на красных, а не каких-либо других прищепках (красным цветом обозначаем гласные звуки).

Затем, обращаем внимание на середину круга, где нарисован прямоугольник, а в серединке прямоугольника красная точка. Это значит, нам нужно найти звук, который спрятался в середине слова. Можно вместе с ребенком пропеть ударный звук и выделить его (сОООООм, звук [О]).

Далее ребёнок называет картинку, нарисованную на круге. Определяет, какой гласный звук, спрятавшийся в слове. Например: На картинке нарисован «кот», ребенок голосом выделяет первый звук, называет его [О] и прикрепляет красную прищепку с буквой «О» и т.д.

Игровые действия: посмотри, найди, определи.

Игровые правила: нужно найти звук, который спрятался в середине слова.  

Итог. Молодец. Ты правильно определил место каждого человечка.

2. Дидактическая гра на формирование произношения.

«Теремок»

Цель: Диференциация свистящих и шипящих звуков.

Лингвистический материал: мы[ш]ка-нору́[ш]ка, лягу[ш]ка-кваку́[ш]ка, зайка-тру[с’]и́[ш]ка, ли[с’]ичка-[с’]е[с]три́чка, в[с’]е́х, ва́[с].

Игровые атрибуты: фланелёграф с героями сказки.

Игровая ситуация: Давай мы поиграем с тобой в теремок. У меня в руках теремок. А ты будешь актером. Будешь спрашивать, «Терем-теремок, кто в тереме живет?» И отвечать за героя, который в теремке живет, например, Я лягушка – квакушка. А ты кто?» И приглашаешь к себе жить в теремок.  И так,  рыба карась - сказка началась. «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Никто ей не отвечает, мышка-норушка влезает в теремок и остается в нем жить.

Второй скачет лягушка-квакушка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?»

Ей отвечает мышка-норушка: «Я мышка-норушка, а ты кто?»

— «Я лягушка-квакушка».

 — «Иди ко мне жить».

Бежит зайка-трусишка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?»

 — «Я  мышка-норушка, я лягушка-квакушка, а ты кто?»

 — «Я зайка-трусишка»,

— «Иди к нам жить».

Бежит лисичка-сестричка. Подбегает к теремку и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Ей отвечают: «Я мышка - норушка, я лягушка-квакушка, я зайка - трусишка, а ты кто?»

 — «Я лисичка - сестричка».

 — «Иди к нам жить».

Появляется медведь, подходит к теремку и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?»

— «Я мышка-норушка, я лягушка - квакушка, я зайка-трусишка, я лисичка - сестричка, а ты кто?»

— «Я медведь». При этих словах он обхватывает руками теремок, а все звери разбегаются.

Игровые роли: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-трусишка, лисичка-сестричка, медведь.

Игровые действия: подбеги к теремку, спроси, заходи, беги.

Игровые правила: размещай героев правильно и говори чётко.

Итог. У тебя получилось показать всю сказку. Ты настоящий актер.


3. Игры по формированию грамматического строя речи:

1)Игра на формирование предложения

«Где живут»

Цель: обучить в составлении простых предложений. Практическое употребление предлога «в» в предложении.

Лингвистический материал: простые, двусоставные, повествовательные предложения.

Игровые атрибуты: картинки леса, волка, медведя, белки.

Игровая ситуация. Давай представим, что мы в лесу. Кто в этом лесу живет? Выставить поочередно картинки и спрашивать детей, где живут звери.

Волк живет в лесу.

Медведь живет в лесу.

Белка живет в лесу.

Игровые роли: волк, медведь, белка.

Игровые действия: покажи, скажи, составь.

Игровые правила: дети составляют предложения по предметным картинкам.

Итог. Вы сегодня знатоки - правильно ответили где живут звери.  Поэтому они приготовили вам сюрприз.

2) Дидактическая игра на формирование операций словоизменений

«Чего не стало».

Цель: научить ребенка правильно употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). 

Лингвистический материал: Родительный падеж имен существительных множественного числа (Кого? Чего? Ле́нточек, матрё́шек, кни́г, гру́ш, сли́в). 

Игровые атрибуты: ленточки, матрешки, книги, груши, помидоры, машины

Игровая ситуация. Ты сегодня будешь самым главным запоминалкой.  Я на столе раскладываю игрушки. Запомни предметы и закрой глаза.  Открой глаза , найди и скажи чего не стало?

Игровые действия: запомни, закрой, открой, найди, скажи

Игровые правила: не подглядывай, будь внимательным.

Итог. Поздравляю теперь ты самый главный запоминалкин. Можешь научить папу с мамой играть в эту игру и посмотреть, смогут ли они запомнить все предметы.

3) Дидактическая игра на формирование операций словообразования

«Правильно назови детенышей животных»

Цель: закрепление навыка словообразования существительных – названий детенышей животных.

Лингвистический материал: даются сначала более простые случаи, не имеющие чередования согласной в корне (у ли[с]ы – ли[c’]ята), а во втором – более сложные, с различными чередованиями согласных (у бе́л[к]и – бель[ч]а́та, у медве́[д’]я – медве[ж]а́та) или с добавлением лишнего звука (у козы́ – коз[л’]я́та).

Игровые атрибуты: картинки «Лиса и лисята», «Белки и бельчата», «Медведь и медвежата», «Коза и козлята», мяч.

