Конспект в подготовительной группе по методике развития речи по теме «дифференцирование звуков».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лютоева Мария Ильинична

Конспект в подготовительной группе по методике развития речи по теме

«дифференцирование звуков».

Цель. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах.

Задачи:

Образовательная:

  1. Закрепить соотношение звук — буква.
  2. упражнять детей в умении делить слова на слоги;
  3. учить членить предложения на слова;
  4. учить выделять на слух предложения из высказывания;

Развивающая:

1. развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения;

2. развивать фонематическое восприятие (гласные звуки)

3. развивать мыслительные операции: анализ, синтез, конкретизация.

Воспитательная:

1. воспитывать чувства взаимопомощи;

2. совершенствовать умение слушать других внимательно не перебивая собеседника;

3. воспитывать организованность, самостоятельность;

4. воспитывать положительные эмоции, интерес к результатам своей деятельности.

Словарная работа: гласные звуки, предложения, односложные слова, двухсложные слова.

Оборудование.

Демонстрационный:

  1. Панно букв [а, о, у, ы, и, э]
  2. Коробка
  3. картинка кот
  4. длинная полоска из бумаги
  5.  3 короткие полоски.

Раздаточный:

1) 1 длинная полоска из бумаги

2) 3 короткие полоски

3)  картинка дом, нос, книга, бусы, раскраска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект в подготовительной группе по методике развития речи по теме

«дифференцирование звуков».

Цель. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах.

Задачи:

Образовательная:

  1. Закрепить соотношение звук — буква.
  2. упражнять детей в умении делить слова на слоги;
  3. учить членить предложения на слова;
  4. учить выделять на слух предложения из высказывания;

Развивающая:

1.        развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения;

2.        развивать фонематическое восприятие (гласные звуки)

3.        развивать мыслительные операции: анализ, синтез, конкретизация.

Воспитательная:

1.        воспитывать чувства взаимопомощи;

2.        совершенствовать умение слушать других внимательно не перебивая собеседника;

3.        воспитывать организованность, самостоятельность;

4.        воспитывать положительные эмоции, интерес к результатам своей деятельности.

Словарная работа: гласные звуки, предложения, односложные слова, двухсложные слова.

Оборудование. 

Демонстрационный:

  1. Панно букв [а, о, у, ы, и, э]
  2. Коробка
  3. картинка кот
  4. длинная полоска из бумаги
  5.  3 короткие полоски.

Раздаточный:

1) 1 длинная полоска из бумаги

2) 3 короткие полоски

3)  картинка дом, нос, книга, бусы, раскраска.

Организационный момент.

Ребята, берём свои стулья и садимся за столы.

Посмотрите, ребята, что это? (коробка) 

-Правильно, но в этой коробке, что-то лежит. (потресу коробкой тихонько).

-Вы хотите узнать, что там? (да)

-Тогда нам нужно будет выполнить задания, а в конце вы узнаете, что же там лежит. Я пока что отложу коробку и приступим к заданиям.

- Посмотрите, что вы видите на панно? (буквы)

- а кто может произнести эти звуки? [а, о, у, ы, и, э]

- как можно назвать все звуки? (гласные).

- как вы узнали, что звуки гласные? (при их произнесении воздушная струя не встречает преград).

- Вы правильно сказали, что звуки [а, о, у, ы, и, э] гласные и определили, что при их произнесении воздушная струя не встречает преград.

Вот первое задание называется «Найди гласный звук».

- Работать будете парами. У вас на столах лежат картинки. На одной картинке изображены предметы, названия которых — односложные слова (с одним гласным звуком): дом, рак. 

-Вам надо взять картинку, в названии которой слышится один гласный звук. Нужно произнести слово, протягивая гласный звук, и назвать его. (Например, в слове лу-у-у-к — гласная [у]).

- Кирилл и Ангелина, что у вас изображено на картинке? Отвечайте полным ответом (на картинке у нас изображён дом)

-  Ангелина, произнеси слово, так чтобы гласный звук протягивался. (до-о-о-м)

- правильно, в слове дом «О» протягивается.

-Ребята, кто тоже выбрал слово дом? поднимите карточки.

- А кто выбрал др. карточку?

- Лиза и Рома, а вы какую картинку выбрали? (нос).

-Рома, произнеси слово, так чтобы гласный звук протягивался. (но-о-ос)

- правильно, в слове нос «о» протягивается.

А теперь, на другой картинке изображены предметы, названия которых — двусложные слова (с двумя гласными звуками): бусы, книга.

- Вам нужно взять картинки, произнести слово, найти гласные звуки и назвать их. (Например: в слове лу-у-у-ужа-а-а-а — два гласных звука — [у] и [а].)

- Коля и Настя, какую картинку выбрали? ( бусы)

- Коля, произнеси слово, так чтобы гласный звук протягивался. (бу-у-сы-ы)

- правильно, в слове «бусы», 2 гласных звука протягивается. «У», «Ы».

- А кто выбрал др. карточку?

- Андрей и Ваня, а вы какую картинку выбрали? (книга).

-Ваня, произнеси слово, так чтобы гласный звук протягивался. (кни-и-га-а)

- правильно, в слове «книга» 2 гласных звука протягивается «И», «А».

Следующее задание называется «Измени слово».

Ребята, слушайте следующее задание. Вам надо взять картинки со стола с односложными словами и изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука. (например: кот—котик).

