Обучение дошкольников сочинению сказок
статья по развитию речи

Школьная Лариса Петровна

          В дошкольной педагогике большое значение придается обучению детей дошкольного возраста сочинению творческих рассказов, сказок и историй. Согласно ФГОС ДО раздел «Речевое развитие» выделен в отдельную образовательную область, которая включает в себя развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад33.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                Школьная Лариса Петровна                                       

        Тема: Обучение дошкольников сочинению сказок         (слайд №1)                                

                                                        Сказка, игра, фантазия -животворный                                                                 источник детского мышления, благородных                                                         чувств и стремлений. 

                                                        Сухомлинский В. А. (слайд №2)

        Знакомство человека со сказкой  начинается с самого раннего возраста.  Благодаря своему динамизму, простоте изложения и выразительности языка, сказка становиться незаменимым инструментом формирования основ эмоциональной, образной, красивой речи у детей.                                                                                                (слайд №3) В дошкольной педагогике большое значение придается обучению детей дошкольного возраста сочинению творческих рассказов, сказок и историй. Согласно ФГОС ДО раздел «Речевое развитие» выделен в отдельную образовательную область, которая включает в себя развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества. (слайд №4) Под (речевым) словесным творчеством «подразумевается деятельность детей возникшая под влиянием произведений художественной литературы и впечатлений от окружающей жизни выражающаяся в создании устных сочинений – рассказов, сказок» (Ушакова О.С.)                                        Следует отметить, что дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес, к сочинению сказочных историй, однако самостоятельное придумывание сказок вызывает у них большие трудности.                                                                                         (слайд №5) Проблемы развития словесного творчества объясняются разными причинами: недостаточной сформированностью психических функций, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью, отсутствием опоры на внешние объекты. В настоящее время существует множество педагогических методов и приемов с помощью которых  возможно эффективно решать задачи развития детского словесного творчества. (слайд №6) Так Н.А.Ветлугина, О.И.Никифорова, О.С Ушакова , А.Е. Шибицкая, Н.В. Гавриш разработали методику обучения детей сочинению сказок посредством обогащения литературного (фольклорного) опыта детей, знакомства с жанровыми особенностями сказок, фольклорными образами, выразительными языковыми средствами.                                          (слайд №7) Психологическую основу способности к придумыванию историй составляют такие психические процессы как восприятие, воображение, мышление. Развитие воображения дошкольников является приоритетным направлением обучения сочинению сказок. Проблемам развития воображения дошкольников впроцессе работы с литературными произведениями посвятили свои исследования О. М. Дьяченко, Н. С. Карпинская, Дж. Родари и др. Эти авторы описали особенности конструирования детьми сказочных сочинений, доказали возможность повышения уровня творческого воображения у детей дошкольного возраста благодаря упражнениям в операциях «опредмечивания» и «включения» при восприятии и сочинении рассказов и сказок.                                         (слайд №8) В последнее время все более широкое применение в процессе развития связной речи дошкольников находит  концепция В.Я. Проппа. Владимир Яковлевич проанализировав сказки разных народов, пришёл к выводу, что независимо от композиции и деталей сказки имеют общие типы строения. В своих трудах “Морфология сказки” и “Трансформация волшебных сказок” пишет о том, что сюжеты волшебных сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет “функциями”. Общее число функций по Проппу – тридцать одна. Все эти функции взаимосвязаны между собой. Их различное соединение дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.                                                                                                Конечно, ясно, что такое огромное количество функций будет не понятно для ребёнка дошкольного возраста, да и детские сказки, рекомендованные Программой «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)  не имеют такого полного набора, связанного с действиями персонажей. (слайд №9) Поэтому в работе с дошкольниками используем пятнадцать наиболее часто употребляемых в детских сказках функций:                                                                                                               - "отлучка героя из дома” (символическое обозначение – уходящая вдаль дорога);                       - “запрет” (символическое обозначение – восклицательный знак);                                                          -“нарушение запрета” (символическое обозначение – перечеркнутый крест-накрест восклицательный знак);                                                                                                                - “неприятность, задача” (символическое обозначение – вопросительный знак);                                                    -“встреча с недругом и его сверхъестественная сила” (символическое обозначение – оскаленная волчья пасть);                                                                                               -“встреча с другом” (символическое