Игровая ситуация.  У всех есть мама. А у мамы – дети. Вы любите своих мам?  Вот и у животных есть мама. А у мамы есть детёныши, которые тоже их очень любят. На доске картинки «Лиса и лисята». Сначала дети вспоминают название одного детеныша.

— Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.)

— А теперь поиграем с мячом.

Я называю одного детеныша и бросаю мяч, а  вы, называете множественное число и бросаете мяч обратно мне.

Игровые роли: лисята, бельчата, медвежата, козлята.

Игровые действия: вспомни, поймай, назови, бросай.

Игровые правила: будь внимательным, называй правильно.

Итог. Вы очень любите своих мам, мамы вами гордятся и радуются за вас, когда вы совершаете хорошие поступки. Вот как сегодня. Вы очень внимательно слушали, назвали всех детенышей верно и помогали друг другу.

4. Дидактические гры на формирование лексики:

1) В импрессивной речи

«Кто как голос подает?»

Цели:  а) Расширить предикативный словарь. Формировать умение соотносить                             предмет с действием. б) Закреплять структуру простого предложения по модели “предмет — действие”

Лингвистический материал: Простые, повествовательные, двусоставные предложения. Кошка мурлычет. Тигр рычит. Собака гавкает. Свинья хрюкает. Утка крякает. Ворона каркает.

Игровые атрибуты: Игровое поле (фланелеграф или магнитная доска). Контурные картинки с изображением животных,  птиц. (Собака, кошка, свинья, тигр,  утка, ворона, ). Мяч.

Игровая ситуация.  Мы оправимся с вами в «зоопарк», увидим разных животных и птиц. Как же разговаривают животные? Подают голос. Мы будем озвучивать животное и скажем, кто и как говорит. Как подает голос кошка? — спрашивает педагог. Обычно ребенок воспроизводит звуки, издаваемые кошкой: Мяу! Мур-мур...

Логопед помогает детям образовывать от звукоподражаний глаголы: мяу — мяукает, мур — мурлычет и т. д. Аналогичная работа проводится с другими звукоподражаниями. Ребенок, образовавший глагол от звукоподражания, забирает себе картинку с изображением животного, о котором рассказывал. В конце игры дети закрепляют навык образования глагола от звукоподражания, повторяют предложения (например: Тигр рычит.) и возвращают животных в “зоопарк”.

После усвоения глаголов можно играть в эту игру, используя мяч. Логопед называет животное и кидает мяч ребенку, который, поймав мяч, прибавляет к названию животного название действия и возвращает мяч логопеду.

Игровые роли: посетители зоопарка.

Игровые действия: посмотри, возьми, воспроизведи, забери, верни.

Игровые правила: бери по одной карточке, будь внимательным, воспроизводи правильно, образуй предложение по звукоподражанию.

Итог. Как точно вы озвучили животных. Молодцы!

2) В экспрессивной речи

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Лингвистический материал: Шу́ба бе́лая- шу́б[к]а бе́ле[н’][к]ая, лиси́чка ры́жая- лиси[ч’][к]а ры́же[н’][к]ая, за́яц се́рый- за́й[к]а се́ре[н’]кий, ру́ки чи́стые – ру́[ч][к]и чисте[н’][к]ие, ве́тка коро́ткая – ве́то[ч][к]а короте[н'][к]ая, сне́г бе́лый – сне[ж]о́к бе́ле[н'][к]ий.

Игровые атрибуты: маски медведя и лисы, мяч.

Игровая ситуация: Давай мы с тобой поиграем в игру «Ласковые слова». Превратимся в ласковых зверят. Кем ты хочешь быть, мишкой или лисёнком? Выбирай. Я произношу фразу: «Кот серый» и бросаю мяч. А ты лови и верни мяч и измени фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково «Котик серенький».

Шуба белая- шубка беленькая

Лиса рыжая- лисичка рыженькая

Заяц серый- зайчик серенький

Руки чистые - ручки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Снег белый - снежок беленький.

Игровые роли: медведь и лиса

Игровые действия: выбирай, лови, скажи, кидай.

Игровые правила: ты должен поймать мяч, сказать ласково и вернуть мне мяч. Итог. Ты молодец, самый ласковый медведь или лисёнок.

Список использованной литературы

  1. Асташина, И. В. Логопедические игры и упражнения для детей / И.В. Асташина. - М.: Рипол Классик, Дом. XXI век, 2010. - 192 c.
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.
  3. Новиковская, О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. Практическое пособие для педагогов и родителей / О.А. Новиковская. - М.: Корона-Век, 2012. - 272 c.
  4. Петровская, О. А. Практическое пособие для расширения активного словаря "От А до Я" / О.А. Петровская, Л.А. Остапчук. - М.: Секачев В. Ю., 2016. - 124 c.
  5. Селиверстова, В.И. Игры в логопедической работе с детьми [Текст]: книга для логопеда. / В.И.Селиверстова. - М.: Просвещение, 1987. - 54 с.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).

Электронные ресурсы

  1. Сайт: fizika.ru

Форма доступа: http://www.fizikak.ru/organizaciya-materiala-uchebnika-informaciya-dlya-uchitelya-o/index.html

  1. Сайт: bigpi.biysk.ru

Форма доступа: http://www2.bigpi.biysk.ru/vkr2018/file/ppdino_14_05_2019_11_16_27.pdf

  1. Сайт:elar.rsvpu.ru

Форма доступа: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/22993/1/RSVPU_2016_378.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"

Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....