Конспект по развитию речи по сказке П. П. Бажова «Серебряное копытце»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гнездилова Наталья Ивановна

Методическая разработка занятия по развитию речи для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rr_gnezdilova.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

«НЕМАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

238720, Калининградская область, Неманский район,  п. Ракитино,  улица Молодежная,  дом 3а.

 Телефон 8 (40162) 2 95 32     E-mail: zvezdochka.2012_3a@mail.ru

Конспект

открытого занятия

 по образовательной области

«Речевое развитие»

по сказке П.П.Бажова

на тему: «Серебряное копытце»

 (для детей подготовительной группы)

Воспитатель: Гнездилова Н.И.

Дата проведения: 23.05.2019 г.

п.Ракитино,

2019 г.

Цель: формирование эмоционального восприятия художественного произведения.

Задачи:

• побуждать рассказывать о своём понимании поступков литературных героев;

• помочь детям понять скрытые (волшебные) мотивы поведения героев произведения;

• формировать умение логично и содержательно строить высказывание;

• обогащать и активизировать словарный запас;

• подвести детей к пониманию пословиц;

• развивать связную, диалогическую речь; внимание, воображение, память, творческую активность;

• воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

Материалы и оборудование: портрет П. Бажова, иллюстрации героев сказки,, картинки для игры «Собери картинку» в конверте – 5 штук, зеркала, указка, волшебный мешочек с гостинцами.

Предварительная работа: Чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце» и беседа по ней. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».

Интеграция областей: Познавательное,речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое

Ожидаемый результат: выражает интерес и свое отношение к персонажам, проявляет любознательность, интересуется, задает вопросы, умеет рассуждать, знают пословицы.

Ребята, нам сегодня в группу пришло письмо. А от кого оно мы сейчас узнаем. Послушайте.

"Здравствуйте дорогие ребята! Это я, Дарёнка. Беда у меня: злой волшебник заколдовал мой мешочек с хризолитами, который мне подарил Серебряное копытце, и они превратились в обычные камни. А чтобы камни снова стали драгоценными, нужно пройти множество испытаний. Помогите, одной мне не справится с этими испытаниями"

Согласны вы помочь Дарёнке и пройти испытания? Тогда в путь! Ребята, а из какой сказки Даренка? А кто ее написал?

1- 2 - 3 – повернись, на родине писателя очутись!

Вот мы с вами оказались на родине П. П. Бажова. Бажов Павел Петрович – знаменитый русский писатель уральских сказов. Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.

В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале. Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.

По Волге ходит пароход "Павел Бажов". В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. А также есть национальный парк «Бажовские места». Теперь это музеи. Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок"). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы. Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

Отправляемся дальше?

1- 2 - 3 – повернись, в стране сказок очутись!

- «Найти героев из сказки» Даренка нам прислала картинки с героями сказки, но злой волшебник их перепутал с другими героями. Помогите найти только героев из сказки "Серебряное копытце". (Из числа картинок дети находят героев сказки).

- Назовите людей, о которых говорится в сказе «Серебряное копытце»? (девочка, дедушка) Рассказ по мнемотаблице.

- Что вы можете сказать о каждом герое? (Дети описывают).

Опишите внешность старика Коковани (большой, бородатый)

Кем был старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце»? Охотник

Чем он занимался? (он летом пески промывал, а зимой за козлом бегал; мастер сказки сказывать; охотник знатный- умелый)

- Какой был старик по характеру? (добрый, ласковый, весёлый)

- Опишите Дарёнку. (девчонка по шестому году, махонькая, носишко пуговкой, смелая, любознательная, трудолюбивая, добрая)

Ребята, да она по возрасту как вы. Она ваша ровесница.

Какое полное имя было у Дарёнки? Дарья Григорьевна;

- Чем занималась Дарёнка? (в избе прибирала, похлёбку да кушу варила, любила сказки слушать)

- Что вы можете сказать о характере Даренки?

- Почему Дарёнка пошла с Кокованей в лес (любопытно было)

- Для чего Дарёнка взяла с собой верёвку? Серебряное копытце поймать.

- Почему Кокованя взял Даренку к себе жить? (одиноко и скучно)

- Как вы думаете, пожалел Кокованя о том, что взял к себе Дарёнку?

