Конспект занятия за I полугодие в подготовительной группе занятие по развитию речи и грамоте «В гости в Крым пришла зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Похилько Александра Валериевна

Цель:

создавать условия для развития речи детей.

Задачи: 

Образовательные:

-Продолжать расширять знания детей, подбирать однородные определения к словам,

-составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления;

-рассказывать связно, используя для описания зимы образные слова и выражения,

-активизировать употребление однокоренных слов,

-составлять предложения, опираясь на картинки схемы к предложениям,

-закрепить умения делить слова на слоги,

-закрепить умения делать звуковой анализ слова.

Развивающие:

-совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей, мелкую моторику.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnoe_zan-e_gramota_rech_03.02.22g._12.docx154.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Звездочка» Республика Крым город Саки

Контрольное занятие

за I полугодие

в подготовительной группе

занятие по развитию речи и грамоте

          «В гости в Крым пришла зима»

(с использованием мнемотаблиц)

Воспитатель: Похилько А.В.

                                       2022г.

Цель:

создавать условия для развития речи детей.

Задачи: 

Образовательные:

-Продолжать расширять знания детей, подбирать однородные определения к словам,

-составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления;

-рассказывать связно, используя для описания зимы образные слова и выражения,

-активизировать употребление однокоренных слов,

-составлять предложения, опираясь на картинки схемы к предложениям,

-закрепить умения делить слова на слоги,

-закрепить умения делать звуковой анализ слова.

Развивающие:

-совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей, мелкую моторику.

Воспитательные: 

-воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественной литературе.

Оборудование:

- ИКТ - презентация, содержащая картины зимней природы,

-мнемотаблица,

- карточки для звукового анализа и предложений,

-задание «Определи количество слогов».

                                   Ход НОД:

СЛАЙДА 1

1.Орг момент:

- Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было запутанно. Я вас сейчас расскажу, а вы помогите разгадать сон.

Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву в белом наряде с длинными снежными волосами. Идет она к нам, укрывая все вокруг белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. Порой как подует ветер, как закружит метель, оставляя высокие сугробы! Реки, озера скованные льдом.

-Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева?

( Зима)

- Какое сейчас время года? (зима). Спасибо, что помогли разгадать мой сон.

- Вы, конечно, догадались, что речь сегодня пойдет о зиме.

- А как  называются зимние месяцы? ( Декабрь, январь, февраль.)

2.Признаки зимы

- Какие изменения происходят в природе зимой?

( игра с мячом - по кругу)

( Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, ночи длинными, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках).

-Как же спасаются от холода дикие животные(Белка и заяц меняют шерсть: белка на серую, а заяц на белую. Так им и теплее и легче спрятаться от врагов. Многие животные питаются запасами ягод, орехов, грибов. Медведи, ежи впадают в спячку).

-Какие птицы остались с нами зимовать? (синица, воробей, сорока, голубь, снегирь, дятел, свиристель, клест, сова, глухарь, тетерев).

-Как называются птицы, которые остались на зиму? (Зимующие).

-Можем ли как-то им помочь? (Строить кормушки, подкармливать).

Посмотрите, какая красота наступает вокруг с приходом зимы.

СЛАЙДЫ 2,3

-Какая же зима? Опишите ее. (Морозная, студеная, суровая, холодная, ветреная, снежная, вьюжная).

-Что можно ещё описать этими словами? ( погоду)

3. Чтение стихотв.

-Ребята, а вы знаете стихотворения о зиме?

Зима. И.З. Суриков

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес - что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы

И зима настала.

-Все сказали верно. Но зима также радостная и веселая. Сколько приятных праздников, сюрпризов она приносит с собой. Скажите, вы любите играть в снежки, смотреть, как снег падает с неба?

4. Предложение

Давайте сделаем так, чтобы пошел снег.

-Как называется такое явление? (Снегопад).

Буду задавать вопросы, а с каждым правильным ответом будет появляться снежинка. Все слова - отгадки должны получиться от слова "снег". Посмотрим, получится ли у нас снегопад.