обозначение – протянутая рука (помощь));                                            -“превращение” (символическое обозначение – маленький квадрат со стрелкой, указывающей на круг большего размера);                                                                           - “поиск пути” (символическое обозначение – компас);                                                                                          -“погоня” (символическое обозначение – бегущий человек);                                                                          -“обман” (символическое обозначение – маска),                                                                                                -“получение героем волшебного дара” (символическое обозначение – ключ);                                                 -“битва с врагом” (символическое обозначение – два скрещенных меча);                                                   - “наказание” (символическое обозначение – кнут);                                                                               - “победа” (символическое обозначение – латинская буква”V”);                                                         - “счастливый конец (свадьба)” (символическое обозначение – два обручальных кольца).         (слайд №10)  Кроме того в зависимости от целей и задач, которые ставятся на том или ином этапе работы, дополнительно используем четыре цветные фишки с буквенными обозначениями:                                                                                                         -фишка синего цвета с буквенным обозначением “Р” – “рассказ о герое” (обозначает, что ребёнок должен не только описать внешний вид персонажа, но и дать характеристику его человеческим качествам);                                                                                               -фишка зелёного цвета – с буквенным обозначением “О” – “описание местности” (обозначает, что автор сказки должен рассказать о месте и времени происходящих событий); -фишка жёлтого цвета с буквенным обозначением “Б” – “беседа” (обозначает, что дошкольник должен ввести в повествование диалог между двумя персонажами);                      -фишка белого цвета с буквенным обозначением “С” – “сравнение” (обозначает, что ребёнок должен сравнить между собой двух героев сказки по внешним данным и их личностным качествам).                                                                                        На основе вышеперечисленных карточек-схем, обозначающих структурные единицы сказки, знакомили  дошкольников с особенностями сложения сказок и тонкостями создания новых сказочных конструкций. Сразу скажем, что всю работу  с детьми организовывали  в форме игры, но при этом  старались сохранить элементы познавательного и обучающего общения. В совместной взросло-детской деятельности наряду с использованием традиционных методов и приемов работы со сказкой применяли и  нетрадиционные методы (моделирование, схематизация сказочного сюжета), которые помогали инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитывали индивидуальные психофизиологические особенности детей; строго соблюдали  принцип "От простого - к сложному".                                        Работу по обучению детей старшего дошкольного возраста проводили поэтапно согласно разработанному перспективному плану (слайд №11) Опираясь на основные принципы ФГОС ДО  планирование выстраивали  не  сверху от цели, а  снизу, исходя из предыдущих результатов развития ребёнка. Цели следующего этапа работы с детьми определяли в зависимости от того, насколько индивидуальное развитие  каждого ребенка совпадает  или отличаетсяя от общих тенденций и закономерностей в общем развитии детей группы. Поэтому наш перспективный план не имеет даже примерных временных рамок.  Отсутствие четких временных интервалов позволяет поддерживать детскую самостоятельность и способствует развитию детской инициативы. Перспективное планирование выглядит как примерный перечень развивающих  игр, который может в течение года дополняться и расширяться.                                                                А теперь предлагаю перейти к подробному описанию этапов  работы с детьми.        (слайд №12) На первом этапе использовали карточки, на которых сказочные функции были представлены в виде сюжетных изображений. Вспоминая с детьми знакомые произведения и читая новые сказки разных народов, осваивали значение каждой функции. Нами широко использовался приём зарисовки детьми сюжетов каждой функции и игры, в процессе которых дети называли моменты из произведений, где персонажи совершали те или иные действия (“Назови сказку”, “Приведи пример из сказки”); сравнивали различные сюжеты сказок (“Сравни сказки”); вспоминали и называли сказочные дары и волшебные средства (“Чудесные помощники”); придумывали новые названия к знакомым сказкам, сочиняли продолжения к известным сказочным историям (“А что потом?”). Параллельно с освоением сказочных функций знакомили дошкольников со значением дополнительных нефункциональных фишек синего, зелёного, жёлтого и белого цветов. Так в игровых упражнениях “Разговор по телефону”, “Беседа чудесных друзей” учили детей грамматически правильно выстраивать диалог. В играх типа: “Хорошие – плохие”, “Сравни сказочных героев” учили дошкольников описывать внешний облик и характер сказочных персонажей. А в игровых упражнениях: “Сказочная деревня”, “Тридевятое царство”, упражняли детей в умении рассказывать о месте и времени, где разворачивается сюжет сказки.                         (слайд №13) На втором этапе обучения сочинению сказок заменили сюжетные изображения сказочных функций на схематические. Следует отметить, что все символические значки придумывались в совместной деятельности с детьми. (слайд №14) Для лучшего запоминания дошкольниками символов создали дидактическую игру «Путешествие по сказкам». Пособие представлено следующим оборудованием: большим игровым полем, четырьмя фишками разных цветов и игральным кубиком. Методика проведения игры: Играющие (3 чел) по очереди бросают кубик  и передвигают фишки по игровому полю, согласно выпавшему числу.  Когда фишка оказывается на кружке с каким-либо значком -  ребёнок должен назвать функцию сказки, которую изображает данный символ. Если ответ верный, то фишка передвигается на несколько ходов вперед, согласно красной стрелки. Если ответ неверен, то ребенок ход пропускает. Также стоит обратить внимание, что само игровое поле выполнено в виде сказочного коллажа, где ребёнок при внимательном его рассмотрении может найти подсказку.                                                            (слайд №15) Чтобы придумывание сказок для дошкольников стало еще более интересным создали еще одну игру «Сочиняем сказки». Цель игры: обучение детей тонкостям создания новых волшебных сказок. Оборудование: 15 «основных» цилиндров (размером примерно 5 X 3 см.) с наклеенными на них символическими изображениями, обозначающими части сказок и 4 «дополнительных» цветных цилиндра :синего цвета (с буквенным обозначением «Р»), зелёного цвета (с буквенным обозначением «О»), жёлтого цвета ( с буквенным обозначением «Б») , белого цвета (с буквенным обозначением «С»). Методика проведения игры на данном этапе работы: 1.Вспоминая с детьми знакомые произведения, закрепите значение каждого символа, изображенного на цилиндре. 2. Содержание каждого прочитанного произведения «записывайте» с помощью фигур с символическими обозначениями. 3. Предложите дошкольникам  пересказать волшебную сказку по полученной модели.                                                                                  (слайд №16) На третьем этапе работы с детьми названным “творческим” мы придумывали с детьми коллективные сказки по заранее составленной схеме. Эти сказочные истории записывались в Книгу Волшебных сказок, (слайд №17) иллюстрации к которой рисовались детьми в свободное время. (слайд №18) Далее приступили к обучению воспитанников придумыванию историй по готовым моделям, состоящим из  пяти-восьми функций.         (слайд №19) А затем  перешли к освоению более сложного варианта игры "Сочиняем сказку": Воспитанникам предлагали самостоятельно выстроить конструкцию сказки из произвольно вытащенных из мешочка деревянных бочонков с символами. При этом бочонки: “начало сказки” и “счастливый конец (свадьба)” обязательно добавляли в эту конструкцию. А бочонки: “рассказ о герое”, “описание местности”, “сравнение” и “беседа” добавляли в зависимости от целей, преследуемых на занятии и выстроенной сюжетной цепочки. Когда этот вариант игры был успешно освоен детьми, приступили к работе с её новыми версиями:  Например, воспитанникам предлагали сочинять фантастические истории на заданную тему и  по ключевому слову, сочиняли сказки с середины или конца.                          (слайд №20) На завершающей стадии творческого этапа познакомили детей с ещё одной новой игрой - «Фантазёры». Оборудование для проведения игры очень простое: это 6 пластиковых кубиков (6х6 см.)  Из них: 3 куба зелёного цвета, с наклеенными на каждую сторону символами, изображающими функции сказок. 2 куба желтого цвета с наклеенными изображениями положительных героев разных сказок. И 1 куб красного цвета с наклеенными изображениями отрицательных героев разных сказок и мультфильмов. Методика проведения игры: Играющие (3 чел.) по очереди кидают кубики красного и желтого цветов и выбирают героев будущей коллективной сказки. Далее дошкольники также по очереди бросают кубики зеленого цвета. Согласно выпавшим символам сочиняют волшебную сказку. Проигравшим считается тот ребенок, кто не смог придумать продолжение сказки.                                                                                 Стоит отметить, что детям очень понравилась игра «Фантазёры», их захватило желание победить, стать лучшим сказочником детского сада. Имеющийся в игре соревновательный элемент, стал  двигателем детского творчества.                                Положительным итогом нашей работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок считаем позитивную динамику в речевом развитии воспитанников, у детей наблюдается заметное нарастание контекстности речи. Творения у дошкольников стали получаться эмоционально окрашенными, без  повторений. Дошкольники с удовольствием изготавливают по собственным сказкам иллюстрированные книжки-самоделки, разыгрывают спектакли для малышей и родителей. Поэтому предлагаем использовать метод схематизации сказочного сюжета шире в практике дошкольного воспитания, активно применяя эту методику в речевом воспитании дошкольников, поскольку именно здесь данный метод даёт наиболее ощутимые результаты.                         В заключение своего выступления хотим подчеркнуть, что таких положительных результатов удалось добиться ещё и благодаря тесному сотрудничеству с семьями воспитанников. Родителей постоянно держали в курсе событий. На родительских собраниях знакомили с основными направлениями работы по ООП детского сада, проводили консультации, показывали с детьми театральные представления; проводили праздники (слайд №21), открытые мероприятия (слайд №22) В группе руками детей, педагогов и родителей изготовлены театральные куклы (слайд № 23),  атрибуты для театральных игр, различные виды театров. Не осталась без внимания и территория детского сада (слайд №24) Ежегодно в зимний период на прогулочной площадке создается сказочный городок из снега и цветного льда, а в (слайд № 25) летом участок украшается героями любимых сказок, которые изготовлены из подручного и бросового материала.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! (слайд № 26)