-Джабраил, какую картинку ты выбрал? (нос)

- как ты изменил слово (нос), чтобы слышались два гласных? (носик)

-произнеси, чтобы тянулись гласные. ( но-о-ос-и-ик)

- Ребята, Джабраил, правильно изменил слово? (да)

- Кто так же изменил? А кто выбрал другую картинку?

- Коля, а ты какую картинку выбрал? (дом)

- произнеси, чтобы тянулись гласные. (до-о-оми-и-ик)

- правильно, и слово дом, тоже можно было брать.

Ребята, мы сейчас работали с отдельными словами.

— Слова (произносимые сами по себе) нам ни о чем не говорят, не рассказывают. Например: слово дом.

 Мы можем его произнести много раз, но никогда не узнаем, какой это дом (высокий или низкий, новый или старый); где он стоит (в городе или деревне, в лесу или на берегу реки); кто в нем живет и т. п.

Для того чтобы слова начали рассказывать, сообщать нам о чем-то, они должны подружиться друг с другом.

Например: Рабочие построили новый дом. Из дружных слов получилось предложение.

Только с помощью предложений мы можем сообщать другим различные сведения.

- Ребята, скажите, что вы узнали о доме в этом предложении?

- Кто построил дом? (рабочие).

- Какой это дом? (новый)

Предложения мы будем обозначать длинной полоской бумаги. (показ бумажной полоски).

Следующее задание называется «Составь предложение».

Ребята, вам нужно будет составить предложения, взяв за основу слова кот. 

-Андрей, какое ты оставил предложение? (кот лакает молоко)

Кто составил предложения педагог дает длинные полоски бумаги.

Давайте встанем около своих столов и разомнёмся "Я мороза не боюсь".

Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)

С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши).

Подойдет ко мне мороз (присели),

Тронет руку, тронет нос (показываем руку, нос)

Значит надо не зевать (хлопки в ладоши),

Прыгать, бегать и играть (прыжки на месте).

Присаживаемся за столы.

Следующее задание нужно найти предложений из высказываний на слух.

А) — Предложения тоже умеют дружить. Так получаются рассказы, В рассказах одно предложение от другого отделяется паузой (короткой остановкой). Послушайте коротенький рассказик из трех предложений.

Маша и Петя живут в большом городе. (Пауза) Они ходят в детский сад. (Пауза) В детском саду они играют и занимаются.

- Повторите первое предложение. (Маша и Петя живут в большом городе).

- О чем оно вам рассказало? (Маша и Петя живут в большом городе. Они ходят в детский сад. В детском саду они играют и занимаются.)

б) — Послушайте другой рассказик; выложите столько полосок бумаги, сколько в нем предложений.

Петя пошел гулять. (Пауза) Во дворе он нашел котенка. (Пауза) Мальчик взял котенка домой.

Сколько полосок бумаги вы выложили? (3).

- правильно, нужно было выложить 3 полоски.

-  Коля, повтори первое предложение (Петя пошел гулять.)

- Лиза, повтори второе предложение (Во дворе он нашел котенка.)

- Саша, повтори третье предложение (Мальчик взял котенка домой.)

- Правильно, вы выложили столько полосок, сколько предложений.

Следующее задание нужно выделить слова из предложения.

Слушайте внимательно, я произношу предложения, а вы должны определить в них количество слов.

Слово- будет обозначаться короткой линией на полоске бумаги. | — —• |

Я буду говорить предложения, а вы говорить сколько коротких полосок вы выложили на длинную полоску.

- слушайте внимательно предложение (Мальчик надувает шарик.)

- Саша, сколько полосок ты положила? (з)

- ребята, как вы думаете, Саша правильное количество положила полосок? (да)

- правильно, в предложении «Мальчик надувает шарик» 3 слова.

- а теперь послушайте сле-ее предложение (Дети рисуют.)

- Влад, сколько полосок ты положил? (2)

- ребята, как вы думаете, Влад правильное количество положила полосок? (да)

- правильно, в предложении «Дети рисуют.» 2 слова.

Отложите полоски на край стола.

- что вы сегодня узнали нового на занятии? (если мы говорим про одно слово, то нам ни о чем не говорит, не рассказывает, мы не сможем определить цвет, величину)

- что было легко вам выполнить? (определить, что [а, о, у, ы, и, э] гласные).

- что было сложным? (определять сколько слов в предложении)

- что вам понравилось на занятии? (составлять схемы предложений).

Ребята, мы выполнили все задания теперь мы можем узнать, что там лежит. (Открываю коробку). Тут наши буквы, о которых мы говорили в начале занятия. Вы можете выбрать себе любую букву и раскрасить дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи по теме: “Автоматизация звуков “Ш”, “Ж” в словах и предложениях на лексическом материале “Весна”.

Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи по теме: “Автоматизация звуков “Ш”, “Ж” в словах и предложениях на лексическом материале “Весна”....

Конспект открытой НОД в подготовительной группе №11 по развитию речи «В поисках сокровища»

Цели: формирование умения работать в микрогруппах и находить  решения на  поставленные вопросы.Задачи:Образовательные задачи:формировать образную речь.умения подбирать образные выражени...

Конспект открытой НОД в подготовительной группе №12 по развитию речи «В поисках сокровища»

Конспект открытой НОД  в подготовительной группе №12по развитию речи«В поисках сокровища»...

Конспект логопедического обследования ребенка подготовительной группы на предмет развития речи.

Конспект логопедического обследования ребенка подготовительной группы на предмет развития речи....

Конспект занятия по развитию речи по теме «Дифференцирование звуков»

Цель. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах.Задачи:Образовательная:Закрепить соотношение звук — буква.упражнять детей в умении делить слова на слоги;учить членит...