Конспект ОД в старшей группе по речевому развитию «Чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Чичирова Ирина Сергеевна

Познакомить детей со сказкой П. П. Божова «Серебряное копытце»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_v_starshey_gruppe_po_rechevomu_razvitiyu.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД в старшей группе по речевому развитию «Чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Образовательная областьречевое развитие

Интегрирование областей: физическое развитиеречевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое.

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель: Познакомить детей со сказкой П. П. Божова «Серебряное копытце»

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с великим сказочником Урала П. П. Бажовым. Познакомить детей со сказкой «Серебряное копытце».

Развивающиеразвивать интерес к творчеству уральского сказочника

П. П. Бажова

Воспитательная: воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки.

Методы и приемы:

Практические: совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Наглядные: демонстрационные пособия (иллюстрации, активные действия детей.

Словесные: разговор, показ, вопросы, пояснения, ответы детей.

Материалы: аудио сказка Павла Бажова «Серебряное копытце», портрет П. П. Бажова, презентация к сказке.

Словарная работа: пожитки, балаган, душной, пособник.

Мотивация: сюрпризный момент (пригласить детей в избу-читальню)

Ход ОД

Воспитатель: Ребята, мы с вами читали произведения разных литературных жанров. Чем отличается сказка от рассказа? (в сказке – выдумка, волшебство, а в рассказе – события из реальной жизни и герои – обычные люди).

Сегодня я прочитаю Вам произведение уральского писателя

П. П. Бажова «Серебряное копытце» (показ портрета Бажова). Его произведение «Серебряное копытце» - это сказСказы – это такие произведения устного народного творчества, в которых рассказывается о жизни народа особенной речью - народной. В этом сказе действуют обычные земные люди, а рядом с ними – вымышленные, сказочные.

Воспитатель: В сказе Бажова «Серебряное копытце», которой вы сегодня познакомитесь действуют обычные земные люди – такие как старик Кокованя, девочка Даренка, а рядом с ними сказочные герои лесной козел Серебряное копытце и говорящая кошка Мурёнка.

Воспитатель: И сейчас я приглашаю вас в избу-читальню, так раньше на Руси назывались комнаты, где собирались дети и взрослые, чтобы послушать рассказы о жизнисказки о вымышленных персонажах или же слушали там сказы, такие, какие писал П. П. Бажов.

Воспитатель: Встаньте со своих мест, повернитесь вокруг себя 3 раза, и усаживайтесь так, чтобы всем было удобно, слышно и видно. Я вас познакомлю со сказой ПБажова «Серебряное копытце», а вы слушайте и думайте, какие были дед Кокованя и девочка Дарёнка.

(Чтение детям аудио сказки Павла Бажова «Серебряное копытце»)

Воспитатель: Понравилось ли вам произведение? Ну, прежде чем мы с вами поговорим о сказке «Серебряное копытце» я предлагаю поиграть

(дети делают физминутку «У оленя дом большой»)

У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)

Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)

Зайка по полю бежит, (Бег на месте)

В дверь к нему стучит(Топот ногами, руки на поясе)

«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)

Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)

«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)

Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью)

А, теперь ребята, повернитесь вокруг себя 3 раза и усаживайтесь на свои стульчики, мы возвращаемся в группу.

Воспитатель: Понравилось ли вам произведение?

Дети: Да

Воспитатель: Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. Какие эпизоды вам особенно запомнились? (ответы детей)

Воспитатель: Назовите главных героев сказа.

ДетиСтарик Кокованя, девочка Даренка, кошка Муренка, Серебряное копытце.

Воспитатель: Расскажите, что увидел старик Кокованя в избе, где жила сиротка.

Дети: Полна изба народу, больших и маленьких. У печки, девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.

Воспитатель: Опишите внешность Коковани.

ДетиСтарик, большой, бородатый.

Воспитатель: Чем он занимался?

Дети: Он охотник, летом пески промывал, золото добывал, а зимой по лесам за козлом бегал; мастер сказки сказывать, охотник знатный (умелый).

Воспитатель: Какой был старик?

Дети: Добрый, весёлый, ласковый.

Воспитатель: Какая была Даренка?

Дети: Девчушка по шестому году, смелая, трудолюбивая, махонькая, носик пуговкой, добрая, любопытная.

Воспитатель: Чем занималась Даренка?

Дети: В избе прибирала, похлебку да кашу варила, любила сказки слушать.

Воспитатель: Расскажите, как жили Кокованя, Дарёнка, Мурёнка. Как автор красиво рассказал об их житье-бытье.

Дети: Жили-поживали, добра наживали, а на житьё не плакались, у всякого дело было.

Воспитатель: Почему Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце?

Дети: Этот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем - там и появится дорогой камень. Раз топнет - один камень, два топнет - два камня, а где ножкой бить станет - там груда дорогих камней.

Воспитатель: Расскажите, как увидела Дарёнка козла - серебряное копытце?

Дети: Смотрит в сторону покосных ложков и видит - по лесу какой-то комочек катится. Как ближе подкатился, разглядела, - это козел бежит. Ножки тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пяти веточек.

Воспитатель: В жизни может козёл отбивать драгоценные камни?

Дети: Нет.

Воспитатель: В жизни таких козлов нет, поэтому автор, назвал эту сказку волшебной.

Воспитатель: Посмотрите, как художник проиллюстрировал эту сказку, смотря на эти рисунки, мы как будто вместе с героями окунулись в мир волшебства и чуда. А давайте представим, что вы художники и вам нужно нарисовать иллюстрацию к сказу «Серебряное копытце».

Дети(рисуют картинку к любому моменту сказки)

Воспитатель: Мне очень нравятся ваши работы, я думаю, что и

П. П. Бажову тоже понравились бы эти сказочные картины. Предлагаю вам взять свои работы домой и рассказать мамам и папам сказБажова «Серебряное копытце». Благодарю всех за интересную работу, можете отдыхать.

Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу. Что нового вы узнали?

Дети(ответы детей)

Примечание:

К непонятным словам в тексте по ходу чтения прибавляем слова синонимы.

Пожитки - одежда

Балаган - избушка

Пособник - помощник

Ворочайся - возвращайся

Похлебка – жидкая пища (суп)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Конспект занятия в старшей группеОО «Речевое развитие»по теме: «Звуковая культура речи:дифференциация звуков ц – ч.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»Цел...

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию с дидактической игрой «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа».

Цель: ознакомление детей с новым весёлым произведением Н.Носова «Живая шляпа»....

Конспект занятия в младшей группе по речевому развитию "Пересказ сказки К. Чуковского "Цыпленок"

Конспект занятия  в младшей группе по речевому развитию "Пересказ сказки К. Чуковского "Цыпленок"...

Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе «Чтение сказки: П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Конспект занятия ЧХЛ в старшей группе «Чтение сказки: П. П. Бажова «Серебряное копытце»Воспитатель: Аксарина Елена АлександровнаОрганизация: МБДОУ «Д/с № 5 «Тер...