Программа театрального кружка в детском саду.
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Наталья Шаульская Александровна

Программа театрального кружка. Основные направления работы с детьми. План работы на год в подготовительной группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_teatralnogo_kruzhka_v_detskom_sadu.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Программа театрального кружка в детском саду.

 Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность».

Подготовила воспитатель: Шаульская Н. А.  

Пояснительная записка. В формировании духовно развитой личности, в усовершенствовании человеческих чувств, в понимании явлений жизни и природы грандиозную роль играет – искусство.

Знакомство с искусством  формирует свой эстетический идеал,  помогает соотносить  культуру  разных эпох и народностей, а также совершенствует эстетический вкус. В условиях ДОУ наиболее эффективным  является введение ребёнка в мир искусства через театральную деятельность, базирующуюся на игре. А игра, как мы знаем,  является ведущей деятельностью для ребёнка на данном этапе.  

 Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Участвуя в театрализованных занятиях, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, звуки, краски. Театрально – игровая деятельность способствует нравственно – эстетическому воспитанию детей, развивает интерес к литературе, увеличивает словарный запас, разговорную речь, обогащает детей новыми  знаниями, умениями, впечатлениями.

Театральная  деятельность помогает  развивать у ребёнка способность ставить себя на место другого, тем  самым радуясь  и тревожась  вместе с ним. С переходом в школу, ребёнок сталкивается трудностями - эмоциональной адаптацией.  Театральная же  игра  эмоционально раскрепощает ребёнка, снимается  его «зажатость». Для нашего общества  необходим человек, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста -подготовительная группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела. Главным направлением программы «Мир сказок» является художественное, нравственное  и  эстетическое развитие детей посредством театральной игры.

Цель программы – развитие творческих  возможностей, творческой  самостоятельности, эстетического вкуса, воспитание любви к театру и театральной деятельности, формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.

 

Задачи.

 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. 2.Воспитывать у детей миролюбие, доброжелательное поведение, создавать благоприятные условия для развития эмоционально-волевой сферы.

3.Познакомить детей с различными видами театра (кукольный,  музыкальный и т.д.)

 4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

 5. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

6.Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

 7. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

 

Интеграция образовательных областей.

1. «Развитие речи» -  где  ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, потешек, чистоговорок. У детей развивается четкая, ясная дикция

 2.  «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

3. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.

 4.  «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.

5. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.

6. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с природными явлениями, предметами ближайшего окружения, общественной жизнью,  входящим в содержание театральных игр и упражнений.

 

Формы организации театрализованной деятельности.

 

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей.  Обогащать их жизненный опыт, побуждая их интерес к новым знаниям. Готовность к театрализованной деятельности ребенка включает  система знаний и умений, обеспечивающих не только возможность совместной деятельности по созданию спектакля, но и комфортность ребенка на всем протяжении подготовки. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности.  Педагогическое сопровождение строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; реализации детьми игровых замыслов.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

 2.Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

3.Упражнения по формированию выразительности исполнения ;

4.Отдельные упражнения по этике;

5.Игры-драматизации.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений и был готов к любым «превращениям», а не просто  выразительно читал или рассказывал что-либо,  смотрел  и видел, умел слушать и слышать. Именно это  и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "зрителей" и «артистов», то есть на постоянно остающихся смотреть как "играют" другие и  на постоянно выступающих.

Организация уголка театрализованной деятельности. В группе детского сада оформлен  уголок  для театрализованных игр и представлений. В нём отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, костюмов.

 В уголке располагаются:    

различные виды театров (бибабо, настольный,  пальчиковый театр на фланелеграфе  и др.);  

 реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);  

 атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, книги, декорации, стул режиссера, сценарии, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, «деньги», номерки,  ткани, природный материал,  виды бумаги, краски, фломастеры, клей, карандаши, пуговицы, нитки, коробки, банки).

Эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, т.е. его  искренность и неподдельность чувств является одним из главных условий организации театральной деятельности. Интонация голоса педагога - образец для подражания.

Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

 - воспитание у ребенка основ общей культуры;

- приобщение детей к искусству театра;

- развитие творческой активности и игровых умений детей.

Роль педагога  состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка  духовное  воспитание,  привить  нормы  морали, нравственно – ценностной  ориентации  детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привить  навыки  общения и взаимодействия с партнёром в разном  роде  деятельности. Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок. Русская народная сказка радует детей своей  добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, оптимизмом, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

 

Основные направления работы с детьми.

 

Театральная игра – является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве (равномерно размещаться на площадке), строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. Запоминать слова героев спектакля; развивать слуховое и зрительное внимание, память, образное мышление, фантазию, воображение, наблюдательность. Отрабатывать дикцию, упражнять в чётком произношении слов. Воспитывать культуру поведения в театре и в жизни, а также доброжелательность и контактное отношение со сверстниками. Любовь к фольклору.

 Ритмопластика одна из новых форм организации занятий, включающие в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, закладывающие фундамент будущего физического и психического здоровья, создающие  предпосылки  сознательного ведения здорового образа жизни, а также развитие свободного и выразительного телодвижения.

 Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь последовательно или одновременно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства и развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Культура и техника речи  - это  игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию.  

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи. Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас детей.

 

Основы театральной культуры - это раздел призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве.

 Задачи:  Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

 - Что такое театр, театральное искусство;  

 - Какие представления бывают в театре;  

- Кто такие актеры;  

 - Какие превращения происходят на сцене;  

  - Как вести себя в театре.  

Работа над спектаклем – базируется на  авторских пьесах и включает в себя темы: «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы  и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции  пьесы; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам и басням, учить находить ключевые слова в отдельных фразах и уметь выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, восхищённо, жалобно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас.

Содержание программы.

  

1 —основы кукловождения.

2 — основы кукольного театра.  

3 — основы актерского мастерства.  

4 — основные принципы драматизации.  

5 — самостоятельная театральная деятельность.  

6 — театральная азбука.

7 — проведение праздников.  

8 — проведение досугов и развлечении

Формы работы.

  1. Театрализованные игры.
  2. Занятия в театральном кружке.
  3. Рассказы воспитателя о театре.
  4. Организация спектаклей.
  5. Индивидуальные творческие задания.
  6. Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
  7. Беседы-диалоги.
  8. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
  9. Чтение литературы.
  10. Оформление альбома о театре.

ПЛАН РАБОТЫ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА "МИР СКАЗОК"

ОКТЯБРЬ.

1 неделя.

Беседа с детьми "Что такое театр"

Цель: Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров Нижегородской области. (художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

  • Показ иллюстраций, фотографий и афиш театров.
  • Рассказы детей о посещении театров.

2 неделя.

Беседа-диалог.

Цель: Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. Воспитывать желание узнать новое.

  • Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?)

3 неделя.

"Веселые сочинялки".

Цель: Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей (диалогическую).

  • Используя методику проблемно-речевых ситуаций формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание).

4 неделя.

Техника речи.

Цель: Учить пользоваться интонациями произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

  • Показ, объяснение, рассуждение, помощь.
  • Игры "Сочини предложение", "Фраза по кругу", "Давай поговорим" стр. 43 (Э.Г. Чурилова)

НОЯБРЬ.

1неделя.

Игровой стречинг.

Цель: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию. Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и выдержку.

  • Игры и упражнения: Мыльные пузыри, Веселый пятачок, Удивленный бегемот.

2 неделя.

Экскурсия в театр в Барнаул.

Цель: Развивать у детей интерес к сценическому творчеству. Активизировать познавательный интерес к театру. Разъяснить детям выражения "зрительская культура", "театр начинается с вешалки".

  • Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер.

3 неделя.

Ритмопластика.

Цель: Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом.