СЛАЙД 4

Как на город и лужок выпал беленький...(снежок)

Все бегут вперегонки и хотят играть в ...(снежки)

Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)

Рядом с ним стоит фигурка, это девочка... (Снегурка)

А на ветки, посмотри, прилетели... (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю покрывает ...(снег).

-Как называются слова, у которых есть одинаковая часть? (родственные)

-Давайте придумаем предложение с одним из этих слов ( повторяю слова)

Игра «Живые слова» ( 1 предл)

Составление схемы предложения. ( 2 предл)

5. Физминутка

- Отлично, назвали правильно слова и получился замечательный снегопад. Предлагаю с ним поиграть.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики по одному)

Вышли в сад мы погулять ("Идут" пальчиками)

Мы снеговика слепили (Имитирование лепки)

Птичек крошками кормили (Крошащие движения)

С горки весело катались (Указательным пальцем правой руки ведут по левой ладони)

И чуть-чуть в снегу валялись (Кладут ладони то одной, то другой стороной)

В детский сад потом пришли (Отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

-Говорят, даже зимой у природы нет плохой погоды. В любую погоду полезно дышать свежим воздухом. Предлагаю совершить прогулку в зимний лес. Согласны? А отгадав загадку, вы узнаете, на чем мы туда доберемся.

Бегут по дорожке доски да ножки (Лыжи)

-Надеваем быстро лыжи, палки в руки мы берем (имитация движений),

И скорее друг за другом по лыжне мы все идем (имитация скольжения)

Палка -вверх, палка вниз! Не зевай, подтянись(поднятие рук)

Раз, два. Поворот (повороты)

Вправо, влево, наклон вперед (наклоны)

Раз- присели. руки вперед (сели)

Спинка прямая, дружно встаем.

Раз, два, раз, два, шагает наша детвора.

-Вот и в лес мы попали.

СЛАЙД 5.

Посмотрите, как в нем сказочно красиво и таинственно. Зимний лес тоже живой. Природа стоит в своем великолепие, а зимушка ей поет ей песню. Закройте глаза, прислушайтесь к лесным зимним звукам, а как мелодия закончится, расскажите, какие картины себе представили.

МЕЛОДИЯ, ПРОСЛУШИВАНИЕ.( 1мин.13сек.)

6. Пересказ рассказа по схемам

-Ребята, послушав вас, я поняла, что может получиться прекрасный рассказ о зиме. Мы его составим с помощью картинок. Внимательно послушайте рассказ, который предлагаю вашему вниманию.  

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие прочитанного:

 - Кто пришел к нам в гости?

-  Чем зима накрыла землю?

-Что происходит зимой?

- Какие подарки принесла зима?

- Для чего людям нужны эти подарки?

- В какие зимние забавы можно играть зимой?

Повторное чтение текста воспитателем. Затем предлагается нескольким детям самостоятельно передать рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Составьте рассказ о зиме, используя мнемотаблицу

СЛАЙД 6:

hello_html_md1ee871.jpg

7.Деление слов на слоги

Звуковой анализ слова.

- Замечательно! Не удалось зиме запутать нас. И она отправила вам подарки, а какие- вы узнаете, выполнив задания Зимы.

Старшая подгр « Деление слов на слоги» ( карточки – самост.)

hello_html_4de0d180.jpg

Подготовит подгр « Звуковой анализ слова»

Зима.

Проверка:

Старш гр называет слово – подгот гр прохлопывает,

8.Итог занятия.

-Вам понравилась наша прогулка? Зима принесла вам сюрпризы.

(оценивание)

hello_html_m19d4db83.jpg

Конспект открытого НОД в подготовительной к школе группе, проводимого

Форма проведения: путешествие «В зимний лес к птицам»

Цель: совершенствование речи как средства общения.

Программное содержание.