Литература(слайд № 27)

1. Гурова И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок// Самарский научный вестник.2013 №4(5).

2. Родари Дж. Грамматика фантазии.- Калуга, 1992.

3. Левшина, Н.И. Градусова Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников// Фундаментальные исследования.2015.-№2-9.С.1988-1992.

4. Пешкова, И. В. Владимир Яковлевич Пропп. Морфология волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова— М.: Издательство “Лабиринт”, 2001.

5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников : учебное пособие для ст. высш. Учебных завед. М.: изд. Центр АКАДЕМИЯ, 2007.

6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников..- М.; Изд-во Института Психотерапии,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6 лет)

Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6лет).«САЛАТ ИЗ СКАЗОК».  Поповцева Ольга Валерьевна, воспитатель  МБДОУ «Детский сад №69 «Остров...

Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок

Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определен...

«Метод наглядного моделирования как способ обучения детей сочинению сказок»

Цель мастер - класса: обучить участников мастер - класса сочинять сказки методом наглядного моделирования. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10125834","attribute...

Обучение старших дошкольников сочинению сказок.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.Без этого он засушенный цветок.В.А. СухомлинскийЦель : формирование у дошкольников навыков самостоятел...

Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок

Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной мо...

Выступление из опыта работы "Обучение старших дошкольников сочинению сказок"

Сочинение сказок - эффективное средство развития речи дошкольников...

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаютс...