Консультация для педагогов
консультация по развитию речи

Головченко Татьяна Геннадьевна

Актуаоьность пробленмы речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_rechi.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Актуальность проблемы речевого развития»

« Речь- удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.»

( Георг Вильгельм Фридрих Гегель)

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Разминка

Педагоги должны ответить на предложенные вопросы так, чтобы было доступно и понятно детям:

  1. Что такое этажерка? ( Предмет мебели в виде полочек, укрепленных на стойках друг над другом.)
  2. Что такое наблюдение? (изучение, исследование)
  3. Почему коньки так назвали? ( Передняя часть деревянных коньков была украшена конской головой- отсюда и ласковое название , уменьшительное от слова « конь»: коньки.)
  4. Почему красный цвет так назвали? ( Красный – значит « прекрасный, красивый». В древнерусском языке у слова « красный» было именно такое значение: « красна девица», « не красна изба углами, а красна изба пирогами» и т.п.)
  5. Как понять « лубяная избушка»? ( Луб- это древесный материал, доски, брёвна, верхняя оболочка коры дуба, лыко.)
  6. Почему кровать для младенца называется « люлькой»? ( « Лю», « люли», « люль» - звуки для убаюкивания детей на многих языках. Ближайшая этимология- это  люлюкать  «убаюкивать», люлька « колыбель».)

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Родители не понимают своей функции- общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до появления его на свет, в перенатальный период.

В странах Африки до трёх лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней- комфортное пребывание способствует успешному развитию.

Содержание психолого - педагогической работы по развитию речи по ФГОС

  1. Развитие речи
  • Развивающая речевая среда ( Совершенствование речи как средства общения);
  • Формирование словаря (Обогащение словаря);
  • Звуковая культура речи ( Дикция, фонематический слух, интонационная выразительность);
  • Грамматический строй речи ( Согласование слов в предложении);
  • Связная речь ( Диалогическая монологическая формы речи);
  • Подготовка к обучению грамоте.
  1. Чтение художественной литературы.

Условия успешного речевого развития.

  1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

- воспитатели побуждают обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

- воспитатели побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Воспитатели задают детям образцы правильной литературной речи:

- речь воспитателя четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

- в речь включаются  разнообразные образцы речевого этикета.

3. Воспитатели обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей( организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорк , скороговорки ,загадки, -стихотворения);

- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Воспитатели обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей:

- воспитатели обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру  и предметную деятельность;

- помогают ребёнку овладевать названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

- обеспечивают развитие образной стороны речи( переносный смысл слов);

- знакомят с синонимами, омонимами, антонимами.

5. Воспитатели создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

- учат правильно связывать слова в падеже, числе, роде, во времени, пользоваться суффиксами;

- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Воспитатели развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определенного содержания;

- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Воспитатели создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- стимулируют детей комментировать свою речь;

- упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Воспитатели поощряют детское словотворчество.

Культура речи педагога

В умственном развитие детей огромное значение имеет формирование устной речи. Учить детей следует на лучших образцах родного языка. Следовательно , развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью- это показатель его профессиональной подготовленности. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ним, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчётливым произнесением всех звуков родного языка, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание ; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Однако выявить и устранить недостатки  своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено, прежде всего, не на форму речи( как сказать), а на её содержание( что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Например, не замечаются такие недостатки , как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства.

Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям товарищей. Открытые занятия полезно записывать на видео, с тем
,чтобы во время их разбора( или специально) можно было обратить внимание на речь воспитателя, провести анализ её звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления. Обнаружения несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико-грамматическом оформлении и т.д.) воспитатель отмечает, затем вырабатывает план и организует работу по их устранению. Поэтому забота о совершенствовании своей речи- нравственный и общественный долг каждого будущего педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Культурой речи называют её правильность, т.е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека- его визитная карточка, поскольку от того , насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего  с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития ребёнка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада- формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения , сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  1. Правильность- соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы ( правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
  2. Точность- соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  3. Логичность- выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать ,что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
  4. Чистота- отсутствие в речи элементов , чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики- одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников( подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  5. Выразительность- особенность речи, захватывающая внимание  и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребёнка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи ( интонация, темп речи ,сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребёнка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  6. Богатство- умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребёнка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребёнка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления и образности речи.
  7. Уместность- употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего , обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на  формирование  у детей культуры речевого поведения( навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника др.).
  8. Некоторые недочеты речи педагога:
  • Торопливость речи ( ускоренный темп делает ее нечёткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
  • Невнятность произношения;
  • Монотонность речи( она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
  • Повышенная громкость  голоса( переходящая в крик). При необходимости( шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
  • Неточность произнесения  отдельных звуков или слов;
  • Нарушение в лексико- грамматическом оформлении;
  • Употребление в речи слов – паразитов;
  • Небрежное, неряшливое произношение ( недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
  • Побуквенное произнесение некоторых слов: что ( вместо што), его ( вместо ево), счастье( щастье) и т.д.;
  • Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем др.;
  • Произнесение слов с неправильным ударением;
  • Неблагозвучность голоса( сиплость, хрипота, гнусавость).
  • Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами( Танечка , вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);
  • Засоренность речи лишними словами( ну, вот, так сказать, значит, эт самое, как бы и т. Д.);
  • В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;
  • Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения
, его умение не только говорить с ребёнком, но и слышать его.

Безусловно , знание педагогом названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств речи- это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Правила для смелых и упорных педагогов

  • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид не иногда , не часто, а очень часто.
  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождётесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя или десятью….Но знайте- количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
  • Никогда не задавайте вопрос , на который можно ответить « Да», или «Нет». Это не имеет смысла.
  • После проведения занятия просмотрите конспект ещё раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
  • Если рассказ не получился или получился с трудом- улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....