Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему "В гости к нам пришла осень" (с использованием мнемотаблиц)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе.

 

«В гости к нам пришла осень» (с использованием мнемотаблиц).

 

Цель: создание условия для развития речи детей посредством мнемотаблиц. 

Задачи:

Образовательные:

- учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ об осени  с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления;

- рассказывать связно, используя для описания образные слова и выражения;            - активизировать употребление однокоренных слов;

- составлять предложения, опираясь на картинки.

Развивающие:

- совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления;

- расширять словарный запас детей, мелкую моторику.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc305 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе.

«В гости к нам пришла осень» (с использованием мнемотаблиц).

Цель: создание условия для развития речи детей посредством мнемотаблиц. 

Задачи: 

Образовательные: 

- учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ об осени  с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления;

- рассказывать связно, используя для описания образные слова и выражения;            - активизировать употребление однокоренных слов;

- составлять предложения, опираясь на картинки.

Развивающие: 

- совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления;

- расширять словарный запас детей, мелкую моторику.

Ход занятия

1.  Организационный момент 

Здравствуйте, девочки! (Здравствуйте)

Здравствуйте, мальчики! (Здравствуйте)

Здравствуйте, здравствуйте все! (Дети садятся)

Воспитатель: 

- Послушайте стихотворение.

Золотая осень чудной красоты

Голубое небо, яркие цветы,

Будто бы художник смелою рукой

Расписал берёзы краской золотой,

А, добавив красный, расписал кусты

Клёны и осины дивной красоты.

Получилась осень – глаз не оторвать!

Кто ещё сумеет так нарисовать?

- Ребята,  о каком времени года говорится в стихотворении? (об осени). Сегодня мы с вами поговорим о самом красивом времени года, об осени.  

- Скажите, после какого времени года она наступает? (после лета)

Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. Закройте глазки и послушайте музыкальное произведение П. Чайковского «Времена года», которое поможет почувствовать всю красоту осенней природы.

 (дети закрывают глаза, звучит отрывок из музыкального произведения, воспитатель вывешивает картину «Осень»).

 - Давайте вдохнем воздуха и почувствуем, какой он? (прохладный, свежий, пахнет прелыми листьями, грибами)

- Давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох?  Что вы слышите? (Как падают листочки, потрескивание веток, стволов деревьев, как перелетела птица с ветки на ветку, шепот ветра).

- Давайте попробуем изобразить ветер, если он дует сильно. (ш-ш-ш) , а теперь ветер начинает немножко стихать (ш – ш – ш), но вот он опять разбушевался (ш – ш – ш), а теперь успокоился и совсем стих (ш – ш – ш).

 

2.Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц.

Воспитатель: Давайте вместе составим рассказ об осени.

Осень.

Пришла осень. Солнце светит ярко, но уже не греет, все чаще идут дожди. Листочки на деревьях желтеют и опадают. Птицы собираются в стайки и улетают в теплые края. Насекомые прячутся до весны. С наступлением холодов люди одеваются теплее. Осенью мы собираем урожай и делаем запасы на зиму, за это и зовут ее кормилицей.

Первичное восприятие прочитанного:

 - Кто пришел к нам в гости? -  Какими становятся деревья?- Что люди делают осенью? –Как еще называют осень?

Составление мнемодорожки.

Повторное чтение текста воспитателем. Затем предлагается  нескольким детям самостоятельно передать рассказ с опорой на мнемотаблицу.

-Вам понравилась составлять рассказы? При помощи чего вы составляли рассказ? (мнемотаблицы).

                                   

3.Физкультминутка

Воспитатель: Давайте немного отдохнём и представим, что мы превратились в  осенние листочки.

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

  4.Беседа об осенних месяцах.

Воспитатель:  Дети, вы знаете осенние месяцы? Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель: В старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень»? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.)

Воспитатель: ОКТЯБРЬ раньше называли ЛИСТОБОЙ или ЛИСТОПАД.

Воспитатель: А вот интересное название - листобой: какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (листья, бой).

-И получилось какое слово? (листобой)

-Что значит «листобой», как вы понимаете? (листья о землю падают, бьются)

-А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» («листопад»). - НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы.

Воспитатель: - Почему называли воротами зимы? (Сильные ветры со снегом, снег ложиться и не тает больше)

-Еще называли ноябрь - ПРЕДЗИМЬЕ.

-Какое знакомое слово слышится? (Зима).

-Как вы думаете, что обозначает слово «предзимье»(Это время перед зимой).

5.Игра "Погода осенью"

 Воспитатель: У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

6.Итог занятия.

Мы сегодня много интересного рассказали про осень. Это чудное, красивое время года. Что вам запомнилось из услышанного сегодня на занятии?

                                                     

                                                                                               

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи (с элементами эмоционального развития) «Рассеянный в гостях у ребят»

Программные задачи:Уточнить знания о сказочных героях.Закрепить навыки культуры поведения, формировать «актерские»способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации).Доставить детям радость.Мат...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ

Тема занятия: "Путешествие в осенний лес"Цель занятия: ознакомление дошкоьников с миром животных, развитиесвязной монологической речи.На занятии использовала элементы ТРИЗ технологии....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитие речи на тему: «Золотая осень!»

Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, опадают. Птицы улетают в теплые края....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень» 1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной ...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

ДЕТИ ВСОМИНАЮТ ОБ осени важное, красивое  и интересное....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.2....