Обобщить знания детей о составе предложения; антонимах; положении звука в слове; счете слогов; однокоренных словах; образовании слов, составлении описательного рассказа. Побуждать интересоваться смыслом слова. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы Обогащать природоведческий и обществоведческий словарь, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление. Создавать положительный эмоциональный фон. Сохранять здоровье детей через динамические паузы. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа. Речевые упражнения: «Составь предложение», «Сколько слов в предложении?», «Назови по порядку», «Назови место звука в слове»; упражнения в составлении описательного рассказа, игры со схемами образования слов, игры на дифференциацию слогов, звуков в словах, беседы о значении слов, игры на образование слов с противоположным значением (антонимы).

Материал к НОД: проектор, карточки с изображением птиц, пособия к развивающим играм, маршрутный лист.

Словарная работа: вьюга, метель, лесничий, слова- «родственники» (родственные, многозначные слова, словообразование.

Ход НОД.

Воспитатель (Вос-ль):

Я рада видеть каждого из вас

И пусть зима в окно прохладой дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наши ребята

Друг друга любят, чувствуют и слышат.

Ребята, а какие вы знаете приметы зимы?

Дети: стало морозно, идет снег, на лужах появился лёд, дует зимний, холодный ветер.

Вос-ль: Как называется холодный, зимний ветер?

Дети: Вьюга, метель.

Вос-ль: Кому зимой живется тяжело?

Дети: Зверям и птицам в лесу.

Вос-ль: А кто помогает выжить в зимнем лесу зверям?

Дети: Человек. Он работает в лесу, кладет сено и корм для животных.

Вос-ль: Вы правы ребята, такого человека называют: лесничий.

Ребята, и я предлагаю вам отправиться в зимний сказочный лес. Вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: Да.

Вос-ль: Тогда давайте произнесём волшебные слова: Вокруг себя обернись, в зимнем, сказочном лесу появись! (Дети произносят три раза волшебные слова и появляются в украшен-ной моделями деревьев группе. На каждом дереве сидит по одной разной зимующей птице, а под елочкой игрушечный заяц) Ребята, вот мы и лесу! Какой лес?

Дети: Сказочный, красивый, чудесный, необыкновенный. А вот и хозяйство лесничего. (Столы и стулья)

Звучат звуки птиц, на экране появляется синичка в лесу.

Синичка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Синичка. Поим пернатым друзьям очень тяжело живется в зимнем сказочном лесу. Хозяйка леса, Зима-холодушка, замела всё снегом и сказала, что на волшебной кормушке появятся зернышки только после того, как я выполню её задания. А задания Зима-холодушка спрятала у птиц, которых я найду, когда отгадаю загадки про них. Помогите мне, ребята, я сама боюсь не справлюсь.

Вос-ль. Ребята, поможем Синичке?

Дети: Да!

Синичка: А карта с заданиями под самой низкой елочкой у зайчика. Желаю удачи.

Дети находят карту, изучают маршрут. На карте обозначены места нахождения заданий. (Номер и загадка о зимующей птице. Воспитатель читает загадку о зимующей птице, дети отгадывают загадку, находят на дереве птицу с заданием и т. д.)

Загадка первая.

Озорной мальчишка в сером пальтишке

По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)

Вос- ль: Ратмир раздели слово «воробей» на слоги. (Во-ро-бей)

Задание 1-е. «Один -много»

Воспитатель называет одну птицу, а дети - много птиц.

Воробей-воробьев, синица-синиц, дятел-дятлов, ворона-ворон, снегирь-снегирей, сорока-сорок, голубь-голубей.

После каждого правильного выполненного задания на кормушке у Синички появляется зернышко и птичка благодарит детей.

Загадка вторая.

Всё время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только их лечит. (Дятел)

Вос-ль: Ирина, с какого звука начинается слово «дятел» (д’, какой это звук? (Согласный, мягкий)

Маргарита, каким звуком заканчивается слово «дятел» (л, какой он? (Согласный, твердый)

Задание 2-е. «Скажи наоборот»

Воспитатель читает слово, детям нужно назвать слово противоположное по смыслу.