  • Показ движений, обсуждение, поощрения, помощь. М.Глинка. "Вальс фантазия".

4 неделя.

Психогимнастика.

Цель: Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Воспитывать желание помочь товарищу. Воспитывать чувство уверенности в себе. Самоконтроль, самооценка.

  • "Разные лица" "Жадный медведь".

ДЕКАБРЬ.

1 неделя.

Игровой стречинг.

Цель: Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами.

  • Игра "Передай позу", "Что мы делали, не скажем"
  • Объяснение игр. обсуждение движений, оценка и анализ.

2 неделя.

Ритмопластика.

Цель: Начать отработку показа образов животных с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию.

  • Игра "Снежинки" стр. 49.
  • Муз. композиция Сен-Санс "Карнавал животных".

3 неделя.

Беседа - диалог.

Цель: Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы).

  • знакомство с терминами: драматург, пьеса режиссер, постановка, художник, костюмер, пантомима.

4 неделя.

Начать работу над альбомом "Все о театре".

Цель: Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей).

ФЕВРАЛЬ.

1 неделя.

Цель: Познакомить детей со сценарием постановкой сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.

  • Чтение сказки.
  • Обсуждение и дополнение.

2 неделя.

Распределение ролей.

Цель: Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Самооценка и самоанализ.

  • беседа.
  • показ.
  • оценка и анализ выбранных ролей.

3 неделя.

Ритмопластика.

Цель: Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

  • Показ и отработка движений мышки  
  • Показ и отработка движений лягушки

4неделя.

Отработка диалогов.

Цель: Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Расширять образный строй речи.

  • Мышка - еж
  • Мышка - заяц
  • Лягушка - комар.

МАРТ.

1 неделя.

Поездка в кукольный театр.

Цель: Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей.

  • Рассматривание фотографий с изображением театра.
  • Театральный словарь: билет, программка, репертуар, афиша, ложа.

2 неделя.

Техника речи.

Цель: Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

  • Игровые упражнения со свечой, испорченный телефон.

3 неделя.

Техника речи.

Отработка диалогов.

Цель: Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа.

  • Диалоги: волк - лиса, волк - медведь, мышка - волк.

4неделя.

Мастерская актера.

Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

  • Показ, объяснение, поощрение, помощь.

АПРЕЛЬ.

1неделя.

Мастерская актера.

Цель: Продолжить работу в мастерской. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

  • Показ, объяснение, поощрение, помощь.

2 неделя.

Работа с костюмами.

Цель: Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению. Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу. Развивать эстетические чувства.

3 неделя.

Репетиция.

Цель: Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность.

4 неделя.

Цель: Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел.

  • Показ, объяснение, помощь в решении проблемных ситуациях.

МАЙ.

3 неделя.

Репетиция.

Цель: Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Показать образы животных через пластические возможности своего тела. Развивать умение оправдывать свои действия. Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция.

4 неделя.

Показ сказки "ТЕРЕМОК НА НОВЫЙ ЛАД"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа театрального кружка в детском саду для детей 5-6 лет

Программа театрального кружка в детском саду для детей 5-6 лет Программа театрального кружка "Теремок"...

Презентация театрального кружка в детском саду "ТЕАТР И ДЕТИ"

«Театр – волшебный край, в котором ребенок  радуется, играя, а в игре познается мир» ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Театральная деятельность в детском саду – экологический театр «Светлячок».

Педагогическая целесообразность: Театрально-экологическая деятельность закладывает у дошкольников фундамент отношений человека с окружающим миром. Данная программа направлена на формирование экол...

​ Программа театрального кружка в детском саду " Оле- Лукойе"

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть р...

План – программа театрального кружка «Детский театр».

Используя театральную деятельность в системе образования детей в ДОО, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач различных образовательных областей....

реклама театрального кружка в "детском саду №111"

Цель и задачи театралього кружка...

Программа театрального кружка в детском саду

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своеотражение стихийно, потому что связана...