- Какие слова мурлыкала кошка Мурёнка своей маленькой хозяйке? «Правильно говоришь, правильно»

С каким музыкальным инструментом Кокованя сравнивал мурлыканье Муренки? (с балалайкой)

Куда делась Мурёнка в конце сказа? пропала;

- А кто там является главным сказочным персонажем? (козёл Серебряное копытце)

- Что необычного было у Серебряного копытца? (передняя правая нога с серебряным копытцем, рожки в пяти ветвях).

Какого нового друга приобрел Серебряное копытце? Кошку Мурёнку

- Молодцы ребята, вот и прошли 1 испытание.

1,2,3 – в стране интересных игр появись!

- Чтобы с вами поиграть, нужно за мною повторять.

Артикуляционная гимнастика (с зеркалами).

Утром Даренка проснулась и улыбнулась («улыбка»).

Поиграла на дудочке, потом опять улыбнулась («улыбка» – «трубочка»).

Пошла Даренка завтракать, взяла ложку («ложечка»).

Взяла чашку («чашечка»).

Достала вкусное варенье («вкусное варенье»).

Позавтракала Даренка и пошла качаться на качелях («качели»).

А потом Даренка играла с камешками («катание шарика»).

1- 2 - 3 – повернись, в стране добрых поступков очутись!

- Вы заметили, ребята, какими добрыми и милосердными были герои сказки друг к другу? Давайте вспомним их добрые поступки. (Кокованя приютил у себя Даренку; Даренка приютила Муренку; Кокованя забрал к себе жить и девочку, и кошку; Кокованя с утра на работу уходил. Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила; дедушка девочке сказки рассказывал и др.)

- Ребята, мы так много проговорили о добрых поступках героев сказки. Мне, кажется, что вся сказка пронизана добром. А вы знаете пословицы о добре? (Ответы детей.) А чтобы вам легче было вспомнить, я предлагаю следующее: нужно собрать картинку из частей и угадать пословицу, которая спряталась в ней.

(Дети собирают из частей картинку и называют пословицу.)

- А вы хотите продолжить путешествие со мной?

1,2,3 – повернись, в стране трудных слов очутись!

- Ребята, во время чтения сказки вам встретились незнакомые или не понятные слова? Как вы думаете, почему нам не понятен их смысл (не понимаем их значения? Давайте попробуем вместе попытаться их объяснить.

Пособник – помощник

Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы

Очаг - устройство для разведения и поддерживания огня

Горюн – горевать

Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи

Душной – запах, идущий от животного

Дивуются – любуются, восхищаются.

1- 2 - 3 – повернись, в стране фантазий очутись!

«В этой сказке много загадочного, – говорит педагог. – Например, откуда появилась кошка Муренка? Ваши предположения».

«Как вы думаете, почему Муренка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Даренкой увязалась? – спрашивает воспитатель. – О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали? Что она козлику рассказала? И, наконец, почему кошка покинула Даренку?», «А существует ли такой козлик Серебряное копытце?».

1- 2 - 3 – повернись, в саду детском очутись! Злой волшебник вернул мешочек с хризолитами, он находится в нашей групповой комнате. Найдите его по подсказкам: два шага от двери спальни, три четыре шага прямо, один шаг направо, и посмотреть вниз. (Дети находят мешочек с конфетами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер, посвященный 140-летию П.П. Бажова «Путешествие в сказку П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами вновь собрались в нашей литературной гостиной для того, что бы познакомиться с одним очень замечательным писателем. А зовут его Павел Петрович Бажов.Родил...

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Чтение сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Познакомить детей со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце»....

Конспект НОД по развитию речи .Беседа по сказке П.П.Бажова "Серебряное копытце"

Конспект НОД   по развитию речи .Ознакомление с художествееной литературой .сказка П.П.Бажова "Серебряное копытце"...

КОНСПЕКТ ООД.РАЗВИТИЕ РЕЧИ.РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ П. БАЖОВА «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ». СТАРШАЯ ГРУППА

КОНСПЕКТ ООД.РАЗВИТИЕ РЕЧИ.РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ П. БАЖОВА «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ». СТАРШАЯ ГРУППАВиды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследоват...

Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе «Чтение сказки: П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Конспект занятия ЧХЛ в старшей группе «Чтение сказки: П. П. Бажова «Серебряное копытце»Воспитатель: Аксарина Елена АлександровнаОрганизация: МБДОУ «Д/с № 5 «Тер...