Быстрый – медленный, холодный – горячий, небо – земля, вход – выход, зима-лето, длинный – короткий, широкий – узкий, бедный – богатый, хороший – плохой, радостный – грустный, пасмурный – солнечный, сытый-голодный.

Зрительная гимнастика.

Вос-ль: И вот стоит волшебный лес. (Круговые движения в одну и другую сторону глазами)

В нем много сказок и чудес:

Слева сосны, справа ели, (Движения глазами в соответствии с текстом)

Сверху дятел, тук да тук.

Глазки ты открой, закрой

И беги скорей домой. (Движения в соответствии с текстом)

Загадка третья.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Вос-ль: Сергей, сколько ты слышишь гласных звуков в слове «снегирь»? Назови их (и, и)

Задание 3-е. «Многозначные слова»

Детям предлагается сгруппировать картинки. Воспитатель интересуется, по какому признаку сгруппированы картинки.

1 группа. Перо птицы, перо для письма, перо зеленого лука.

2 группа. Хвост птицы, хвост самолета, хвост редиса.

3 группа. Крыло птицы, крыло самолета, крыло- боковая пристройка.

Загадка четвертая.

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (Сорока)

Вос-ль: Кирилл, какой согласный звук ты слышишь в середине слова? (р) Какой это звук? (Согласный, твердый)

Задание 4-е. «Сложи пазл»

Вос-ль: Ребята на столе карточки, на которых изображены птицы. Ваша задача – назвать всю семью птицы (маму, папу, одного детеныша, много детенышей) Ворон-ворона-вороненок-воронята, воробей-воробьиха-воробьенок-воробьята, голубь-голубка-голубёнок-голубята.

Загадка пятая.

Он живет на площадях, на деревьях и ветвях.

Он воркует, не поет, бодро семечки грызет. (Голубь)

Задание 5-е. «Что сначала, что потом»

Вос-ль: Ребята, вам нужно выложить картинки по порядку, не нарушая последовательности действия, и составить по ним рассказ. При составлении предложений воспитатель интересуется:

Что составили дети? (Предложение, Из чего состоит предложение? (Из слов, которые связаны между собой по смыслу) Просит посчитать слова в предложении (любом)

Вос-ль: Ох уж эти синички, какие они быстрые, шустрые. Давайте покажем, какие они.

Динамическая пауза «Синички»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Загадка шестая

Днём спит, ночью летает,

Прохожих в лесу пугает. (Сова)

Задание 6-е. «Образование слов»

Вос-ль показывает детям карточки со схематичным изображением движения.

Вос-ль: Птица летела, летела и к дереву … (дети: подлетела, на дерево (дети: залетела, по дереву (пролетела, с дерева слетела, дальше полетела, к дубу подлетела, дуб облетела, в дупло влетела, из дупла вылетела и в гнездо прилетела.

Синичка: Спасибо вам ребята за помощь! Какие вы молодцы, справились со всеми задания-ми Зимы-холодушки. Посмотрите, а вот и птицы собрались у кормушки, лакомятся. И мне пора лететь к моим подружкам. Я вам приготовила подарок, вы найдете его под самой высокой елочкой. До свидания!

Дети: До свидания! (Дети находят подарок)

Вос-ль: Ребята, а что написано на коробке с подарком. (Для хорошего настроения)

Дети открывают коробку и обнаруживают в ней чупа -чупсы.

Вос-ль: Ребята, вот и закончилось наше путешествие, нам пора возвращаться в детский сад.

Дети: Раз, два, три, четыре, пять! В детский сад возвращаемся опять.

Вос-ль: Вот мы снова в нашем детском саду, в нашей родной группе. Вам понравилось путешествовать по сказочному лесу?

Дети: Да.

Вос-ль Какие задания Зимы- холодушки вам показались интересными? Какие трудными?

Я думаю, что об этом увлекательном путешествии вы обязательно расскажете своим родителям.